СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку географии "По следам путешественников каменного века" 5 класс с приложением НРЭО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана к уроку географии 5 класс в соответствии с ФГОС. К этому уроку разработана  презентация и приложения, комментирующие слайды. На уроке используется учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков "География. Введение в географию" 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку географии "По следам путешественников каменного века" 5 класс с приложением НРЭО»

Соломина Ирина Ивановна

Технологическая карта урока географии 5 класс с приложением НРЭО

Тема 3. История географических открытий

Урок 8. По следам путешественников каменного века

Тип урока

Урок актуализации знаний и умений

Цели деятельности учителя

Цель

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми.

Задачи урока

1. Рассмотреть возможность путешествий древних людей по просторам Тихого океана.

2. Рассказать о значении наскальной живописи, найденной южноуральскими спелеологами в пещере «Игнатьевская». НРЭО

3. Познакомить учащихся с путешественниками современности.

4. Раскрыть причины организации путешествия Туром Хейердалом.

5. Сформировать представление о значении путешествия Тура Хейердала.

6. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Образовательные ресурсы

1. Электронное приложение к учебнику География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС, Инновационная школа).

2. Презентация «Игнатьевская пещера» 26 слайдов, составитель Соломина И.И.

План урока

  1. Причины освоения Земли древними людьми.

  2. Наскальная живопись пещеры «Игнатьевская».

  3. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.

  4. Роль Тура Хейердала в формировании представлений совре­менного человека о возможности освоения Земли древними людьми.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальные, фронтальные

Основные понятия

Путешествие. «Кон-Тики»

Географическая номенклатура. Тихий океан, Южная Америка, Азия.

Персоналии. Тур Хейердал.

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Познавательные: строят логические рассуждения, умоза­ключения и сообщения в устной и письменной форме, дела­ют выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодей­ствии при решении познавательных задач. Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Работают в соответствии с постав­ленной учебной задачей. Оценива­ют собственную учебную деятель­ность. Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

I. Мотивация к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создаёт условия для возникновения у обуча­ющихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слушают учителя и включаются в учеб­ную деятельность.

Фронталь­ная работа.


П. Актуализа­ция знаний.

Беседа по обсуждению проблемного вопроса для подготовки восприя­тия нового материала.

Постановка проблемного вопроса для повышения мотивации изучения темы.

Высказывают свои предположения.

Индивиду­альная работа.


III. Изучение нового мате­риала.

Работа с текстом учебни­ка.

Организует работу с текстом учебника. Знакомство обучающихся с новым разделом.

Знакомятся с новой ин­формацией, работают в тетрадях.

Фронталь­ная и инди­видуальная работа.

Устные ответы и записи в тет­радях.


Работа со слайдами. Беседа.

Демонстрация слайдов презентации «Игнатьевская пещера».

Работа со слайдами, знакомятся с новой ин­формацией, работают в тетрадях.

Фронталь­ная и инди­видуальная работа.

Устные ответы и записи в тет­радях.


Работа с текстом учебни­ка. Беседа.

Изучить вклад Тура Хейердала в поиск доказа­тельств возможности заселения древними людьми островов
Тихого океана из Южной Америки.

Задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, дополняют её. Приводят примеры. Отвечают на вопросы, сравнивают.

Фронталь­ная и инди­видуальная работа.

Устные ответы и записи в тет­радях.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Показ площад­ных географических объектов на карте.

Обучение
обозначению географических объектов на контурной карте.

Заключительную часть урока можно организовать в форме

игры «Подготовка к путешествию», в рамках которой рассмотреть варианты оснастки экспедиции. В результате групповой работы, учащиеся сформируют список принадлежностей с объяснением целесообразности их использования.

Практическое закрепление номенклатуры по теме.


Индивиду­альная работа. Групповая работа.

Работа с настенной физической картой мира на бумажном или электронном носителе.

V. Итоги уро­ка. Рефлексия.

Рефлексию можно проводить по двум направлениям: тематическому и деятельностному.


Вопросы простые и сложные.

