СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта преемственности содержания образования школьного курса на ступенях начального и основного общего образования


Образовательная организация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 города Ставрополя

Предметная область Русский язык

Основное содержание школьного курса с 1 по 7 классы:

  1. Фонетика и графика.

  2. Орфография (в начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила включены в грамматические темы, связанные с изучаемым орфографическим материалом).

  3. Состав слова (морфемика и словообразование).

  4. Лексика.

  5. Части речи (морфология).

  6. Словосочетание и предложение (синтаксис).

  7. Связная речь.

  8. Пунктуация.


Раздел

курса

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

Фонетика и графика

Формирование следующих понятий: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные

Развитие умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесенном и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв; закрепление знаний о

мягких и твердых согласных звуках и их обозначением на письме

Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуко-буквенный анализ слов типа стол, конь; в словах с гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными

Уточнение и углубление знаний о звуко-буквенном анализе слов типа школьный, сливки, народ, ружьё

Развитие умения выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;Различать ударные и безударные слоги. , звуки и буквы..

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических.

Развитие умения опознавать звукопись как поэтическое средство;

Использовать логическое ударение для усиления выразительности речи;

Разбирать слова орфоэпически;

Работать с орфоэпическим словарём;



Обобщение изученного в 1-5х классах


Определять и анализировать фонетические процессы в слове.

Выполнять практические упражнения, работая в микрогруппах. соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи


Орфография

Знакомство с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), формирование умения находить эти места в словах;

знакомство с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе; с правописанием заглавной буквы в словах

Формирование навыка написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и разделительным ь и ь-показателем мягкости, слов с двойными согласными типа класс, касса, аллея,

с безударными гласными в корне двусложных слов, парными звонкими и глухими согласными в корне слова; деление слов на слоги и для переноса

Развитие умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Знакомство с особенностями проверки слов с буквой е в корне, проверяемой буквой ё.

Знакомство со своеобразием проверки слов с двумя безударными гласными в корне.

Знакомство с правописанием слов с непроизносимыми согласными в корне.

Развитие умения различать предлоги и приставки.

Знакомство с правилом употребления твердого знака.

Уточнение знаний о правописании имён собственных.

Формирование умения распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.

Знакомство с правописанием родовых окончаний имён прилагательных.

Знакомство с

раздельным написанием частицы не с глаголами

Формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

Знакомство с написанием мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы типа стеречь, беречь; с различием правописания глаголов на -тся, -ться.

Знакомство с написанием суффикса перед -л- в глаголах прошедшего времени.

Правописание личных местоимений с предлогами


Дать понятие об орфографии как разделе лингвистики.

Формирование навыков написания Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.

Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.


Изучение новых орфограммв корне слова. Буквы а и о в корне –кас- - -кос-.Буквы а и о в корне -гар- -гор-. Буквы а-о в корне –зар - - -зор-. Буквы ы-и после приставок. Гласные в приставках пре-при-. Соединительныео-е в сложных словах. Правописание сложноокращенных слов.

Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя.


Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксах существительных –чик (-щик).Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах.

. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Правописание числительных от 11 до 19, 40, 90, 100. Правописание сложных количественных числительных. Правописание составных количественных числительных

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Орфограммы, изученные в 7 классе: Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени; Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов; Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных; Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями; Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени; Правописание НЕ с деепричастиями; Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е; Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий; Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е; Буквы О-Е после шипящих на конце наречий; Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С; Дефис между частями слова в наречиях; Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных; Мягкий знак после шипящих на конце наречий; Слитное и раздельное написание производных предлогов; Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато; Раздельное и дефисное написание частиц; Правописание частицы НЕ с различными частями речи; Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

Лексика

Знакомство с многозначностью слов. Наблюдение над лексическим значением слов

Углубление знаний о многозначности слов. Знакомство с синонимами и антонимами на материале имён прилагательных.

Объяснение и уточнение лексического значения слов (в том числе с помощью толкового словаря)

Уточнение знаний об именах собственных и нарицательных.

