УРОК - Технология ручной обработки бумаги.
Техника «Оригами». Аппликация «Я и мои друзья»
Цель: создать условия для успешного ознакомления с новыми приёмами художественного изображения действительности в технике «оригами».
Задачи:
научить сгибать бумагу разными способами в технике «оригами»;
воспитывать коллективизм, ответственность, дисциплинированность, сотрудничество, эстетический вкус, трудовую культуру;
развивать координацию движения рук при сгибании, резании, склеивании бумаги;
совершенствовать тонкую ручную моторику, пространственные представления, исполнительские и конструкторские умения, творческие способности.
Оборудование для учителя: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».
Оборудование для ученика: схемы «оригами», технологические карты изготовления, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, клей.
Ход урока
I.Организационное начало урока
Слайд №1
Звучит «Добрая песенка» (слова и музыка Жанны Колмогоровой).
Учитель: какое настроение передаёт песня?
Дети: Весёлое, радостное, солнечное.
Учитель: Солнышко, тепло и улыбка могут согреть других своим теплом, показать дружелюбие и улучшить всем настроение. Дружба начинается с улыбки. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения, успехов.
II. Вводная беседа. Постановка учебной задачи
Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Л. Измайлова:
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
- О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о дружбе.
Учитель: А что такое дружба?
Дети: Это когда кругом доброта, милосердие, умение радоваться. Переживать за других людей.
Слайд № 2
Учитель: Я предлагаю создать творческие группы друзей для работы. Мы с вами постараемся работать дружно.
Дети рассаживаются по группам для дальнейшей работы.
Слайд № 3
Учитель: Прочитайте поговорку.
Дети: «Делать людям хорошее – хорошеть самому».
Учитель: Как вы понимаете смысл этой поговорки?
Дети: Когда делаешь другим хорошо, то на душе у тебя тоже хорошо.
Слайд № 4
Учитель: Посмотрите внимательно. Рассмотрите работу. Опишите ёё.
Дети: Здесь изображены мальчики и девочки. Им весело. Они танцуют, играют.
Учитель: Каким способом сделаны эти фигурки?
Дети: Эти фигурки сделаны в технике «оригами».
Учитель: А что это за техника?
Дети: Это очень древнее японское искусство изготовления различных фигурок из бумаги.
Учитель: Как вы думаете. Что мы сегодня будем с вами делать? Какова тема нашего урока?
Дети: Мы будем работать с бумагой. Будем мастерить в технике «оригами».
Слайд №5
Учитель: Какую цель мы поставим?
Дети: Делать различные фигурки. Научимся сгибать бумагу новыми приёмами.
III. Изготовление фигурок. Подготовительная работа
Учитель: Мы с вами сегодня постараемся работать как друзья, научимся сгибать бумагу новыми приёмами в технике «оригами». Соберём из фигурок хоровод «Я и мои друзья». Из каких частей состоит каждая фигурка?
Дети: Из головы, туловища. Некоторых частей не хватает: рук, ног, шеи.
Учитель: А по каким признакам вы догадались. Что детям весело, они танцуют?
Дети: Они улыбаются, косичка подпрыгнула вверх. Полы одежды распахнулись. Туловище и головка наклонены в разные стороны.
Учитель: Молодцы. Вы смогли определить содержание и настроение работы.
IV. Анализ этапов изготовления
Учитель: Какие материалы понадобятся для изготовления?
Дети: Понадобятся цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.
Учитель: Вы будете работать сейчас творческими группами. Скажите, как нужно работать, чтобы ничто не могло нам помешать?
Дети: Соблюдать технику безопасности работы с ножницами, правила сгибания бумаги.
Учитель: Какие ещё правила необходимы во время работы?
Вспомните эти правила.
Дети: Правила работы в группах.
Учитель: Рассмотрите схемы, которые лежат на парте. Вспомните приёмы складывания. Формы, уже нам известные. Какие формы «оригами» вам уже знакомы?
