СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта интегрированного урока литературы в 5 классе по теме «Гуманное отношение к животным по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта интегрированного урока литературы в 5 классе по теме «Гуманное отношение к животным по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»»

Описание системы работы по формирования базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы «Мы – твои друзья»

Актуальность использования УМК «Мы – твои друзья» при проведении уроков литературы.

В современном мире приобщение школьников к экологическому образованию, воспитанию и культуре оказывается ведущим направлением в педагогической деятельности. У большей части населения потребительское отношение к окружающей среде; мы привыкли только «брать и разрушать», а про «отдавать и созидать» совсем позабыли.

Чтобы избежать тяжелую экологическую ситуацию на планете, необходимо уже с раннего возраста ребенка способствовать формированию нового экологического мышления. Младшие школьники способны проявлять добро, милосердие, отзывчивость и любознательность. Именно в этот жизненный период следует прививать нравственные ориентиры, учить бережно относиться ко всему живому и неживому, формировать этические и эстетические чувства.

Как известно, дети перенимают модель поведения у близких родственников и, в первую очередь, у педагогов. Поэтому для работы с ребенком необходимо учитывать, прежде всего, психологические особенности данной возрастной группы.

Какова же роль учителя и школы в освоении экологической культуры ребенка?

Совершенно уверена, что урок литературы, как искусства слова, помогает познать самого себя, творить мир ценностей ребенка. На этих уроках учитель старается углубить, расширить и прочистить эмоциональную жизнь ребенка. Поэтому литература – это школьный предмет, призванный обогатить духовный мир человека.

С давних времен, литература отражала злободневные, актуальные темы и проблемы общества. Именно она дает возможность читателю извлечь урок для себя лично, так как ведет откровенный диалог с читателем любого возраста. Несомненно, в круг таких проблем относится одна из центральных –взаимодействие личности в системе «человек – общество – природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества.

С помощью программы «Мы – твои друзья» я могу не только развивать гуманное отношение к животным, но и развивать интерес к литературе и верно выстраивать внеурочную деятельность по предмету.

Цель работы – развитие интереса учащихся к литературе через любовь к животному миру.

Задачи:

  • повышать уровень экологической культуры младших школьников;

  • развивать эстетическое наслаждение красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в произведениях отечественных авторов;

  • использовать различные формы и методы организации деятельности обучающихся при изучении литературного чтения с применением УМК «Мы – твои друзья»;

  • развивать навык читательской грамотности через средства программы «Мы – твои друзья» и литературных текстов;

  • задействовать в работу наблюдение, внимание, память и мышление.


Проводить уроки литературы мне помогают материалы программы «Мы – твои друзья!», так у нас проходят интегрированные уроки. Такой вид занятия развивает у учащихся интерес к литературе, живописи, экологии.

Тема

программы

«Мы – твои

друзья»

Тема учебника

Деятельность учащихся

Родословное древо собак и кошек, и как кошки и собаки появились в доме человека

Сказки о животных.

Особенности сказок о животных. Герои-животные

Рассматривают историю появления животных в доме человека; отвечают на вопрос «Для чего нужны домашние животные человеку?», смотрят видеоролики по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/Ld0IR2a21jk

https://youtu.be/gwyTdInnkXk


Строение тела и особенности восприятия окружающего мира у кошек и собак

Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка».

Анализируют поведение животных, сопоставляют их с поступками людей, просматривают видеоролик и презентацию по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/2gu_asBmsko


Образ жизни домашних питомцев и основные правила ухода за ними

Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести

Дают характеристику каждому герою, исследуют эпизоды, в которых иллюстрируются взаимоотношения человека и животного, просматривают материалы Библиотеки МЭШ «Ответственный хозяин заботится о своём питомце и

о природе», записывают основные сведения.

Бездомные животные

Человек и зверь (по повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Производят анализ психологических особенностей животного, выявляют идею и задумку автора, создают мотивационные буклеты.

