Технологическая карта урока по окружающему миру.
Дата: 21 ноября 2018г.
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема: Наш край
Тип: освоение новых знаний и способов действий.
Цели урока: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Ресурсы урока: учебник, интерактивная доска, презентация в программе Microsoft PowerPoint, карточки с учебными заданиями.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация к деятельности
Актуализация необходимых знаний
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину.
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев.
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые.
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров.
— Исправьте ошибки в цепи питания.
Сова → змея → подорожник → слизень.
Кузнечик → орел → ящерица → клевер.
(Арктическая зона.)
(Тундра.)
(Зона степей.)
(Зона пустынь.)
(Подорожник → слизень → змея → сова.
Клевер → кузнечик → ящерица → орел.)
Организация познавательной деятельности
Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина...»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня?
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило?
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — на следующих уроках.
(Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
(Высказывания детей.)
(Вопросы детей.)
Работа по теме урока
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят?
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138.
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (карта Кемеровской области)
— Посмотрите, с какими областями граничит Кемеровская область.
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа?
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине?
Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.)(Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
- Какой город является главным на нашей территории?
- Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? В какой природной зоне мы живем?
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем по рядам: 1ряд узнает и расскажет о растительном мире Томской области; 2-й — о животном мире; 3-й — о достопримечательностях нашего края.
Физминутка
Закрепление изученного материала
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого?
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
Показ достопримечательностей.
Сообщения детей.
Рефлексия деятельности
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока?
Домашнее задание: задания 1-3 на с. 65.