Сегодня на уроке мы продолжим изучать непредельные углеводороды, познакомимся с новым классом «Алкины». И как вы уже поняли, первый представитель этого класса – ацетилен. Давайте воспользуемся приемом «Знаю, узнал, хочу узнать». В течение 2-х минут в своих тетрадях напишите информацию об алкинах, которую вы знаете. Каждая группа делится информацией поочередно, следующие группы уже не повторяют его (делают отметку). Если в группе названного факта не было отмечено, фиксируют в своих тетрадях в графе «узнал». На доске фиксируем предположения, факты каждой группы (прием «Фонарь предсказаний»). Для доказательства ваших предположений продолжаем работать в группах, согласно плана изучения класса веществ. Инструктивная карта. Слайд 6. 1. Определение. 2. Строение. Объяснить пространственное строение. Слайд 7. Видеофрагмент «Строение алкинов» (2.18 – 4.10 мин). Что вы запомнили из видео, какие предположения подтвердились? 3. Гомологический ряд. Номенклатура. Задание. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С6Н10. Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Для формулы с большим количеством атомов углерода постройте шаростержневую модель молекулы. Лабораторный опыт. Изготовление шаростержневых моделей молекул алкинов. Приложение 1. Попробуем дать название. Если есть затруднение, обратитесь к выполнению задания: (слайд 8) Из предложенных фрагментов восстанови алгоритм составления формул алкинов, расставив их в логической последовательности. А) Названия алкинов по молекулярной формуле образуются по правилу: суффикс, корень, ин, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, + Б) Названия алкинов по структурной формуле образуются следующим образом: номер атома углерода, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, ин +, + суффикс, корень, при котором стоит тройная связь Поменяв модели молекул групп, дать название веществу. Задание. Найти ошибки в названии веществ СН ≡ С – СН2 – СН3 – бутин-3 (бутин-1) СН3 – С ≡ С – СН(СН3) – СН2 – СН3 – 3-метилгексен-4 (4-метилгексин-2) Поясните свой ответ. Физкультминутка. Сядем ровно, опираясь на спинку стула, руки положим на колени. Отвечая на поставленный вопрос положительно – киваем головой вниз, отрицательно – вбок, затрудняемся с ответом – пожимаем плечами вверх-вниз. 1. Алкины – ациклические УВ? 2. Для алкинов характерна межклассовая изомерия? 3. Вы в детстве проделывали опыт получения ацетилена? 4. Ацетилен малорастворим в воде? 5. Пентин относится к алкинам? Измените что-нибудь в формуле. К какому пункту плана позволяет перейти это действие? 4. Изомерия. Слайд 9. Предположите, какие виды изомерии будут характерны для алкинов? Перечислите их в тетради. Прием «Воруй мои идеи с гордостью». Задание: постройте изомер на примере шаростержневой модели молекулы, назовите вид и подвид изомерии. Какую изомерию вы не показали? Почему? Ответ обоснуйте. Работа с учебников п.33 с. 184-185. Сопоставление: сходство и отличие от алканов, алкенов. Задание. Составить таблицу по видам изомерии для классов алканов, алкенов. Найти сходство и отличие. |