СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф.Одоевский "Город в табакерке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для этого урока в календарно-тематических планах даётся 3 урока. Технологическая карта составлена к первому уроку.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературного чтения в 4 классе по теме В.Ф.Одоевский "Город в табакерке"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. ФИО (полностью) Гусельникова Антонина Николаевна

  2. Место работы МБОУ «Гуринская СОШ»

  3. Должность учитель начальных классов

  4. Предмет Литературное чтение

  5. Класс 4

  6. Тема: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского, проведения первичного анализа произведения «Городок в Табакерке».

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского,

провести первичный анализ произведения «Городок в Табакерке»;

развивающие: продолжать развивать речь и словарный запас,

содействовать развитию памяти, мышления;

воспитательные: продолжать воспитание коммуникативных навыков: умение работать в группе, умение слушать и слышать товарища, проявлять дружеское отношению друг к другу.

Формируемые УУД:

Развивающие УУД:

Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.


Познавательные УУД:

Умения сравнивать, делать выводы.


Коммуникативные УУД:

Умение работать в парах и группе, умение слушать и понимать речь других.


Предметные УУД:

Умение определять жанр произведения; умения находить литературные приемы в тексте.



Оборудование: компьютер, слайд-шоу (презентация), книга В. Ф. Одоевского, портрет автора, макет городка в табакерке, свитки с устаревшими словами, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Содержание работы

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые ребята. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.


Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала

Речевая разминка

Давайте для начала прочитаем скороговорку про себя:

Гордость города городом гордится.

Прочитаем вслух медленно.

Прочитаем быстрее.

Еще быстрее.

Кто попробует прочитать ее самостоятельно и бегло?

Молодцы.



Работа со скороговоркой.

Подготовка речевого аппарата к работе на уроке: чтению, беседе

Актуализация знаний











































Постановка темы и цели урока.

Что вы видите у меня в руках?

А в чем этот город?

Сейчас мы можем назвать это коробкой, шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками.

Что же такое табакерка? Поработайте в группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак. 2. Историческая справка о табаке. 3. Для чего использовался нюхательный табак. 4. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки.

У вас две минуты.

Итак, пожалуйста, первая группа.

С чего мы начнем рассказ о табакерке?






Продолжает вторая группа.




Для чего же использовался нюхательный табак?




А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка, 4 группа?




И завершает пятая группа.






Молодцы. Что ж, посмотрим на макет табакерки и города внутри неё. Как может называться произведение, которое мы будем изучать?

Определите тему урока.



Поставьте цель, которую нам нужно будет достичь.

В одной руке – шкатулка, в другой – коробка, внутри которой расположен город.













Таба́к — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека.

В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки.


Город(ок) в табакерке.

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок табакерке».

Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

Судя по названию, предположите, к какому жанру будет относиться «Городок в табакерке»?

Да, вы совершенно правы. Но это немного необычная сказка. В чем ее особенность, мы узнаем в процессе знакомства. Но для начала необходимо познакомиться с тем, кто подарил нам это произведение.

Его написал В. Ф. Одоевский.

Владимир Федорович был не только писателем, но и философом, филологом, музыковедом и даже педагогом. Родился Одоевский был 1-ого августа 1803 года в Москве. Отец его был потомком княжеского рода, а родители мамы были крепостными крестьянами. Будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский начал сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году). Два года своей жизни он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия». Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным. В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах. С 1846-ого года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве в возрасте 63 лет.


В тексте вам будут встречаться незнакомые слова, ведь действие происходит 183 года назад! Но герои нашей сказки уже позаботились о нас с вами и подготовили свитки со значениями устаревших слов. Когда мы будем встречать какое-то незнакомое, непонятное слово – эти свитки будут помогать нам в его растолковании.

К сказке – ведь город не может располагаться в шкатулке/табакерке.




Слушают рассказ учителя.

Познакомить учащихся с биографией В. Ф. Одоевского.


Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.














Постановка проблемного вопроса

Итак, это произведение вами уже прочитано. Что ж, давайте рассмотрим сказку подробнее, обсудим ее.

Кто главный герой сказки?

С чего начинается сказка?

Почему Миша называют своего папу именно так – «папенька»? как еще можно называть отца?

Чем табакерка привлекла внимание Миши?

Как назывался этот городок? Зачитайте это описание.

Какое природное явление показано в сказке?

Что произошло, когда папенька тронул пружинку? Зачитайте этот фрагмент.


Что увидел Миша внутри табакерки?


Что наказал не делать ему папенька?

С какой проблемой столкнулся Миша?

Что произошло в следующей части?

Давайте посмотрим, как художники представляли себе встречу Миши и мальчика-колокольчика. (Видеофрагмент)

Что значит «учтиво поклонился»?

Что такое «свод»?


Как мальчикам удалось пройти сквозь своды? Найдите подтверждение в тексте.

Почему у Миши и мальчика-колокольчика случилась небольшая размолвка, ссора?



Мог ли мальчик-колокольчик не говорить «динь-динь»?

А про какие же тогда поговорки говорил папа Миши?

Есть ли у вас такие «слова-паразиты»?




Главный герой – мальчик Миша.

Папа поставил на стол табакерку.

Так раньше называли папу. Еще можно говорить «папа», «папочка», «отец» и т.д.

На ней располагался красивый город.

Этот городок назывался Динь-Динь. Зачитывают отрывок.

Заиграла музыка – зачитывают фрагмент.

