Описание системы работы по формирования базовых знаний по основам экологической культуры в рамках программы «Мы – твои друзья»
Актуальность использования УМК «Мы – твои друзья» при проведении уроков литературы.
В современном мире приобщение школьников к экологическому образованию, воспитанию и культуре оказывается ведущим направлением в педагогической деятельности. У большей части населения потребительское отношение к окружающей среде; мы привыкли только «брать и разрушать», а про «отдавать и созидать» совсем позабыли.
Чтобы избежать тяжелую экологическую ситуацию на планете, необходимо уже с раннего возраста ребенка способствовать формированию нового экологического мышления. Младшие школьники способны проявлять добро, милосердие, отзывчивость и любознательность. Именно в этот жизненный период следует прививать нравственные ориентиры, учить бережно относиться ко всему живому и неживому, формировать этические и эстетические чувства.
Как известно, дети перенимают модель поведения у близких родственников и, в первую очередь, у педагогов. Поэтому для работы с ребенком необходимо учитывать, прежде всего, психологические особенности данной возрастной группы.
Какова же роль учителя и школы в освоении экологической культуры ребенка?
Совершенно уверена, что урок литературы, как искусства слова, помогает познать самого себя, творить мир ценностей ребенка. На этих уроках учитель старается углубить, расширить и прочистить эмоциональную жизнь ребенка. Поэтому литература – это школьный предмет, призванный обогатить духовный мир человека.
С давних времен, литература отражала злободневные, актуальные темы и проблемы общества. Именно она дает возможность читателю извлечь урок для себя лично, так как ведет откровенный диалог с читателем любого возраста. Несомненно, в круг таких проблем относится одна из центральных –взаимодействие личности в системе «человек – общество – природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества.
С помощью программы «Мы – твои друзья» я могу не только развивать гуманное отношение к животным, но и развивать интерес к литературе и верно выстраивать внеурочную деятельность по предмету.
Цель работы – развитие интереса учащихся к литературе через любовь к животному миру.
Задачи:
повышать уровень экологической культуры младших школьников;
развивать эстетическое наслаждение красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в произведениях отечественных авторов;
использовать различные формы и методы организации деятельности обучающихся при изучении литературного чтения с применением УМК «Мы – твои друзья»;
развивать навык читательской грамотности через средства программы «Мы – твои друзья» и литературных текстов;
задействовать в работу наблюдение, внимание, память и мышление.
Проводить уроки литературы мне помогают материалы программы «Мы – твои друзья!», так у нас проходят интегрированные уроки. Такой вид занятия развивает у учащихся интерес к литературе, живописи, экологии.
Тема программы «Мы – твои друзья» | Тема учебника | Деятельность учащихся |
Родословное древо собак и кошек, и как кошки и собаки появились в доме человека | Сказки о животных. Особенности сказок о животных. Герои-животные | Рассматривают историю появления животных в доме человека; отвечают на вопрос «Для чего нужны домашние животные человеку?», смотрят видеоролики по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/Ld0IR2a21jk https://youtu.be/gwyTdInnkXk |
Строение тела и особенности восприятия окружающего мира у кошек и собак | Осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали в произведении Л.Н.Толстого «Лев и собачка». | Анализируют поведение животных, сопоставляют их с поступками людей, просматривают видеоролик и презентацию по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/2gu_asBmsko |
Образ жизни домашних питомцев и основные правила ухода за ними | Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести | Дают характеристику каждому герою, исследуют эпизоды, в которых иллюстрируются взаимоотношения человека и животного, просматривают материалы Библиотеки МЭШ «Ответственный хозяин заботится о своём питомце и о природе», записывают основные сведения. |
