СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по теме "Ацетилен"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к методической разработке к уроку по теме "Ацетилен" для 10 класса, профильный уровень.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по теме "Ацетилен"»

Технологическая карта урока

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

  • Организационный момент

Приветствует класс, настраивает учащихся на успешную работу.

Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята, рада приветствовать своих коллег. Мы снова с вами на уроке химии и у нас все получится.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Создание доброжелательной атмосферы. Выбираем цвет настроения на доске.

1

  • Мотивация и целеполагание 


Обратите внимание на доску.

На доске слайд 1 презентации «Ночь, улица….».

Какие ассоциации возникают? Как стихотворение Александра Блока связана с этими рисунками?

Прием «Ассоциация».

(Возникновение трудности, проблемы).


Обратитесь к тестам статей из журнала «Химия и жизнь», которые есть на столах.

Как название текста связано с вашими ассоциациями?

К какому классу вы бы отнесли вещество, о котором идет речь, и на основании какого факта?


Действительно сегодня на уроке мы будем знакомиться еще с одним классом органических соединений. Вы узнаете, что то новое, т.к. урок открытия новых знаний.

Сформулируйте тему и цель урока. Слайд 2.

Как вы будете действовать?

Дети высказывают свои ассоциации.

(Ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений).

Ответы учащихся.

(В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема).



Определим, что знаем, что хотим узнать и найдем способ получить эти знания.

3

  • Актуализация знаний

 

Некоторые знания для достижения нового у нас есть.

Вспомните план, по которому мы ведем изучение каждого класса.

А сейчас мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия новых знаний.

Выполним ряд заданий на повторение.

Задание 1. Ответьте на вопросы: слайд 3

Давайте покопаемся в памяти. На столах возьмите лист самоконтроля, подпишите фамилию, выполните задание. Прием «Покопаемся в памяти»

  1. Какие классы мы изучили?

  2. Общая формула алканов?

  3. Виды гибридизации атома углерода?

  4. Особенности строения алканов?

  5. Особенности строения алкенов?


Проверить ответы с образцом. Слайд 4. Поставьте себе оценку за выполнение работы.

Следующее задание выполняем в группе.

Задание 2. Определите основные признаки строения веществ каждого класса. Слайд 5.

Прием «Найди соответствие»

На столах каждой группы карточки - основные характеристики строения изученных классов. Необходимо выбрать относящиеся к данному классу.

Каждая группа справилась с заданием?

Задание 3. Узнай вещество по описанию: (если позволит время)

Прием «Мозговой штурм».

а) Газ, легче воздуха, без запаха, не растворим в воде, приводит к авариям на шахтах, есть почти у каждого дома. (Метан)

б) Густая белая масса, обесцвечивает раствор бромной воды, после высушивания на солнце становится эластичным веществом, имеет отношение к резине. (Каучук)

в) Газ без запаха. Ненасыщенное вещество, используется для производства распространенного материала, который не разрушается в природе почти 200 лет, используется для быстрого созревания овощей и фруктов. (Этилен)


Называют пункты плана





Выполняют самостоятельную работу, ответы записывают на отдельном листе – лист самоконтроля.





Самооценивание.



Выполняют задание в группе, сопоставляют, размещают полученный ответ на магнитной доске.

Взаимопроверка других групп.




Определяют вещества по их основным свойствам.

7-10

Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации


Сегодня на уроке мы продолжим изучать непредельные углеводороды, познакомимся с новым классом «Алкины».

И как вы уже поняли, первый представитель этого класса – ацетилен.

Давайте воспользуемся приемом «Знаю, узнал, хочу узнать».

В течение 2-х минут в своих тетрадях напишите информацию об алкинах, которую вы знаете.


Каждая группа делится информацией поочередно, следующие группы уже не повторяют его (делают отметку). Если в группе названного факта не было отмечено, фиксируют в своих тетрадях в графе «узнал».

На доске фиксируем предположения, факты каждой группы (прием «Фонарь предсказаний»).


Для доказательства ваших предположений продолжаем работать в группах, согласно плана изучения класса веществ.

Инструктивная карта. Слайд 6.

1. Определение.

2. Строение. Объяснить пространственное строение. Слайд 7.

Видеофрагмент «Строение алкинов» (2.18 – 4.10 мин).

Что вы запомнили из видео, какие предположения подтвердились?

3. Гомологический ряд. Номенклатура.

Задание. Подчеркните формулы веществ, которые можно отнести к алкинам: 

С4Н8, С4Н6, СН4, С2Н2, С5Н12, С3Н4, СН2, С2Н4, С8Н16, С6Н10

Обведите формулу первого представителя гомологического ряда алкинов. Для формулы с большим количеством атомов углерода постройте шаростержневую модель молекулы.


