Этапы урока | Формируемые умения | Слайды, Видеофрагмент | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационно-мотивационный момент (2 мин) | Личностные: - мотивация учащихся на деятельность. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 1 слайд | - Здравствуйте ребята, садитесь. - А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. Ребята, давайте подарим друг другу улыбку. | Здороваются с учителем, настраиваются на работу. |
Проверка домашнего задания (4-5 мин) | Регулятивные: Выполнять самоконтроль | 2 слайд | - Начнём урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было подготовить пересказ рассказа «Моя Родина» Михаила Пришвина. (спрашиваю 2-3 человек) - Кто может рассказать что-то из биографии автора? - Молодцы! - А как называется раздел, который вы начали изучать на прошлом уроке? | - Пересказ рассказа Рассказывают про автора - Люби живое |
3.Акттуализация знаний (5-6 мин) | Коммуникативные: Учить умению слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 3 слайд 4 слайд | - Отгадайте загадку: Лес разделся, Неба просинь, Это время года — ... - Какие же изменения происходят в живой природе осенью? - Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме? - Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня Задание №1 Даны слова:, неуклюжий, слепой, колючий, злой, хитрый, величественный. Кто здесь лишний? Медведь, Волк, Еж, Лис, Лось, Заяц | - Читают стихотворение. -Осень - Листопад Ответы детей - Заяц |
| Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 5 слайд 6 слайд 7 слайд | - Задание №2 Игра «Найди лишнее слово». Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка. - Какое слово лишнее? Почему? - Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано? А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся. - Какова тема нашего урока? - Как вы думаете про кого может быть это произведение? - Мы познакомимся со сказкой И. С. Соколова- Микитова «листопадничек» | Лишнее слово - Листопадничек. |
4.Открытие новых знаний (30 мин) | Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений Регулятивные: Выполнять самоконтроль | 8 слайд | - Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины. Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины Последние 20 лет жизни писатель жил | Слушают биографию |
| | 9 слайд | в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе. С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни» - Послушайте произведение, после чего ответите мне на вопрос, каких страхов натерпелся Листопадничек. (читаю произведение) - Так каких же страхов натерпелся Листопадничек? - Чтобы текст был более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений. долговязый - высокий, худой плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды запрудили - перегородили реку плотиной настлано - настелено хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине | Слушают рассказ Отвечают |
| | | Робеть - пугаться, стесняться, бояться ходко работают – работают быстро - Вылетел как пуля - это как? - Что значит волей - неволей? - Теперь давайте немного отдохнём | - Стремительно быстро. - Пришлось, надо. |
Физ-минутка | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | 10 слайд | Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки. | делают физ-минутку |
| Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений | 11 слайд | (Организую чтение учащихся по ролям, спрашиваю как бы они озаглавили каждую часть.) Чтение по ролям и частям. Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны...» - Как бы вы озаглавили эту часть? - О чем же эта часть? Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны» - О чем эта часть произведения? | читают произведение по ролям, придумывают заголовки каждой части, высказываются по поводу прочитанного, рассуждают. 1. Мечта Листопадничка. 2. Подготовка животных к зиме. |
| Коммуникативные: Учить умению слушать и вступать в диалог. | | 3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал Листопадничек-зайчонок». - Как можно озаглавить эту часть? Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят» - Как можно озаглавить эту часть? Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому». - О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек? - Как ее можно озаглавить? - Прочитайте последнюю - Как бы вы озаглавили эту часть? - Попробуйте пересказать сказку по плану, который мы составили. | 3.Встреча с бобрами. 4. Пришлось остаться на зиму 5. За долгую зиму страху натерпелся. 6. Наконец-то дома! |
5.Первичное закрепление (5-7 мин) | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений Коммуникативные: Учить умению слушать и вступать в диалог. | | - Понравилось ли вам произведение? Чем? - Назовите основных героев произведения. - Какая мечта была у маленького зайчика? - Почему она появилась? - Кого встретил зайчонок во время путешествия? - Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался? - Каких страхов натерпелся Листопадничек? - Расскажите, как зайчонок попал на болото, что стали с тех пор говорить про него. -Какие чувства вы испытывали, читая сказку? - Почему у вас были такие разные чувства? - Какова же тема данного произведения? | Отвечают на вопросы - Грустная, добрая, веселая - Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины |
6.Домашнее задание (1 мин) | Регулятивные: Выполнять самоконтроль | | - Домашнее задание будет написано в электронном дневнике. | Записывают домашнее задание |
7.Рефлексия (2-3 мин) | Познавательные: Структурирование собственных знаний. Регулятивные УУД: Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности. Выполнять самоконтроль | 12 слайд | - С каким автором вы сегодня познакомились? - Какое произведение прочитали? - Смогли ли мы дать характеристику главному герою? - Получилось ли у вас пересказать эту сказку? - С вами было очень приятно работать! Спасибо за урок, до свидания! | - И. С. Соколов-Микитов - Листопадничек - Да -Да Прощаются с учителем |