«Славный народ собаки». Рассказ А.П.Чехова «Каштанка»

«Язык» животных.

Евгений Чарушин-художник-анималист.

Изучают биографию творчества автора, вспоминают пройденные произведения писателя, обращают внимание на то, как животные влияют на человека, как «общаются» с ним.

Учащиеся смотрят видеоролик по материалам программы «Мы – твои друзья!»

https://youtu.be/flWnuHoih24


Помощь больному питомцу

К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Нравственные проблемы произведений о природе и о животных

Пытаются в течение урока понять, какие качества приобретаются у людей при взаимодействии с животными, анализируют поступки героев и квалифицируют их на «хорошие» и «плохие», учатся помогать «братьям» нашим меньшим.


Произведения живописи и скульптуры, посвященные домашним животным

«Тема милосердия и благотворительности в произведении Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»

Описывают картины знаменитых художников-анималистов В. А. Ватагина, А. Н. Комарова, В.А. Горбатова, И. С. Ефимова, В. А. Серова.

Профессии домашних питомцев.

Из роль в науке и истории.

Способы создания образа животного в рассказе Ю. Коваля “Алый”

Перечисляют все возможные профессии собак, выписывают информацию из видеоролика по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/2UeaY1JqjTE

Учащиеся рассматривают как формировались отношения солдата и его подопечного в процессе общего обучения и службы.





Методы, приемы и подходы, используемые на интегрированном уроке литературы

На уроках я использую исследовательский метод, для которого характерна полная познавательная самостоятельность учащихся. Для реализации этого метода использую следующие приемы: сопоставление литературного текста с произведениями живописи и скульптурными образами; сравнение литературных произведений с их экранизациями; сопоставление двух или нескольких произведений на сходные темы и проблемы, даю задания на сопоставление двух или трёх героев разных произведений. Учащиеся должны приобрести умение находить по справочникам, энциклопедиям, Интернет-ресурсам научную литературу, справки, интересующую информацию.

Также в работе я нацелена на развитие критического мышления у ребенка. Такая технология учит ребенка определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме, у них рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать. С помощью такой технологии учащиеся понимают, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими, учатся формулировать свои мысли и излагать свою точку зрения на определенную ситуацию.

Учащиеся активно работают на нетрадиционных уроках, которые позволяют повысить их интерес, как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон. Например, для интегрированного урока по программе «Мы – твои друзья!» я подобрала следующие нестандартные уроки: урок – экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок – КВН, урок - защита проект, урок - театрализованное представление, урок – прогулка.

Такие занятия позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.

Далее, с привлечением программы «Мы – твои друзья!», опишу один из уроков литературы в 5 классе.

Технологическая карта интегрированного урока литературы в 5 классе

по теме «Гуманное отношение к животным по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Приморско-Ахтарского района Полухиной Карины Андреевны

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

  • Воспитывать у обучающихся любовь к животным, чувство ответственности за животный мир;

  • Знакомство с биографией автора; формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;

  • Развивать навыки внимательно и вдумчиво относиться к слову; развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом: развивать логическое мышление; развивать умение работать в группах.

Оборудование: учебник, портрет автора, выставка книг, ПК для показа слайдов, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, видеоролики программы «Мы – твои друзья!»

Ход урока

Этапы урока

Приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствие





Обращение к личному опыту

Приветствие учащихся, настрой на работу, создание благоприятной атмосферы в классе.
*звучит мелодия «В мире животных»


Предлагает взглянуть на выставку книг с изображением собак и ответить на вопросы:

- Любите ли вы своих собак?

- А за что, расскажите.

- А смогли бы вы предать, обмануть, бросить своего четвероногого друга?

- Почему?

Подводит итог беседы.

Предлагает посмотреть видеоролик по материалу программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/Ld0IR2a21jk


Отвечают на приветствие







Отвечают на вопросы.













Смотрят видеоролик.

