СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку литературного чтения. 3 класс. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку литературного чтения. 3 класс. И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»»



Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

Организационно-мотивационный этап, актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление, домашнее задание, рефлексия.

Тема урока

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цель урока

Ознакомление со сказкой И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

Основные термины, понятия

Рассказ, характеристика главных героев, главная мысль



Планируемый результат: Познакомить со сказкой И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

Предметные умения: знакомы с автором,


Познавательные: аргументированно отвечать на вопросы, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к успешному обучению литературному чтению.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная +

Работа в парах

Индивидуальная +



Презентация, ПК, учебник «Литературное чтение»2 часть, 3 класс, автор – Л. Ф. Климанова



























Этапы урока

Формируемые умения

Слайды,

Видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационно-мотивационный момент

(2 мин)

Личностные:

- мотивация учащихся на деятельность.


Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.







1 слайд


















- Здравствуйте ребята, садитесь.


- А чтобы урок пошёл каждому впрок -

Активно включайся в работу дружок!

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.


Ребята, давайте подарим друг другу улыбку.

Здороваются с учителем, настраиваются на работу.













  1. Проверка домашнего задания (4-5 мин)

Регулятивные:

Выполнять самоконтроль


2 слайд

- Начнём урок с проверки домашнего задания. Вам нужно было подготовить пересказ рассказа «Моя Родина» Михаила Пришвина.

(спрашиваю 2-3 человек)

- Кто может рассказать что-то из биографии автора?

- Молодцы!

- А как называется раздел, который вы начали изучать на прошлом уроке?

- Пересказ рассказа





Рассказывают про автора



- Люби живое

3.Акттуализация знаний

(5-6 мин)



Коммуникативные:

Учить умению слушать и вступать в диалог.


Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


3 слайд













4 слайд

- Отгадайте загадку:

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года — ...

- Какие же изменения происходят в живой природе осенью?

- Что происходят в жизни лесных животных осенью? Как они готовятся к зиме?

- Игра «Кто здесь лишний? Узнай меня

Задание №1 Даны слова:, неуклюжий, слепой, колючий, злой, хитрый, величественный. Кто здесь лишний?

Медведь, Волк, Еж, Лис, Лось, Заяц

- Читают стихотворение.



-Осень


- Листопад

Ответы детей







- Заяц


Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



5 слайд











6 слайд




7 слайд


- Задание №2 Игра «Найди лишнее слово».

Зайчонок, заяц, листопадничек, зайчишка, заинька, заюшка, зайка.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Подумайте, что может обозначать это слово, с каким явлением оно связано?

А еще это слово является названием литературного произведения с которым мы сегодня познакомимся.

- Какова тема нашего урока?

- Как вы думаете про кого может быть это произведение?

- Мы познакомимся со сказкой И. С. Соколова- Микитова «листопадничек»





Лишнее слово - Листопадничек.

4.Открытие новых знаний

(30 мин)

Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений



Регулятивные:

Выполнять самоконтроль


8 слайд












- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил

Слушают биографию

























9 слайд

в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов

В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе «Из светлого родника материнской и отцовской любви вытекал искрящийся ручеек моей жизни»

- Послушайте произведение, после чего ответите мне на вопрос, каких страхов натерпелся Листопадничек.

(читаю произведение)

- Так каких же страхов натерпелся Листопадничек?

- Чтобы текст был более понятным, объясним значения некоторых слов и выражений.

долговязый - высокий, худой

плотина – перегородка на реке для поднятия уровня воды

запрудили - перегородили реку плотиной

настлано - настелено

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине















Слушают рассказ

Отвечают




Робеть - пугаться, стесняться, бояться

ходко работают – работают быстро

- Вылетел как пуля - это как?

- Что значит волей - неволей?

- Теперь давайте немного отдохнём



- Стремительно быстро.

- Пришлось, надо.

Физ-минутка

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

10 слайд

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

делают физ-минутку




Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений










11 слайд

(Организую чтение учащихся по ролям, спрашиваю как бы они озаглавили каждую часть.)

Чтение по ролям и частям.

Первая часть до слов «Прощайте, прощайте, бедные Листопаднички страны...»

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- О чем же эта часть?

Вторая часть до слов «А я один побегу за журавлями в теплые страны»

- О чем эта часть произведения?

читают произведение по ролям, придумывают заголовки каждой части, высказываются по поводу прочитанного, рассуждают.


1. Мечта Листопадничка.



2. Подготовка животных к зиме.


Коммуникативные:

Учить умению слушать и вступать в диалог.









3 часть до слов «Ходко работают бобры. Эх, видно, не видать мне больше сладкой репки!" - подумал Листопадничек-зайчонок».

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение 4 части до слов «Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят»

- Как можно озаглавить эту часть?

Чтение 5 части до слов «Нырнул Бобр в воду, хвостом вильнул, - не удержался, как пуля вылетел Листопадничек из воды. Волей-неволей пришлось к берегу плыть самому».

- О чем рассказывает писатель в этой части? Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Как ее можно озаглавить?

- Прочитайте последнюю

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- Попробуйте пересказать сказку по плану, который мы составили.





3.Встреча с бобрами.




4. Пришлось остаться на зиму








5. За долгую зиму страху натерпелся.


6. Наконец-то дома!

5.Первичное закрепление (5-7 мин)

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.



Познавательные: Владеть действиями построения рассуждений


Коммуникативные:

Учить умению слушать и вступать в диалог.


- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Назовите основных героев произведения. - Какая мечта была у маленького зайчика?

- Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия?

- Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся Листопадничек?

- Расскажите, как зайчонок попал на болото, что стали с тех пор говорить про него.

-Какие чувства вы испытывали, читая сказку?

- Почему у вас были такие разные чувства?

- Какова же тема данного произведения?

Отвечают на вопросы















- Грустная, добрая, веселая


- Тема одиночества всех, кто оказался вдали от своего дома, близких, тема Родины

6.Домашнее задание

(1 мин)

Регулятивные:

Выполнять самоконтроль



- Домашнее задание будет написано в электронном дневнике.


Записывают домашнее задание

7.Рефлексия (2-3 мин)

Познавательные:

Структурирование собственных знаний.


Регулятивные УУД:

Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности.

Выполнять самоконтроль











12 слайд

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- Какое произведение прочитали?

- Смогли ли мы дать характеристику главному герою?

- Получилось ли у вас пересказать эту сказку?

- С вами было очень приятно работать! Спасибо за урок, до свидания!

- И. С. Соколов-Микитов


- Листопадничек


- Да


-Да


Прощаются с учителем





















Презентация - https://urok.1sept.ru/статьи/672166/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!