Углубление знаний о словах близких по смыслу (синонимах) и словах противоположных по смыслу (антонимах).

Прямые и переносные значения слов

Наблюдение над лексическим значением слова, над системными отношениями в лексике (синонимия, антонимия, словообразовательные связи)

Дать понятие о лексике как разделе науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Углубление знаний об омонимах, синонимах, антонимах.

Сформировать умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.


Дать понятие слову и его лексическому значению Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Повторение изученного.


Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Состав слова (морфемика и словообразование)

-

Ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»

Ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», «основа». Формирование понятия «форма слова». Знакомство со словообразовательной ролью приставок и суффиксов. Развитие умения разбирать слова по составу (в основном существительные и прилагательные) и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также подбирать слова к схемам

Углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи.

Знакомство с порядком морфологического разбора глагола.

Осознания морфемного строения слова в целях решения орфографической задачи

Углубление знаний о морфемике как разделе науки о языке. Умение различать формы слова и однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Знакомство с понятием улевое окончание. Умение определять роль окончаний в словах. Умение определять назначение в слове корня, суффикса, приставки. Знакомство с вариантами морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.


Морфемика и словообразование.

Формирование навыков определения основных способов образования слов в русском языке. Этимология слов. Морфемный и словообразовательный разбор

способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; порядок морфологического разбора причастий; способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; порядок морфологического разбора деепричастий;

Части речи (морфология)

Знакомство с группами слов, которые отвечают на определённые вопросы (кто? что? какой? какая? какое? какие?

что делает? что делал? что сделал?),

Формирование общего понятия «слово» (как название предмета, признаков предмета, действий предмета). Знакомство с особенностями каждой из указанных групп слов. Изучение категории числа

Ознакомление с особенностями рода имен существительных, прилагательных и глаголов в прошедшем времени; первоначальное ознакомление со склонением имен существительных (с ударными окончаниями).

Знакомство с местоимениям.

Знакомство с особенностями формы числа глагола, с согласованием существительного и глагола в числе; с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы; с неопределенной формой глагола. Знакомство с ролью частицы не и ее раздельным написанием с глаголами

Знакомство со словоизменением частей речи (склонением (имен существительных, изменением их по падежам в единственном и во множественном числе, склонением имен прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.

Знакомство с особенностями каждого падежа имён существительных, типами склонения.

Знакомство с алгоритмом определения склонения имени существительного, употреблённого в форме косвенного падежа.

Знакомство с несклоняемыми именами существительными.

Знакомство с личными местоимениями.

Знакомство с глаголами-исключениями.

Уточнение знаний об изменении по временам глаголов совершенного и несовершенного вида (без введения терминов)

Углубление знаний о частях речи.

Ознакомление с грамматическими категориями существительных, прилагательных, глаголов. числа.

Формирование у учащихся способностей определять

синтаксическую роль существительных, прилагательных, глаголов .

Правописание не с глаголами.


Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные.Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные.Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имен существительных.


Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа.

Дробные числительные . Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение как часть речи.Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения.Относительныеместоимения.Неопределенныеместоимения.Отрицательныеместоимения.Притяжательныеместоимения.Указательныеместоимения..Определительныеместоимения.Морфологический разбор местоимения.

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Возвратные глаголы.Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола.Условное наклонение глагола.Повелительное наклонение глагола.Употреблениенаклонений.Безличныеглаголы.Морфологический разбор глагола.


Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. 13 Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.


Словосочета-ние и предложение (синтаксис)

Формирование понятия о предложении как группы слов, связанных по смыслу.

Знакомство с видами предложений по цели высказывания: с вопросительными

Формирование умения составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их. Знакомство с особенностями главных членов –грамматической основы предложения. Пропедевтика введения понятия «второстепенные члены предложения».