Практическая работа.

Игра.


Вопросы на репродукцию знаний.

  1. Назовите имя путешественника, доказавшего возможность
    заселения островов Тихого океана из Южной Америки.

  1. Как называлось плавательное средство экспедиции?

Вопрос на анализ, синтез и систематизацию знаний.

1.Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными

до сегодняшнего дня?

Отвечают на вопросы.

Работают с картой у доски или в атласе на рабочем месте. Являются участниками игры.


Фронталь­ная и инди­видуальная работа. Групповая работа.

Устные и письменные ответы.

Практическое задание на контурной карте.

Домашнее задание.

Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготов­ки. Мотивированным обучающимся предлагаются вопросы из рубрики «А теперь более сложные вопросы», обучающим­ся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики «Проверим знания».






Приложение 1

Демонстрация презентации «Игнатьевская пещера».

Слайд 1. Путешествия, перемещения первобытных людей в поисках пищи и жилья приводили их к самым уникальным

местам нашей планеты, одним из которых является Игнатьевская пещера.

Слайд 2. Расположение. Игнатьевская пещера известна также как пещера Игната, Игнатова пещера, Игнатиевская, Дальняя,

Серпиевская, Ямазы-Таш (с башкирского - "Писаный камень"), — крупная известняковая пещера на правом

берегу реки Сим (приток реки Белая) в южной части Уральских гор, в 7 км вниз по течению от села Серпиевка Катав-

Ивановского района Челябинской области. Впервые сведения о пещере опубликованы в книге П. И. Рычкова

«Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским

советником и Имперской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым» в 1762 году (книга написана в 1755

году). Свое современное название Игнатьевская пещера получила по имени старца Игната, который по легендам жил в

пещере в XIX веке и похоронен в конце одной из подземных галерей.

Слайд 3-4. Запишите в тетрадь ответы на вопросы. Рядом с какими населенными пунктами располагается Игнатьевская пещера?

(Усть-Катав, Миньяр, Аша) Какие пещеры находятся рядом и Игнатьевской? (Эссюмская, Сухая Атя)

Слайд 5-6. Общая информация о пещере. Название и признание. Игнатьевская пещера является вместилищем картинной

галереи древних людей эпохи палеолита (14,5 тысяч лет). В 1949 году по рекомендации археолога К. В. Сальникова

объявлена памятником археологии. В 1994 г. пещера Игнатьевская была включена в «Перечень объектов

исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Игнатьевская пещера

располагается в границах особо охраняемой природной территории Челябинской области — Серпиевского

государственного природного комплексного заказника. Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних

людей в России только три: Капова в Башкирии, Игнатьевская и Колокольная у деревни Серпиевка в Челябинской

области.

Слайд 7-12. Вход в пещеру. Вход в Игнатьевскую пещеру расположен в отвесных береговых известняках, на высоте около 11

метров от уровня реки, к нему можно подняться по металлической лестнице. Это одна из самых известных и

посещаемых пещер на Южном Урале. Игнатьевская пещера двухэтажная с общей длиной ходов около 550 метров.

Вход представляет из себя карстовую арку высотой и шириной около 12 метров. В пещере несколько гротов. Из

входного грота по низкому и широкому проходу, на корточках, посетители попадают в большую галерею, которая

имеет длину около 130 метров и максимальную высоту до 8 метров. Часть этой галереи очень влажная с лужами и

мокрой глиной на полу. Далее проход выводит в грот Столба и заканчивается очень узкой щелью. Из грота Столба,

по узкому и низкому лазу-"шкуродеру", можно проползти в "Келью старца Игнатия".

Слайд 13. Легенды Игнатьевской пещеры. С этой пещерой связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них

здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий — по его имени и названа пещера. Здесь же он умер и был

похоронен. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был не кто иной, как император

Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда утверждает, что этот

старец был никто иной, как великий князь Константин Павлович — брат российских царей Александра I и Николая

I, в последние годы жизни предпочитавший уединение. Согласно третьей легенде, старец был беглым каторжником,

который жил несколько лет в этой пещере, отмаливая грехи.

