СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники визуального мышления.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все эти техники дают возможность ребенку самому ставить вопросы для изучения, исследовать и открывать новое, а учителю дарят радость совместных открытий.

Просмотр содержимого документа
«Техники визуального мышления.»

Техники визуального мышления.

1. Метод вопросительного знака

Этот метод отлично работает при чтении текстов с целью поиска ключевой информации. Например, на уроке, посвящённом традициям и праздникам разных стран. Заполнив такую схему, дети без труда могли своими словами рассказать о любом праздновании

Этот метод также работает при изучении исторических событий, если заменить вопрос «как» на слово «итог, последствия». Также именно ответы на эти пять ключевых вопросов могут стать тезисами к презентации своего проекта или идеи:

  • Как работает мой проект?

  • Где = Какие условия, ресурсы необходимы?

  • Кто = Рассказ о себе или о команде

  • Почему стоит поддержать мою идею, в чем её преимущества?

  • Когда = Почему сейчас хороший момент для реализации моего проекта?

2. Метод KWHL

Классика визуального мышления, метод существует в разных вариациях, но в базовом варианте представляет собой четыре колонки:

  • Know ( знать) — что я знаю?

  • What (что) — что я хочу узнать?

  • How (как) — как я могу это сделать?

  • Learn (учить)— что я узнал нового?

Использование этого метода на практике одновременно и простое (всего четыре колонки на доске и пачка стикеров для детей), и сложное, ведь, по сути, требуется прийти к пониманию, что и зачем учить.

Камнем преткновения для детей может стать графа «как» — шаг в сторону от привычных «прочитать в учебнике», «ну может фильм посмотреть» даётся с трудом. Но постепенно, шаг за шагом, интерес к самостоятельному познанию подталкивает детей находить небанальные варианты, например, что узнать об устройстве древнегреческой армии можно, например, рассматривая изображения на керамических сосудах.

Ниже вариант частично заполненной таблицы по методу KWHL.

3. Метод фрукта

Лучший способ для критического и глубокого осмысления сложных тем. Название этой визуальной техники точнее стоило бы перевести как «очистка фрукта», что полностью отражает смысл приема.

Рассмотрим использование этого метода на изучении Отечественной войны 1812 года в картинах В. В. Верещагина. Итак, выбираем одно или несколько полотен. Например, картина «Наполеон I на Бородинских высотах» и начинаем «очищать фрукт».

Сначала идёт «кожура» — рисуем на доске круг и раздаём детям стикеры, показываем картину и просим каждого написать на своём листочке, что он видит на картине. Приклеиваем получившиеся наблюдения — это и есть первый взгляд на предмет.

Затем начинаем заполнять внутренние сектора: просим придумать два вопроса, назвать одну ассоциацию с изображенным и сказать, какие эмоции вызывает сюжет картины. Ещё один внутренний сектор отводим под заранее продуманный вопрос-обсуждение: например, что необычного в изображении военных действий на этой картине? И наконец, переходим к сердцевине нашего фрукта: записываем ключевые мысли о том, что стоит за сюжетом картины и что хотел донести художник.

4. Стратегия пазла совместно с техникой шести шляп мышления.

Каждая шляпа — это определённый тип мышления: белая — опора на факты, жёлтая — позитивное видение, чёрная — ожидание трудностей, красная — эмоции, зелёная — креативный подход, а синяя — организационная (обычно, я брала её себе, чтобы подвести итоги). К каждой шляпе я сформулировала универсальные вопросы для рассмотрения проблемы, кейса или идеи.

А дальше распределяем роли-шляпы и задаем любой кейс обсуждения: и вот уже дебаты, споры, нестандартные решения и тренировка эмпатии (ведь чтобы понимать другого, нужно знать о том, что люди мыслят по-разному).

5. Цвет/символ/изображение

И, наконец, метод для самых младших, основанный на ассоциациях. При обсуждении темы предлагается называть, с каким цветом, символом и изображением она у тебя ассоциируется. Пример вопроса: какой цвет приходит тебе на ум, когда я говорю Олимпийские игры.

Все эти техники дают возможность ребенку самому ставить вопросы для изучения, исследовать и открывать новое, а учителю дарят радость совместных открытий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!