Дети: Сложить «долиной». Сложить «горой». Перевернуть, перегнуть. Вставить одно в другое.
Учитель: Изучите в своих группах технологические карты, по которым можно сделать голову.
Дети: 1 этап – сделать квадрат. 2 этап – перегнуть углы к середине. 3 этап – перевернуть на другую сторону. 4 этап – сложить «долиной». 5 этап – сложить ещё раз «долиной». 6 этап – загнуть углы с обеих сторон.
Учитель: Изучите в своих группах по технической карте, как можно сделать костюм. Как будете делать костюм?
Дети: 1 этап – сделать квадрат. 2 этап – сложить пополам. 3 этап – каждую сторону завернуть к середине. 4 этап – отвернуть углы. 5 этап – сложить «горой».
Учитель: Если перевернуть вверх ногами деталь 5 этапа складывания, получится платье для девочки («плечики» можно загнуть назад), а если повернуть заготовку в другую сторону – другое платье.
Дети работают в группах самостоятельно. Каждая группа делает по 2 головы и по 2 костюма.
V. Физкультминутка
Учитель: Я буду задавать вопросы, а вы в нужном месте будете вставать и хором отвечать «Это я, это я. это все мои друзья».
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?
Кто из вас всегда в порядке держит книги и тетрадки?
Кто из вас кинет камень кошке вслед?
Кто из вас грязь смывает без следа?
Кто лентяям шлёт привет?
Кто из вас никогда не врет, друзья?
VI. Практическая работа
Слайды № 6-7
Учитель: Итак. Мы приступаем. Каждая группа будет делать фигурки. В работе вам помогут технологические карты. Распределите в своих группах: кто и за что отвечает, кто делает голову, а кто костюм. Рассмотрите, как можно сделать голову с короткой стрижкой или с косичками. Посмотрите, ребята, голова в остроконечной шапочке представляет собой классическую модель гнома. Из неё несложно получить головки с различными причёсками. Может, ваша группа захочет сделать фигурки именно с такой причёской.
Во время выполнения работы негромко звучит песня М.Пляцковского «Дружба крепкая», «Песенка друзей».
VII. Выставка работ. Составление аппликации «Я и мои друзья». Итог урока.
Учитель: Ребята, сейчас каждая группа покажет свою работу и ответственный от каждой группы положит свои фигурки в хоровод ко мне на стол.
Учитель: А теперь посмотрим на наш хоровод друзей.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
Дети: Научиться сгибать бумагу новыми приёмами. Узнать, как передать настроение в работе. Научиться работать в группе.
Учитель: Удалось её решить?
Дети: Цели урока мы достигли.
Учитель: Каким способом?
Дети: С помощью учителя, друзей, дружной работы в группе, знаний, которые получили раньше.
Учитель: Давайте оценим свою работу. Я приготовила для вас конверты.
- Откройте их.
- Что вы видите там?
- А какие на них изображены эмоции?
- Какое у вас сейчас настроение и как вы оцениваете свою работу?
- Прикрепите подходящий смайлик на доску.
Учитель: Я увидела, что вы уже можете дружно работать, помогать своему другу. Я хочу закончить наш урок хорошими строчками из стихотворения Л. Измайлова:
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Слайд № 8
Учитель: Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой.
Всем за урок спасибо.
Приложение
Правила работы с ножницами
С ножницами не шути,
Зря в руках не крути,
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Сгибание бумаги
Складывай бумагу только на столе.
Линию сгиба обязательно проглаживай ребром ладони от середины к краям, а затем гладилкой.
При сгибании плотной бумаги обязательно сначала продавливай по линейке острым предметом или тупым концом ножниц по всем линиям сгиба.
Правила работы в группе
Работать сообща.
Уметь выслушивать друг друга.
Слушать других, не перебивая. Внимательно.
Уметь распределить обязанности между собой, долю работы каждого.
Уметь договориться, помочь друг другу.