Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: формировать представления о многообразии действий с отрицательными числами. Формировать УУД: Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявление положительного отношения к урокам математики, интереса к учебному материалу, способам решения новых учебных задач; доброжелательное отношение к сверстникам. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; принимать и сохранять учебную задачу; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое мнение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке); осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; структурировать знания; использовать знаково-символические средства. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: верно использовать в речи термины: координатная прямая, координата точки на прямой, положительное число, отрицательное число, начало координат; уметь приводить примеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел, записывать координаты точек, изображенных на координатной прямой, отмечать на координатной прямой положительные и отрицательные рациональные числа. Личностные: уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли; осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; проявлять положительное отношение к урокам математики, интерес к учебному материалу, способам решения новых учебных задач, доброжелательное отношение к сверстникам. Метапредметные: регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение; коммуникативные- уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; аргументировать свое мнение и позицию в о коммуникации. познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке); осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; структурировать знания; использовать знаково-символические средства. |
Основные понятия | координатная прямая, координата точки, начало координат, положительные и отрицательные числа. |
Ресурсы | Учебник. Мультимедийный проектор, презентация «Положительные и отрицательные числа» |
Организация пространства | Фронтальная работы, индивидуальная работа |
Этапы урока и их содержание | Время | Деятельность |
Учителя | Ученика |
1.Организационный этап. | 1 мин | Здравствуйте ребята! Садитесь! Я вижу все готовы к уроку! Начнем нашу работу. | Слушают учителя |
2.Мотивация к учебной деятельности. ЦЕЛИ: актуализировать требования к ученикам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки и наметить шаги учебной деятельности | 5 мин | Древнегреческий ученый Пифагор говорил: «Числа правят миром». Мы с вами живем в этом мире чисел, а в школьные годы учимся работать с разными числами. - Какие числа нам известны к сегодняшнему уроку? -Я вам, помогу! Все годы в начальной школе знакомились с этими числами, учились их складывать, вычитать, умножать и делить. -Где применяются эти числа? -Хорошо, молодцы! -Давайте решим задачу: мама купила арбуз и разрезала его на 6 одинаковых частей: бабушке, дедушке, папе, двум детям и себе. Какую часть от пирога получит каждый из них? -Абсолютно верно! -Эти числа являются натуральными? -Как называются эти числа? -Обыкновенная дробь, знаменатель которой представлен в виде единицы с несколькими нулями как можно записать в другом виде? Например: -Эту запись дроби называются…? -Таким образом, какие числа мы с вами сегодня вспомнили? -Отлично! | Отвечают на вопросы учителя. -Натуральные. -При счете предметов. -1/6 -Нет -Обыкновенными дробями. -Десятичной дробью. Натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения. ЦЕЛИ: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить шаг (место, операцию) затруднения и зафиксировать во внешней речи его причину | 2 мин | -Распределите следующие числа по группам, которые мы сегодня с вами вспомнили? –24; 21; ; 0; 15; –3,2; 4,5; 6; ; 7,34; –12; –0,3; 27; ; –1 - Ребята, какие числа мы не смогли внести в эту таблицу? -Кто знает как называются числа, со знаком -? | Отвечают на вопросы. Примерные ответы учеников: Натуральные числа | Обыкновенные дроби | Десятичные дроби | 21; 15; 6; 27. | , | 7,34; 4,5. | (0, и числа со знаком -) -Отрицательными. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. ЦЕЛИ: организовать постановку цели урока; создать условия для составления совместного плана действий; определить пути и средства достижения цели | 5 мин | -Итак, что предстоит нам изучить сегодня на уроке? -Верно, тема нашего урока: «Множество отрицательных чисел». -Какую цель вы поставите перед собой? -Где в жизни встречаются отрицательные числа? (Появляются изображения на слайде) -Чтобы подробнее разобраться с этими числами позовем на помощь координатную прямую? -Но, прежде откроем тетради и запишем число, классная работа, записываем аккуратно и без ошибок. Но, в начале вспомним координатный луч. При каких условиях задан координатный луч? Построим координатный луч так, чтобы его начало находилось в середине тетради, отметим единичный отрезок, равной 1 клетке. Затем продолжим луч влево, сохраняя единичный отрезок. Какую фигуру мы получили? Откройте учебник на странице 148 и найдите второй абзац определение 1, выделенное черным шрифтом. -Аня прочитай определение. -Записываем это определение в тетрадь. Лиза проговаривает его. Прямую с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой. На этой же странице учебника найдем с вами определение 2. Прочитай его Ирина. Запишем его в тетрадь. Координата точки- это число, показывающее положение этой точки на прямой. Ребята, эти определения помогут нам выполнить следующее задание. | Высказывают свои предположения. Отрицательные числа. Узнать, какие числа, называются отрицательными. Термометр, глубина/высота, расход/доход, шкала времени. Луч, на котором выбраны: направление, начало отсчета, единичный отрезок. Прямую Записывают определения в тетрадь. |
