Технологическая карта бинарного урока (история-литература) по теме: "Время, когда "улыбался только мертвый, спокойствию рад" Цель урока: осмыслениетрагической судьбы страны и человека в период политических репрессий
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта бинарного урока (история-литература)»
Технологическая карта бинарного урока (история-литература)
Тема урока: Время, когда «улыбался только мертвый, спокойствию рад…»
ОУ: ГБПОУ РХ «У(Т)ОР» г. Абакан, Республика Хакасия
Преподаватели: Пинясова Елена Викторовна, Кожевникова Екатерина Викторовна
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, дидактический материал
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
Цель: осмысление трагической судьбы страны и человека в период политических репрессий
Задачи для студентов | Задачи для преподавателя |
Обучающие: 1.Углубить и обобщить знания по теме «Политическая система в 30-е годы XX века». 2. Отработать навыки анализа литературного текста. Развивающие: 1. Уметь работать с историческими документами. 2.Уметь сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение. Воспитывающие: 1.Воспитывать уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности. 2. Воспитывать чувство патриотизма 3. Воспитание гордости за выбранную профессию 4.Воспитание толерантных отношений работы в команде. Тип урока: бинарный урок (история-литература) | Образовательные: 1.Создание условий для углубления представлений студентов о политической системе 30-х годов XX века. 2.Создание условий для совершенствования студентами умения анализировать поэтический текст. Развивающие: 1.Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития умения анализировать, синтезировать, выделять главное в осмыслении исторических фактов, выразительно читать поэтический текст. Воспитательные: 1.Воспитывать историческую память и совесть 2. Воспитывать чувство патриотизма 3. Воспитание гордости за выбранную профессию 4.Воспитание толерантных отношений работы в команде.
Форма урока:
Традиционная |
Опорные понятия, термины: по литературе – реквием, поэма, по истории –ГУЛАГ, репрессии, «ежовщина» | Методы и приемы: Дидактическая игра, проблемный, эвристическая беседа,создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. |
Формы контроля: Самоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка создан-ного текста (индивидуальный контроль) | Формы организации деятельности: Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые результаты УУД |
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение студентов в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Подготовка к работе. Работа в группах Заполняют лист самооценки (Приложение 2) | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Обращается к эпиграфу (цитата М. Цветаевой) (Приложение 1) и теме урока (Цитата из поэмы «Реквием» .Ахматовой), предлагает прочитать выразительно и подумать, какой смысл вкладывает поэтесса в слова эпиграфа. Ставит проблемный вопрос: Какая загадка есть в теме урока? Формулирует цель урока | Выполняют задание,определяя смысл эпиграфа. Формулируют вопрос-загадку, на который предстоит найти ответ во время урока. Пытаются сформулировать цель урока | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
3.Изучение новой темы 3.1Политическая система30-х годов XX века. Цель: обобщение и углубление представлений студентов о политической системе 30-х годов XX века. 3.2А.Ахматова. Поэма «Реквием» Цель: познакомиться с историей создания поэмы, поделиться первым впечатлением от прочтения поэмы | Учитель историикомментирует схему-характеристику «Политической системы 30-х годов » Ставит проблемный вопрос: права ли Цветаева, говоря, что литература - очевидец истории, как эта мысль прослеживается в схеме? Учитель литературы История создания поэмы, выразительное чтение Ставит проблемный вопрос: За какие слова могли арестовать поэтессу? | Формулируют проблему и находят по схеме параллели между историей и литературой
Осмысливают прочитанный текст, предлагают свои варианты ответов (цитируют поэму) | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
4.Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Предлагает заполнить карту памяти «Трагическая судьба человека в эпоху сталинских репрессий» (Приложение 3), используя поэму А.Ахматовой «Реквием» и раздаточный исторический материал, посвященный сталинским репрессиям. Ставит вопросы по анализу поэмы, предлагает примеры из истории | Заполняют карту памяти, соотнося исторические факты с поэтическим текстом Делают выводы Участвуют в дискуссии | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
5.Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов студентов. | Осуществляют оценку урока и самооценку, заполняя оценочные листы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Чему учит история? Чему учит литература? Как литература помогает разгадывать загадки истории? Какие задания показались сложными? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Заполняют лист самооценки. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |