Этап актуализации знаний | - Что такое природа? -Какая бывает природа? - Чем отличается живая природа от неживой? Слайд 2 - Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. Обратите внимание на слайд, разделите представителей царств на группы. Слайд 3 -Какие картинки вы отнесли к царству животных? Слайд 4 -Какие картинки вы отнесли к царству растений? Слайд 5 - Какие картинки вы не отнесли ни в какое царство? Слайд 6 -К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись? Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Давайте проверим ваши предположения, откройте учебник на странице 112. Слайд 7 -Какую цель поставим на сегодняшний урок? | Фронтальная | -Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека. -Живая и неживая. -Дышит, питается, растет, размножается и умирает. Тема нашего урока «В царстве грибов». | Л2 | К1 К2 Р2 П1 | |
Этап изучения нового материала | - Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему? - А к какому миру живой природы можно отнести грибы? Почему? - А какие части растений нам известны? -Каких частей нет у гриба? Слайд 8 -Рассмотрим рисунок строения шляпочного гриба в учебнике, как называются части гриба. Слайд 9 - В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть имеют название “плодовое тело”. -Теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Какое ей дали название? -Верно, найдите в учебнике, ответы на вопросы : На что похожа грибница, что такое грибница, какую она выполняет функцию? -Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы?. Почему их так назвали? Слайд 10 -Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. -Ребята, как вы думаете, для чего нужны грибы лесу? -Рассмотрим грибы в рамке на стр. 113й, что это за грибы? -Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий в корзинку кладу? -Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски) и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для человека) Слайд 11 -А нужны ли несъедобные грибы? -Выполним задания в парах, на стр 114й, прочитайте, всё ли вам понятно? Кто закончил покажите знак готовности. - -Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни: «Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение, расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители быстро вызвали скорую помощь». -Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов. Давайте прочитаем их по цепочке. | Фронтальная | -Живая. Грибы появляются, рождаются, растут, умирают… -К миру растений. Они растут на земле. -Корень, стебель, ветки, листья, плод. -У грибов нет листьев, стебля, веток. -У них есть шляпка. -Шляпка, ножка, грибница. - Грибница. Читают абзац в учебнике. -Подберёзовик и подосиновик. - Ими питаются животные. -Это грибы занесённые в красную книгу. - Бывают съедобные и несъедобные. -Да, т. к. помогают дереву добывать питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых. -Читают правила сбора грибов на стр. 115й | Л2 | К1 П1 К3 Р2 | П1 П3 П3 |