Знакомство с видами предложений по цели высказывания, а также с предложениями распространёнными и нераспространёнными

Расширение знаний о главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении, что происходит в процессе изучения словосочетаний. По мере изучения частей речи, вводятся термины, обозначающие второстепенные члены: «дополнение», «определение», «обстоятельство»;

формирование умения распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению.

Углубление знаний о видах предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, а также распознавание простых распространенных и сложных предложений (из двух простых)

Знакомство с типами связи слов в словосочетании: с управлением (кружился в небе) и согласованием (в небе голубом) — без называния терминов.

Знакомство с предложениями с однородными членами, сложными предложениями, предложениями с прямой речью.

Сопоставление простого предложения с однородными членами и сложносочиненного предложения, состоящего из двух простых. Ознакомление со сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, так как и союзными словами что, где, который, когда.

Формирование у учащихся способностей определять основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Дать понятие о пунктуации как разделе науки о языке.

Формирование у учащихся способностей определять в словосочетании: главное и зависимое слова

Формирование умения определять

грамматическую основу предложения

, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Формирование у учащихся способностей составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;

различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;



Систематизация изученного в 5м классе


Знаки препинания .Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Обобщающее повторение.


Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. Уметь выделять предложеия с обособленными членами предложения , составлять схемы такихпредложений

Связная речь (уровень текста)

Формирование понятия о тексте как группы предложений, связанных по смыслу; озаглавливание текста

Овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний.

Получение представлений о видах текста по цели высказывания (повествование, описание, рассуждение, о структурных частях текста-повествования.

Обучение написанию изложения текста по вопросам, по опорным словам; составлению рассказа (написанию сочинения) по картинке, опорным словам, по серии картинок и плану или началу текста; восстановлению деформированного текста.


Речевой этикет: формулы приветствия, прощания, благодарности, извинения

Формирование умения определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Формирование умения делить сплошной текст на смысловые отрезки.

Обучение написанию изложения на основе зрительного восприятия текста, изложения повествовательного текста по вопросам, написанию изложения по коллективно составленному плану.

Первичное знакомство с составлением текста-описания.


Речевой этикет: составление приглашения, поздравления

Получение представлений о заголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста.

Ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка.

Знакомство с особенностями структуры текста-описания.

Обучение написанию изложения текста на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану.

Совершенствование умения составлять повествовательный текст по рисунку, используя в нём имена прилагательные.


Речевой этикет: правила речевого поведения человека в определенных ситуациях и вежливого общения с собеседником

Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.


Доказательства и объяснения в рассуждении. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Развить умение

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;



Текст, его особенности

Р.Р. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.Начальные и конечные предложения в тексте

Р.Р. Ключевые слов. Основные признаки текста.

Р.Р. Текст и стили речи.. Официально-деловой стиль речи.


Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

определять прямой и обратный порядок слов в предложении; выделять в тексте  описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, предающие оценку предметов, действий, состояний; подробно, сжато и выборочно пересказывать тексты, содержащие описание  состояния человека, его оценку и другие типы речи; создавать устные и письменные высказывания изученных стилей речи; писать сочинение- описание внешности и состояния человека, характеристику человека; сочинение на морально- этическую тему; писать заметку в газету; редактировать текст

Пунктуация


Формирование умения оформлять предложение на письме

Углубление и закрепление знаний о знаках препинания в конце предложений разных по цели высказывания

Формирование умения оформлять сложные предложения (из двух простых) на письме с помощью знаков препинания

Формирование умения с помощью знаков препинания оформлять предложения с однородными членами (с союзной и бессоюзной связью), сложносочиненные предложения, состоящие из двух простых, сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как и союзными словами что, где, который, когда, предложения с прямой речью

Закрепление знаний о знаках препинания в конце предложений разных по цели высказывания виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопро сительные,побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения. Формирование умения анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря, определять способы образования слов различных частей речи.



Повторение изученного в 5 классе

Определять синтаксическую роль причастных и деепричастиных оборотов. Уметь правилно ставить знаки препинания при причастных и дееепичастных оборотах речи.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!