Смена дня и ночи.

Внутри табакерки располагались разные колокольчики, молоточки, пружинки…

Папенька наказал ему не трогать пружинку.

Миша уснул и встретил мальчика-колокольчика.

Просмотр видеофрагмента.


Почему играет музыка?





Учтиво – очень вежливо.

Свод – перекрытие в форме дуги, соединяющее стены какого-то сооружения.

«Вдали все кажется маленьким…»


Миша обиделся на то, что колокольчик смеялся над ним. В ответ он сказал, что, по словам его папы, использовать поговорки нельзя. Колокольчик обиделся.

Нет, так как он на самом деле издавал этот звук.

Вредные слова, «слова-паразиты».

«Типа», «как бы».

Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока.

Физминутка

Немного отдохнем.

Выполним наклоны влево-вправо, как будто мы все – мальчики или девочки-колокольчики.

Постучим, как дядьки-молоточки.

Поприседаем, как пружинка.

Руки на пояс. Переворачиваемся слева направо, как г-н Валик.

Повторяют за учителем

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.


Хорошо, продолжим обсуждение нашей сказки.

Найдите в тексте и прочитайте, что увидел Миша, открыв очередные двери?

Почему колокольчики были разного роста, «не одинакие»?


Что понял Миша, обсудив жизнь мальчиков-колокольчиков? Согласился ли он с ними? А вы согласны?

С кем же затем познакомился Миша?

Понравились ли ему дядьки-молоточки?


Какая поговорка была у них? Почему?

Прочитайте разговор с господином Валиком ПО РОЛЯМ. Стр. 164.

Какой вывод сделал для себя Миша?


А как считаете вы – нужно ли присматривать за вами, детьми? Почему?

С кем еще встретился Миша? Прочитайте.

О чем рассказала царевна Пружинка?


Какая поговорка была у нее?

Поверил ли ей Миша?


Что произошло дальше? Прочитайте.

Почему папа запрещал ему это делать?

Чем закончилась история?


Попробуйте рассказать механизм работы музыкальной табакерки на примере этой сказки.


Какова главная мысль этой сказки? Что автор хотел сказать своим читателям, то есть нам с вами?




«Улицу…» Стр. 162.

Они были неодинаковыми: кто больше – у того и голос толще.

Весь день заниматься один и тем же делом – скучно.


Высказывания детей.



Миша познакомился с дядьками-молоточками.

Нет, они были грубы и без сожаления били мальчик.

«Тук-тук-тук» - звук молотка.

Чтение по ролям.


«теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит».

Высказывания детей.


Царевна-Пружинка.

Она подробно описала механизм работы музыкальной табакерки.

Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось проверить, правду ли она говорит.

С. 166 – «В одно мгновение пружинка …»

Так можно сломать табакерку.

Миша проснулся – всё его путешествие оказалось просто сном.

Пружинка толкает валик – валик вертится и цепляет молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят и издают мелодичный звук.

Автор хотел сказать о том, что в мире всё взаимосвязано.

Возможно, если часто думать о какой-то проблеме, то ее решение придет во сне.

Он боялся ослушаться папу – надо слушаться старших.

Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы.

Первичное закрепление.

Подведем итог: что мы сегодня узнали?


Какое произведение изучали и обсуждали?

С кем познакомился герой во время своего путешествия по табакерке?



Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Самостоятельная работа: ответьте на вопросы:

  1. Как звали автора сказки?

а) Владимир Иванович Одоевский

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Владимир Фёдорович Одоевский

2. Кто не является героем произведения?

а) молоточек

б) колокольчик

в) винтик

3. Из чего была сделана табакерка?

а) из черепахового панциря

б) из золота

в) из папье-маше

4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания?

а) механика

б) биология

в) астрономия


Узнали биографию В. Ф. Одоевского, выяснили значение новых слов.

Обсудили сказку «городок в табакерке».

Миша познакомился с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, господином Валиком и Царевной Пружинкой.

Полученные знания могут пригодиться на уроках физики; в беседе со сверстниками или взрослыми…



в) Владимир Фёдорович Одоевский




в) винтик




а) из черепахового панциря




а) механика


Закрепление изученного материала. Проверка усвоения материала.

Домашнее задание

Разделить текст на части, озаглавить их. Стр. 168, № 8.

Записывают д/з.

Оформление записи домашнего задания в дневнике

Рефлексия

А закончим мы наш урок заполнением «Табакерки настроения».

У вас на партах лежат герои сказки: Пружинка, мальчик-колокольчик, господин Валик.

Каждый герой характеризует определенное отношение к уроку:

Пружинка – та, без кого табакерка не могла бы издавать этот прекрасный звук. Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбираем Пружинку.

Мальчик-колокольчик был проводником Миши в городок в табакерке, но в определенный момент они даже немного повздорили. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте Колокольчика.

Господин Валик показал себя ленивым участником событий, совершенно не следил за дядьками-молоточками и мальчиками-колокольчиками. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбираем Валика.

Заполняем нашу табакерку этими героями. Посмотрим, кем же будет населён наш Городок в табакерке.

Спасибо за урок!












Выбирают героя и прикрепляют его изображение на доску.

Осознание смысла и способа собственной деятельности,

объективная оценка своих результатов,

обнаружение проблем, возникших по ходу урока.

Резерв

Составление синквейна о главном герое.


Составить творческое описание главного героя. Применить знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, синонимах на практике.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!