СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техники и методики практико – ориентированного обучения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Просмотр содержимого документа
«Техники и методики практико – ориентированного обучения.»

Техники и методики практико – ориентированного обучения.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса учащихся, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, экологической культуры, что позволяет учащимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Цели обучения в современной школе предусматривают не только усвоение знаний, но и общее развитие учащихся. Для этого разрабатываются все новые и новые технологии: программированного обучения, поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), лич-ностно ориентированного обучения (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская), а также ряд инновационных направлений и др.

Однако, несмотря на то, что в образовательных учреждениях существуют творчески работающие педагоги, новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются в массовой практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, далеко отстаёт от живой практики и жизненного опыта учащихся, на учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневной жизни. Чаще всего это происходит из-за смешения задач и функций науки и учебного предмета, их неоправданного сближения. Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса учащихся к обучению.

Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. (Слайд №2) Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. (Слайд №3)

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. В процессе обучения широко используются творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству.

В практико-ориентированном учебном процессе не только применяется имеющийся у учащихся жизненный опыт, но и формируется новый опыт на основе вновь приобретаемых знаний. Данный опыт становится основой развития учащихся, формирования их экологического сознания.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, (Слайд № 4) раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой изучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

Разработанная нами система практико-ориентированного обучения включает в себя элементы традиционного и проблемного обучения, с одной стороны, и личностно ориентированного и витагенного ( Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.) - с другой. При этом благодаря объединению в единое целое устраняются недостатки, присущие каждой системе в отдельности, так как недочеты одной системы уравновешиваются достоинствами другой.

Актуальность разработки практико-ориентированного обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:

• в рамках практико-ориентированного подхода значительно повышается эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося и практико-ориентированному содержанию изучаемого материала;

• в процессе взаимодействия в системе «учитель - ученик» постоянно действуют каналы обратной связи;

• система развивает интерес учащихся к творчеству, позволяет им познать радость творческой деятельности.

Каковы пути и средства эффективной реализации практико-ориентированного обучения?

Практико-ориентированное обучение учащихся будет эффективным, если:

• определить функции, разработать правила и содержание его реализации в учебном процессе;

• выявить образовательные возможности обучения, построенного на основе практико-ориентированного подхода.

Актуальность проблемы практико-ориентированного обучения учащихся (Слайд № 5) обусловлена тем, что реализация данного подхода к обучению позволяет снять обострившееся противоречие между необходимостью овладения учащимися системой жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, развития их творческих способностей, формирования у них экологического сознания и недостаточной исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей.



Обучение тому, как учиться.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня,

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

( И. Г. Песталоцци).

Неслучайно эпиграфом для своего выступления я взяла знаменитое высказывание великого швейцарского педагога Песталоцци, так как после ознакомления с идеями семи модулей программы обучения курсов, в частности, с модулем “Обучение тому, как учиться”, эта великая мысль, поразившая меня своей лаконичностью и глубиной, стала для меня одним из главных постулатов, к реализации которых я буду стараться стремиться каждый день на каждом уроке.

Джейн Хили определяет термин “метапознание” следующим образом: “Это искусство осознания собственного сознания”. А стратегия в свою очередь – это “метод и ход принятия решений, действия, которые предпринимают, чтобы решать проблемы” (Элейн Рубиноф, “Искусство преподавания”, глава 6 “Метапознание: обучение думать” ). На своих уроках, вовлекая учащихся в определенные виды деятельности, я воплощаю следующие стратегии, согласно классификации Р.Оксфорда и А.Шамо:

- стратегии запоминания

- когнитивные стратегии

- компенсаторные стратегии

- социальные стратегии (Тимофеева, Т. И. Формирование коммуникативной компетенции студентов в коммуникативной деятельности в процессе обучения иностранному языку / Т. И. Тимофеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2011., страница 14). Эти стратегии направлены на развитие коммуникативной компетенции и подробно описаны в пособии “Стратегия обучающихся или как стать успешным студентом, которые с первых дней своей педагогической деятельности я использовала эти ценные знания на своих уроках. Приведу несколько наглядных примеров, каким образом я реализую это на практике. Например, стратегии запоминания для объяснения новой темы– вовлекаю учащихся в построение собственного “плана- карты” или поиск ассоциаций (не важно, по какому признаку – главная цель – запомнить как можно легче), и даже вовлекаю их в реальные действия, например, представляя новое из жизни. Эти методы дают ощутимые результаты, так как не требуют особых усилий учащихся запоминать списки слов неосознанно, механически, все происходит с точностью до наоборот, учащиеся сами придумывают, как запомнить то, или иное правило. Другие стратегии, позволяющие обучающемуся формировать навык самостоятельности и независимости – это компенсаторные, суть которых в том, что учащийся может компенсировать свое незнание чего-либо другим знанием, которое может быть использовано для постижения первого. Приведу пример, очень часто учащиеся, не зная какое-либо правило и не найдя его в учебнике, задают мне вопросы: “Как понять, н-р, слово «пунктуация?”, вместо того, чтобы дать ребенку ответ, который он забудет через 10 секунд после произнесения, я поступаю следующим образом: даю дефиницию, синоним или антоним этого слова, опираясь на предыдущий опыт ребенка, это стимулирует мыслительный процесс учащегося (учащемуся необходимо понять дефиницию и установить, что обозначает слово), таким образом, вероятность запоминания этого слова повышается. Также я учу ребят компенсировать нехватку знаний, используя эту стратегию следующим образом: если учащийся не знает какое-то правило, он может заменить его другим , либо дефиницией и даже действием (пантомимой), так на этапе побуждения при проверке знания и понимания учащимися слов с предыдущего урока, я очень часто провожу игру “Объясни”, в ходе которой каждый учащийся выходит к доске и получает слово или словосочетание, значение которого он должен объяснить классу любым из вышеописанных способов так, чтобы ребята угадали это слово. С этой целью могут применяться те же способы в заданиях на сопоставление дефиниций слов и т.д.

В целом, я считаю необходимым учить обучающихся вырабатывать собственные стратегии обучения и оценивать их, так как в этом процессе развивается и критическое мышление обучающихся, развивается их информационная культура (умение работать с информацией), а также развивается творческий потенциал обучающихся. Однако, я хочу поделиться проблемой, которую я сумела увидеть в процессе практики в школе, это станет завершением моего рефлективного отчета, но отнюдь, не последней точкой моего размышления. К сожалению, факты, установленные мною на практике, показали, что очень многие учащиеся не способны сформулировать то, какие стратегии они используют в своем обучении, они даже не задумываются над этим, не осознают, насколько легче им было бы учиться, выработав свои собственные стратегии. Такие выводы я сделала после применения различных методов, позволяющих выявить степень осознанности обучения учащихся (например, анкетирование, методы критического мышления, такие как таблицы ЗХУ и эссе и их последующего анализа). Поэтому, ответив, на вопросы “ЧТО?” и “ЗАЧЕМ?”, сейчас я нахожусь в процессе ответа на вопрос “КАК?” сделать так, чтобы учащиеся все-таки начали думать о своем обучении и рефлексировать, какие дополнительные условия нужно создать?..

















КГУ «Средняя школа №12 г. Житикары»











Техники и методики практико – ориентированного обучения.







Учитель русского языка: Альмухамедова Б. К.



2018 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!