Бездомные животные | Человек и зверь (по повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо») | Производят анализ психологических особенностей животного, выявляют идею и задумку автора, создают мотивационные буклеты. |
«Славный народ собаки». Рассказ А.П.Чехова «Каштанка» |
«Язык» животных. | Евгений Чарушин-художник-анималист. | Изучают биографию творчества автора, вспоминают пройденные произведения писателя, обращают внимание на то, как животные влияют на человека, как «общаются» с ним. Учащиеся смотрят видеоролик по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/flWnuHoih24 |
Помощь больному питомцу | К. Г. Паустовский. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Нравственные проблемы произведений о природе и о животных | Пытаются в течение урока понять, какие качества приобретаются у людей при взаимодействии с животными, анализируют поступки героев и квалифицируют их на «хорошие» и «плохие», учатся помогать «братьям» нашим меньшим. |
Произведения живописи и скульптуры, посвященные домашним животным | «Тема милосердия и благотворительности в произведении Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | Описывают картины знаменитых художников-анималистов В. А. Ватагина, А. Н. Комарова, В.А. Горбатова, И. С. Ефимова, В. А. Серова. |
Профессии домашних питомцев. Из роль в науке и истории. | Способы создания образа животного в рассказе Ю. Коваля “Алый” | Перечисляют все возможные профессии собак, выписывают информацию из видеоролика по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/2UeaY1JqjTE Учащиеся рассматривают как формировались отношения солдата и его подопечного в процессе общего обучения и службы. |
Методы, приемы и подходы, используемые на интегрированном уроке литературы
На уроках я использую исследовательский метод, для которого характерна полная познавательная самостоятельность учащихся. Для реализации этого метода использую следующие приемы: сопоставление литературного текста с произведениями живописи и скульптурными образами; сравнение литературных произведений с их экранизациями; сопоставление двух или нескольких произведений на сходные темы и проблемы, даю задания на сопоставление двух или трёх героев разных произведений. Учащиеся должны приобрести умение находить по справочникам, энциклопедиям, Интернет-ресурсам научную литературу, справки, интересующую информацию.
Также в работе я нацелена на развитие критического мышления у ребенка. Такая технология учит ребенка определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме, у них рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. Развивать мышление – значит развивать умение думать. С помощью такой технологии учащиеся понимают, какие поступки считаются хорошими, а какие плохими, учатся формулировать свои мысли и излагать свою точку зрения на определенную ситуацию.
Учащиеся активно работают на нетрадиционных уроках, которые позволяют повысить их интерес, как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон. Например, для интегрированного урока по программе «Мы – твои друзья!» я подобрала следующие нестандартные уроки: урок – экскурсия, урок – исследование, урок – игра, урок – КВН, урок - защита проект, урок - театрализованное представление, урок – прогулка.
Такие занятия позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления.
Далее, с привлечением программы «Мы – твои друзья!», опишу один из уроков литературы в 5 классе.
Технологическая карта интегрированного урока литературы в 5 классе
по теме «Гуманное отношение к животным по рассказу Л.Н.Андреева «Кусака»
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Приморско-Ахтарского района Полухиной Карины Андреевны
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Воспитывать у обучающихся любовь к животным, чувство ответственности за животный мир;
Знакомство с биографией автора; формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения;
Развивать навыки внимательно и вдумчиво относиться к слову; развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом: развивать логическое мышление; развивать умение работать в группах.
Оборудование: учебник, портрет автора, выставка книг, ПК для показа слайдов, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, видеоролики программы «Мы – твои друзья!»