Слайд 14-15. «Нерукотворная икона». Игнатьевская пещера известна далеко за пределами России. На её стенах сохранились

росписи людей эпохи палеолита. В этот период пещера была облюбована людьми, в ней располагалась стоянка и

проводились различные обряды, свидетельства, которых были обнаружены археологами и палеонтологами. В

пещере в начале прошлого века жил и проповедовал старец Игнатий. Лаз в этот зал расположен под нависающей

скалой. В нём находится нерукотворный образ Божией Матери в виде сталагмита, в очертаниях которого

угадывается Богородица с младенцем на руках. Он почитается как икона. Благодаря ему эта пещера стала местом

паломничества из различных уголков страны и даже из-за рубежа. В эпоху богоборчества предпринимались

серьёзные усилия с тем, чтобы доказать рукотворность необычной формы этого сталагмита, которые не увенчались

успехом.

Слайд 16. «Чудо Игнатьевской пещеры». «Игнатьевская Богоматерь» - это настоящее чудо. В дальнем зале пещеры, на

так называемом втором этаже, на одной из стен «вылит» образ - женская фигура, с отчётливо просматривающимися

лицом, руками, по бокам два сталактита, напоминающие подсвечники. Образ Богоматери – чудо нерукотворное,

именно поэтому он так завораживает и удивляет. Микроклимат пещеры особенный: слабый поток чистого воздуха,

постоянная температура (+5 С), влажность, содержание в воздухе аэрозолей калия, магния, натрия, тишина и покой

древних стен. Лечебное воздействие на наш организм оказывают не только «живой» воздух, но и «живые»

сталактитовые картины на сводах пещер. Пещера, и правда, богата разнообразными кальцитовыми образованиями,

сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми реками, можно обнаружить пещерный жемчуг, и, как говорилось

выше, шедевры «древних художников».

Слайд 17-20. «Строение пещеры». Арка входа Игнатьевской пещеры очень просторна: ее высота и ширина около 12 метров.

Вход расположен на высоте более десяти метров над рекой Сим и хорошо виден с противоположного левого

берега. Пещера делится на четыре основных отдела — Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний

залы. Самый великолепный — Большой зал, высота его потолка достигает местами восьми метров. Почти всюду

в пещере из Входного грота в Основной коридор приходится идти на корточках, а чтобы попасть в Дальний зал,

необходимо ползти по Низкому переходу или воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который тоже

ведет в Дальний зал на высоте 4,5 метров от пола пещеры. Самый дальний от входа грот называется «Келья Старца

Игнатия». Туда ведет узкий лаз в основании правой стены галереи. Попав в Келью, через несколько метров можно

достичь второго выхода из нее — отверстия в стене на высоте около 2,5 метров над полом.

Слайд 21-25. «Картинная галерея». Славу пещере принесла одна из древнейших «картинных галерей» человека. В 1980г.

группа археологов совершила здесь сенсационное открытие — в дальней части пещеры на стенах и потолке были

обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад,

их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных

и нерасшифрованные пока геометрические символы. В эпоху палеолита, древний человек использовал ее как

святилище, храм. Свои рисунки художники каменного века наносили красной и черной охрой. Рисунки

выполнены тремя способами: линейным, контурным и силуэтным, а размещены они на стенах, полусводах, сводах

и в нишах подземной полости. Сохранность рисунков плохая, только в Дальнем зале кальцитовая пленка

продолжает придавать яркость краске, особенно красной. Фигуры нанесены невысоко над полом пещеры без

применения каких-либо искусственных подставок.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

http://www.uskaz.ru/ignatiy.htm

http://uralnavigacia.ru/peshhery/ignatevskaya-peshhera/

http://www.cheltravel.ru/attractions/peshhery/

http://www.southural.ru/

http://www.isilgan.ru/2014/03/blog-post.html

http://www.aziko.ru/catalogue

www.uskaz.ru

www.geocaching.su

Все фотографии имеют адресные ссылки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!