Лабораторный опыт.

Изготовление шаростержневых моделей молекул алкинов. Приложение 1.


Попробуем дать название.

Если есть затруднение, обратитесь к выполнению задания: (слайд 8)

  1. Из предложенных фрагментов восстанови алгоритм составления формул алкинов, расставив их в логической последовательности.

А) Названия алкинов по молекулярной формуле образуются по правилу:

суффикс, корень, ин, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, +

Б) Названия алкинов по структурной формуле образуются следующим образом: номер атома углерода, соответствующий числу атомов углерода в молекуле, ин +, + суффикс, корень, при котором стоит тройная связь


Поменяв модели молекул групп, дать название веществу.


Задание. Найти ошибки в названии веществ

СН ≡ С – СН2 – СН3 – бутин-3 (бутин-1)

СН3 – С ≡ С – СН(СН3) – СН2 – СН3 – 3-метилгексен-4

(4-метилгексин-2)

Поясните свой ответ.


Физкультминутка.

Сядем ровно,  опираясь на спинку стула, руки положим на колени. Отвечая на поставленный вопрос положительно – киваем головой вниз, отрицательно – вбок, затрудняемся с ответом – пожимаем плечами вверх-вниз.

1. Алкины – ациклические УВ?

2. Для алкинов характерна межклассовая изомерия?

3. Вы в детстве проделывали опыт получения ацетилена?

4. Ацетилен малорастворим в воде?

5. Пентин относится к алкинам?


Измените что-нибудь в формуле. К какому пункту плана позволяет перейти это действие?


4. Изомерия. Слайд 9.

Предположите, какие виды изомерии будут характерны для алкинов? Перечислите их в тетради.

Прием «Воруй мои идеи с гордостью».





Задание: постройте изомер на примере шаростержневой модели молекулы, назовите вид и подвид изомерии.

Какую изомерию вы не показали? Почему? Ответ обоснуйте.

Работа с учебников п.33 с. 184-185.

Сопоставление: сходство и отличие от алканов, алкенов.

Задание. Составить таблицу по видам изомерии для классов алканов, алкенов. Найти сходство и отличие.





















Работают в группах, находят информацию из учебника, информационных карточек, видеофрагмента.

Ответы фиксируют в тетради.












Выполняют лабораторный опыт. Записать структурную формулу на доске.




Называют вещества.

Если есть трудность, выполняют задание.




Работают в группе.







Выполняют физкультминутку.









Ответы учащихся.






Один из группы воспользовавшись телефоном, фотографирует ответ другой группы и приносит к себе.


Ответы представителей групп. Один из группы представляет на доске, другой на модели.


Заполняют таблицу.

15-20

  • Закрепление


Давайте обобщим материал урока и вернемся к нашему «Фонарю предсказаний».

Все ли ваши предположения подтверждены?

Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив задание.

Ответьте на вопросы:

1. Первый представитель алкинов

2. Родовой суффикс.

3. Тип гибридизации электронных облаков в молекуле ацетилена

4. Форма алкинов в пространстве.

5. Виды изомерии алкинов.


Следит за ходом проведения работы.

Взять на проверку работы учеников. прием «Случайный выбор».







Индивидуально выполняют задание.




Взаимопроверка, взаимооценивание.


5

Домашнее задание

Выполните задание на выбор.

1. Прочитать п.33, выполнить упр.5,6 с. 185.

2. Составить вопросы, прогнозирующие свойства алкинов на основании полученных данных о строении. Записать вопросы в тетради.

3* Творческое задание.

Подготовить сообщение о карбидной лампе.

Предлагает учащимся записать домашнее задание, разъясняет его.

Записывают домашнее задание.

2

6. Подведение итогов, рефлексия.

Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.

Прием «Диаманта» (работа с понятиями, противоположными по смыслу)

Пример:

Алкины

Непредельные, неустойчивые

Присоединяют, имеют тройную связь, находятся в sp-гибридизации

Органические вещества, горение

Предельные устойчивые

Замещают, имеют одинарную связь, находятся в sp3-гибридизации

Алканы


Закончите предложение

В начале урока я планировал(а) изучить____

У меня получилось______

Я научился(ась)________

У меня не получилось_____________

Дома мне надо поработать над____________________

Свою деятельность на уроке я оценил на «2»; «3»; «4»; «5».

Благодарит учеников за урок.  Урок окнчен.          

Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.



3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!