Ход урока
Этапы урока | Приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации к учебной деятельности | Приветствие Обращение к личному опыту | Приветствие учащихся, настрой на работу, создание благоприятной атмосферы в классе. *звучит мелодия «В мире животных» Предлагает взглянуть на выставку книг с изображением собак и ответить на вопросы: - Любите ли вы своих собак? - А за что, расскажите. - А смогли бы вы предать, обмануть, бросить своего четвероногого друга? - Почему? Подводит итог беседы. Предлагает посмотреть видеоролик по материалу программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/Ld0IR2a21jk | Отвечают на приветствие Отвечают на вопросы. Смотрят видеоролик. |
Этап актуализации и пробных учебных действий | «Тонкие и толстые» вопросы Рассказ | Дома учащиеся должны были самостоятельно прочитать рассказ «Кусака». Учитель задает вопросы: - Кто автор этого произведения? - Знаком ли он вам? Значит, какая цель стоит перед нами прежде всего? Краткий рассказ о жизни и творчестве Л.Н. Андреева | Отвечают на вопросы Формулируют целей урока – познакомиться с новым автором Слушают учителя, записывают основные моменты в тетрадь |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Беседа Создание проблемной ситуации | Предлагает учащимся зачитать высказывания, которые лежат перед ними на столе и являются эпиграфами к уроку. Предлагает самостоятельно определить тему урока. | Зачитывают высказывания и комментируют их. Самостоятельно формулируют тему урока |
4.Этап реализации построенного проекта | Мозговой штурм | Предлагает вспомнить содержание рассказа и проанализировать его. - Кто является главным героем рассказа? - Меняется ли каким-либо образом жизнь собаки на протяжении рассказа? Дает задание составить таблицу и занести в нее основные моменты. | Отвечают на вопросы Составляют таблицу |
5.Этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи | Технология критического мышления | Задает «толстые» вопросы: - Ребята, скажите, а почему Кусаке было так больно, ведь она и раньше, до встречи с дачниками, не знала хорошего отношения? - А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором? | Отвечают на вопросы |
6.Этап самостоятельной работы | Работа в группах | Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание: 1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает? 2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать? 3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали? Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы. Предлагает завершить работу просмотром видеоролика по материалам программы «Мы – твои друзья!» https://youtu.be/flWnuHoih24 | Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат Смотрят видеоролик. |
7. Этап включения в систему знаний и повторение | «Дерево предсказаний» | Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы. Вместе с уч-ся составляет дерево. | Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их. |
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Творческая работа | Предлагает подвести итоги урока. Выставляет оценки. Задает вопросы: - С каким новым для вас писателем вы сегодня познакомились? - О чем Андреев предлагает задуматься читателю в своем рассказе «Кусака»? - Какие выводы вы для себя сделали? Домашнее задание (вариативное): 1) написать письмо Кусаке; 2) создать свой информационный буклет, плакат, объявление с призывом «Животные – наши Друзья!» Выбрать понравившееся задание. | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание |
Оценка эффективности реализации программы «Мы – твои друзья» на
уроках литературы
Чтобы выявить уровень интереса обучающихся, в конце урока провожу интерактивный опрос. На доске прикреплены три конвертика. Обучающимся предлагается положить один из трех видов смайликов- «улыбка», «равнодушие», «грусть».
Как показал опрос, большинству учащимся (90%) были интересны уроки, опирающиеся на программу «Мы – твои друзья!». 27 обучающимся нравятся такие уроки, 3 обучающихся воздержались при ответе.
Заключение
Образы животных встречаются в большом количестве в самых разнообразных текстах культуры. Ими буквально заполнены фольклорные и литературные формы; не меньше репрезентаций животных можно видеть и на экране, и в аудио источниках, на страницах книги, где животные изображаются в большей или меньшей степени приближены к реальности.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Совместное изучение естественных и гуманитарных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.
Перспективы дальнейшего внедрения программы «Мы – твои друзья!» в МБОУ СОШ №1 г. Приморско-Ахтарск:
Проводить проектную деятельность, направленную на развитие экологической культуры у школьников, привлекая темы отражающие гуманное отношение человека к животному;
Продолжать внедрять нетрадиционные уроки в образовательный процесс и во внеурочную деятельность: посещение библиотек, зоомагазинов, приютов для бездомных животных;
Организовывать творческие стенды, выставки в поддержку помощи домашним и бездомным животным.
Список использованной литературы
А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы. – М.: ООО «Нестле Россия», 2019
Бумаженко, Н. И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения/ Н. И. Бумаженко, Т. И. Шашуткина // Поддержка одаренности – развитие креативности: материалы Междунар. конгресса // под ред. И. М. Прищепа ; Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. – Витебск, 2014.