Тема: «Что такое имя существительное».
Тип урока: комбинированный.
1.Сформировать грамматическое понятие «имя существительное», расширить представление о предметах и явлениях окружающего мира;
2.Создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название, соотносить вопросы:кто? что? и слово — название предмета.
1.Установление связи между результатом учения и его мотивом.
2. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
3. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Этапы урока | Формы, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Контроль |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I.Оргмомент | Слово учителя | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое место. | Проявляют отзывчивость | |
II.Чистописание Словарная работа | Индивидуальная.Практический. Письмо | Л Я л я Учитель, ворона, ученик, корова, алфавит, тетрадь, пенал, карандаш, ошибка, коридор. Найдите в орфографическом словаре слова: январь и февраль -Назовите безударные гласные -Запишите в тетрадь, проставьте ударение и подчеркните ее. -Придумайте с этими словами предложение на тему «Зима». -Запишем наиболее удачное в тетрадь (комментированное письмо) | Выполняют письмо по образцу (на мониторе КП) Пишут в тетради, подчеркивают орфограммы Работают со словарем, записывают в тетрадь. Выполняют задание. Записывают предложение с комментарием | Вырабатывают правильный почерк, орфографическую зоркость | Правильное написание |
III.Проверка домашнего задания | Словесный. Беседа | Проводит проверку д/з. Устанавливает правильность и осознанность его выполнения | Сообщает по схеме на стр.41 учебника | Осуществляют контроль, самоконтроль для устаовки правильности выполнения заданий | Правильное озвучивание схемы |
IV.Постановка учебной задачи | Словесный. Чтение, беседа | -Прочитайте вопрос на стр.44 -Задача нашего урока состоит в том, чтобы ответить на этот вопрос. | -Что такое имя существительное? Слушают объяснение учителя, созвучное с текстом на стр. 45 | Принимают учебную задачу | Вопросы по ходу объяснения |
V.Усвоение нового материала | Словесный, наглядный, практический. Работа с рисунком, беседа, письмо | 1. Работа с рисунком на стр.44 упр.74. -Рассмотрите рисунки -Назовите предметы. -Поставьте вопрос к каждому слову -названию предмета. -К какой части речи относятся эти слова? -Запишите по образцу | Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение. Подчеркивают орфограммы | Размышляют, высказывают свое мнение. Умеют ставить вопросы к словам-названиям предметов, определяют часть речи. Осуществляют классификацию слов по вопросам | Беседа по рисунку, письмо |
2.Имена существительные. Работа с правилом на стр. 45 -Что нового узнали? | Читают правило. Отвечают на вопросы учителя | Осмысленно отвечают на вопросы учителя по правилу | правило |
3.Выполнение упр.75 на стр.45 Прочитайте. Сравните их. -Что общего у этих слов? -Чем отличаются слова из этих столбиков? -Кто догадался, почему мы ставим к одним вопрос ЧТО? , а к другим — КТО? -Что вы можете сказать о предметах? -Что необходимо делать людям каждую секунду, чтобы жить? -А как мы называем предметы, которые могут дышать? -Что вы можете сказать о втором столбике? -В чем разница? -Я называю предмет, а вы говорите, живой он или неживой. -И записываем в нужный столбик. -Прочитайте.Что обозначает каждое слово? Поставьте вопросы :кто?что? -Запишите, используя лексическое значение. | Ответы учащихся -К одним поставлен вопрос КТО?, а к другим — ЧТО? -Одни предметы -живые, а другие- неживые Записывают слова в нужные столбики, обозначают орфограммы | Осуществляют классификацию по заданным критериям. Обогащают собственный словарь именами существительными | |
VI.Закрепление знаний | РаСловесный. Практический | 1). -Прочитайте слова на мониторе КП. -Найдите среди них имена существительные. -Докажите правильность выбора, используя специальные термины . Завод, заводить, заводской, ученик, учить, ученый (кот), юг, южный, встреча, стречный, встречать. -Что общего у оставшихся слов? -Что могут обозначать имена существительные? -Запишите имена существительные с вопросами | Находят имена существительные. Определяют их по вопросам: кто?что? Записывают: (что?) завод, (кто?) ученик и т.д. | Осмысленно объясняют свой выбор | Выбор слов, письмо |
2).Работа с учебником: с.47 “Страничка для любознательных” -Прочтите текст “Значения имен существительных”. -Ответье на вопрос :“Что обозначают имена существительные и почему они так называются?” | Читают и отвечают на вопрос учителя | Дополняют лексическое значение имен существительных | |
3).Работа в рабочей тетради (№51) -Проверим выполнение задания. | Организует работу учащихся с упражнением | Самостоятельно выполняют Осуществляют проверку | Письмо |
VII. Рефлексия | Словесный. Беседа | -На какой вопрос нужно было ответить в начале урока? -Какой вид работы понравился больше -О чем хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII. Домашнее задание | Словесный | с.47 упр. 79 (деформированный текст) -Составьте предложения, изменяя слова по смыслу. -Найдите в предложениях имена существительные и над ними запишите “сущ.” | Слушают объяснение учителя | Принимают учебное задание | |