  1. Этап актуализации и пробных учебных действий

«Тонкие и толстые» вопросы









Рассказ

Дома учащиеся должны были самостоятельно прочитать рассказ «Кусака».

Учитель задает вопросы:

- Кто автор этого произведения?

- Знаком ли он вам? Значит, какая цель стоит перед нами прежде всего?


Краткий рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Андреева

Отвечают на вопросы




Формулируют целей урока – познакомиться с новым автором




Слушают учителя, записывают основные моменты в тетрадь


  1. Этап построения проекта выхода из затруднения


Беседа


Создание проблемной ситуации



Предлагает учащимся зачитать высказывания, которые лежат перед ними на столе и являются эпиграфами к уроку.
Предлагает самостоятельно определить тему урока.


Зачитывают высказывания и комментируют их.


Самостоятельно формулируют тему урока

4.Этап реализации построенного проекта

Мозговой штурм

Предлагает вспомнить содержание рассказа и проанализировать его.

- Кто является главным героем рассказа?

- Меняется ли каким-либо образом жизнь собаки на протяжении рассказа?

Дает задание составить таблицу и занести в нее основные моменты.


Отвечают на вопросы








Составляют таблицу

5.Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи

Технология критического мышления

Задает «толстые» вопросы:

- Ребята, скажите, а почему Кусаке было так больно, ведь она и раньше, до встречи с дачниками, не знала хорошего отношения?

- А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором?



Отвечают на вопросы

6.Этап самостоятельной работы

Работа в группах

Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание:

1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает?

2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать?

3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали?

Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы.

Предлагает завершить работу просмотром видеоролика по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/flWnuHoih24

Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат















Смотрят видеоролик.

7. Этап включения в систему знаний и повторение

«Дерево предсказаний»

Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.

Вместе с уч-ся составляет дерево.



Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их.

8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке














Творческая работа

Предлагает подвести итоги урока.

Выставляет оценки.

Задает вопросы:

- С каким новым для вас писателем вы сегодня познакомились?

- О чем Андреев предлагает задуматься читателю в своем рассказе «Кусака»?

- Какие выводы вы для себя сделали?


Домашнее задание (вариативное):

1) написать письмо Кусаке;

2) создать свой информационный буклет, плакат, объявление с призывом «Животные – наши Друзья!»

Выбрать понравившееся задание.




Отвечают на вопросы










Записывают домашнее задание





Оценка эффективности реализации программы «Мы – твои друзья» на

уроках литературы

Чтобы выявить уровень интереса обучающихся, в конце урока провожу интерактивный опрос. На доске прикреплены три конвертика. Обучающимся предлагается положить один из трех видов смайликов- «улыбка», «равнодушие», «грусть».

Как показал опрос, большинству учащимся (90%) были интересны уроки, опирающиеся на программу «Мы – твои друзья!». 27 обучающимся нравятся такие уроки, 3 обучающихся воздержались при ответе.


Заключение

Образы животных встречаются в большом количестве в самых разнообразных текстах культуры. Ими буквально заполнены фольклорные и литературные формы; не меньше репрезентаций животных можно видеть и на экране, и в аудио источниках, на страницах книги, где животные изображаются в большей или меньшей степени приближены к реальности.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Совместное изучение естественных и гуманитарных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.


Перспективы дальнейшего внедрения программы «Мы – твои друзья!» в МБОУ СОШ №1 г. Приморско-Ахтарск:

  • Проводить проектную деятельность, направленную на развитие экологической культуры у школьников, привлекая темы отражающие гуманное отношение человека к животному;

  • Продолжать внедрять нетрадиционные уроки в образовательный процесс и во внеурочную деятельность: посещение библиотек, зоомагазинов, приютов для бездомных животных;

  • Организовывать творческие стенды, выставки в поддержку помощи домашним и бездомным животным.





Список использованной литературы

  1. А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: ООО «Нестле Россия», 2019

  2. Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения/ Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!