4.Реализация построенного проекта. ЦЕЛИ: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место (шаг, операцию) затруднения и зафиксировать во внешней речи его причину | 7 мин | Ребята, вместе с вами будем выполнять задание: отметьте на координатной прямой следующие точки: A(3), B(-4), C(4,5), D(-1),E(2), F(-0,5), М(-6), Р(1). Изображаем координатную прямую с помощью линейки и карандаша. -Выбираем начало отсчета, направление. -Ребята, какой удобно взять единичный отрезок, посмотрите на точки? -Числа, расположенные правее начала отсчета, называют положительными. - Числа, расположенные левее начала отсчета, называют отрицательными. Отрицательные числа обозначаются при помощи знака «минус»: -1, -6, -0,5. -Начало отсчета (или начало координат) –точка О изображает нуль. Само число 0 не является ни положительным, ни отрицательным. Оно является границей между положительными и отрицательными числами. (Обратить внимание учащихся на важность правильного выбора единичного отрезка и положения начала координат на координатной прямой.) Отмечаем эти точки. Чтобы отметить точку А нужно уйти от начало отсчета вправо на 3 единичных отрезка, получили точку А. Чтобы отметить точку В нужно уйти от начала отсчета влево на 4 единичных отрезка, получили точку В. Отмечаем точку С, на координатной прямой. Ребята в какую сторону пойдем в левую или правую? На сколько единичных отрезков? Отлично, отмечаем точку С. Следующие точки отметим по очереди на доске, а все остальные в тетрадях. Отметить точку D пойдет Лиза Васяшина. Точку Е- Настя Фиошина. Точку F -Артем Х. Точку М -Артур. Точку Р-Виолетта. Координатные прямые могут находиться в разных положениях, например, вертикально. (изображения на слайде) Положительное направление указывают стрелкой. Сейчас рассмотрим пример, где применяется вертикальное изображение прямой. | Работают в тетрадях. Изображают координатную прямую, отвечают на вопросы, отмечают точки 2 клетки Записывают определения в тетрадях. Правую На четыре полных и половину следующего. |
| | Физкультминутка Мы писали, мы писали Наши пальчики устали А теперь мы отдохнем И опять писать начнем!!! | |
Закрепление умений и навыков. Цели: -закрепить новое знание в речи знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | 3 мин | -Задание, которое будем выполнять устно. -Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Где будет находиться белка, если она удалится от дупла на 3 метра. -Что нужно знать, чтобы определить положение белки на дереве? -Что удобно взять за начало отсчета? -За единичный отрезок? -Сколько ответов можно дать на этот вопрос? -Где окажется белка, если она находиться выше дупла на 2 м? -Ниже дупла на 3м? -Ниже дупла на 1,5 м? -Выше дупла на 2,5 м? Отлично, ребята! Это задание на нахождение координат точки с которым вы отлично справились. Оно вам поможет выполнить следующее задание. | На земле, или на ветках Направление, единичный отрезок, начало отсчета. Само дупло. Одно такое деление. Два. Перед ветками дерева, в 5м от земли. На земле. Посередине между землей и дуплом, в 1,5 м от земли. В ветках, 5,5 м от земли. |
| 5 мин | Это задание будем выполнять самостоятельно, затем обменяемся тетрадями в парах и проверим правильность выполнения задания друг у друга. Прежде чем приступить к выполнению задания, вспомним: -где расположены положительные числа на координатной прямой? -Где расположены отрицательные числа на координатной прямой? Проведите координатную прямую и отметьте на ней точки: а) А правее О на 6 клеток? б) В левее О на 5,5 клетки? в) С правее О на клетки? г) К левее О на 2 клетки? д) Х левее К на 2 клетки? Чтобы было единообразие, какой удобно взять единичный отрезок? Какие получились координаты точек? Обменяйтесь тетрадями друг с другом и сейчас проверим правильность выполнения. Верное решение на слайде. Проверьте и поставьте друг другу оценки.(если: всё верно-«5»;1-2 ошибки-«4», больше 2 ошибок-«3») Хорошо, в следующем задании будет выполнять обратную задачу. | Решают задачу в тетрадях и на доске. А(6), В(-5,5), С( ), К(-2), Х(-4). |
| 3 мин | Выполним номер №897. Самостоятельно выполняем в тетрадях, у доски с обратных сторон будут выполнять Ирина и Иван Матвеев. Запишите координаты точек O, A, B, C, D, P, K, M и E? Начало отсчета- точка О. -Ребята, здесь задана координатная прямая? После того, как все выполнили сверяем с правильным решением. | О(0), А(-2),В(2), С(6), D(7), P (-6), K(-7), M(-9), E(-12). |
Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной деятельности (самооценку) | 5 мин 2 мин | Ребята , давайте еще раз вспомним: Что такое координатная прямая? Как отмечаются на координатной прямой отрицательные числа? Положительные числа? Приведите примеры использования положительных и отрицательных чисел в жизни. А теперь давайте с вами представим это в виде карты, на которой изображены острова: Остров Понимания, остров Непонимания, остров Ожидания. Нарисуйте кораблик в том районе карты, где по вашему вы сегодня оказались после этого урока. Каждый имеет право нарисовать свой остров, если его не устраивают уже имеющиеся. | |
Домашнее задание | 2 мин | 1)теория на странице 147-148, выучить определения, ответить на вопросы после пункта. 2)Письменно выполнить номера из учебника: №920, 922,914. | |