СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация. Информационные процессы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

образовательная:

- познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете ВТ. составить представление о понятии «информационный процесс»;

рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;

научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;

- научится выполнять действия, выполняемые над информацией.

воспитательная:

- воспитывает у учащихся умение и навыки.

- воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

развивающая:

- развить правильное поведение в кабинете ВТ.

- развитие навыков работы с клавиатурой;

развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2. Объяснение новой темы

Указания по проведению обучения и инструктирования учащихся по безопасности труда

  1. Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвое­ния правильных и безопасных методов и приемов работы учи­теля обязаны проводить инструктирование и обучение учащих­ся по соблюдению требований техники безопасности и гигие­ны труда.
  2. Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем - перед практической работой на ПЭВМ.
  3. На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащих­ся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опас­ными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
  4. Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (учи­телем) в виде лекции, беседы.
  5. Инструктаж перед работой на ПЭВМ (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознако­мить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможны­ми опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возник­новении.
  6. Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистри­руются в классном журнале.

1.Основное положение

Перед использованием вычислительной техники в учебном процессе, все учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами поведения в аварийных ситуациях, приемами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и упражнениями по снятию зрительного напряжения и утомления. После проведения инструктажа учащиеся должны получить зачет по знанию техники безопасности, о чем производится регистрация в журнале соответствующей формы.

Требования по охране труда при проведении занятий в каби­нетах вычислительной техники, которые должны знать учащиеся, включают в себя правила по технике безопасности, правила поведения в компьютерном классе, приемы оказания первой медицин­ской помощи при поражении электрическим током, упражнения но снятию зрительного напряжения и общего утомления.

2.  Правила техники безопасности

Общие требования безопасности

  1. Запрещается трогать провода, вилки, розетки, штекеры, пере­двигать без разрешения учителя оборудование.
  2. Нельзя входить и выходить из класса без разрешения учителя.
  3. Нельзя без разрешения учителя ходить по классу.
  4. Нельзя работать на ПК мокрыми руками и в мокрой одежде.
  5. Запрещается работать на ПК, имеющих нарушение целостнос­ти корпуса или проводов.
  6. Запрещается класть на стол рядом с ПК портфели, сумки, книги. На столе должны лежать только ручки и тетради.
  7. Нельзя ничего класть на клавиатуру.
  8. В компьютерном классе запрещается бегать, играть, отвлекать товарищей, заниматься посторонней работой.

Требования безопасности перед началом работы на ПК

  1. При выключенном питании осмотреть ПК и убедиться, что нет нарушения изоляции и целостности корпуса ПК и проводов.
  2. Обратить внимание, не свешиваются ли провода так, что воз­можно их задеть во время работы.
  3. Сделать отметку в Журнале учета использования рабочего места

Требования безопасности во время работы на ПК

  1. Во время работы на ЭВМ необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз от экрана (60-70 см). Допустимое расстояние -50 см.
  2. Учащимся не следует вставать с места при входе посетителей.
  3. В случае возникновения зрительного напряжения или устало­сти можно, не вставая с места, выполнить несколько упражне­ний для снятия напряжения или усталости. (слайд 7)
  4. Учащиеся должны знать приемы оказания первой медицинской помощи при электротравме, приемы работы с огнетушителем и приемы тушения пожара.

Требования безопасности в аварийных случаях

  1. При обнаружении дефектов ПК в процессе работы, появлении гари или необычных звуков необходимо немедленно прекра­тить работу на ПК, выключить аппаратуру и сообщить препо­давателю.
  2. При необходимости следует оказать помощь в тушении огня.
  3. При необходимости уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.
  4. Необходимо знать, что нельзя тушить пожар в компьютерном классе водой. Можно использовать песок или пенный огне­тушитель.
  5. Необходимо знать, что если пострадавший находится под воз­действием электротока, то его нельзя трогать голыми руками. Освободить пострадавшего можно, используя материалы, ко­торые не являются проводниками электрического тока.

Требования безопасности по окончании работы на ПК

  1. По указанию преподавателя отключить аппаратуру.
  2. Навести порядок на рабочем месте.

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности. Организация рабочего места. Информатика и информация. Информационные процессы»

1-2 урок, 10 класс – теория

Учитель: Брух Т.В.

Дата _________________


Тема урока: «Техника безопасности. Организация рабочего места.

Информатика и информация. Информационные процессы».

Цель урока:

образовательная:

- познакомить учащихся с правилами поведения в кабинете ВТ. составить представление о понятии «информационный процесс»;

рассмотреть действия, которые можно выполнять над информацией;

научиться пользоваться основными клавишами клавиатуры;

- научится выполнять действия, выполняемые над информацией.

воспитательная:

- воспитывает у учащихся умение и навыки.

- воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

развивающая:

- развить правильное поведение в кабинете ВТ.

- развитие навыков работы с клавиатурой;

развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

- развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие

2. Объяснение новой темы

Указания по проведению обучения и инструктирования учащихся по безопасности труда

  1. Для воспитания у учащихся сознательного отношения и усвое­ния правильных и безопасных методов и приемов работы учи­теля обязаны проводить инструктирование и обучение учащих­ся по соблюдению требований техники безопасности и гигие­ны труда.

  2. Инструктаж и обучение по охране труда проводятся со всеми учащимися на вводном занятии в кабинете, а затем - перед практической работой на ПЭВМ.

  3. На вводном инструктаже учитель должен ознакомить учащих­ся с правилами техники безопасности и гигиены труда; с опас­ными моментами, с которыми можно столкнуться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

  4. Вводный инструктаж проводится заведующим кабинетом (учи­телем) в виде лекции, беседы.

  5. Инструктаж перед работой на ПЭВМ (первичный на рабочем месте) дополняет вводный инструктаж и имеет целью ознако­мить учащихся с требованиями правильной организации и содержания рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования защитными средствами, с возможны­ми опасными моментами при выполнении конкретной работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также опасными ситуациями и правилами поведения при их возник­новении.

  6. Все сведения по проведению инструктажа учащихся регистри­руются в классном журнале.

1.Основное положение

Перед использованием вычислительной техники в учебном процессе, все учащиеся должны пройти инструктаж по технике безопасности, ознакомиться с правилами поведения в аварийных ситуациях, приемами оказания первой медицинской помощи при поражении электрическим током и упражнениями по снятию зрительного напряжения и утомления. После проведения инструктажа учащиеся должны получить зачет по знанию техники безопасности, о чем производится регистрация в журнале соответствующей формы.

Требования по охране труда при проведении занятий в каби­нетах вычислительной техники, которые должны знать учащиеся, включают в себя правила по технике безопасности, правила поведения в компьютерном классе, приемы оказания первой медицин­ской помощи при поражении электрическим током, упражнения но снятию зрительного напряжения и общего утомления.

2. Правила техники безопасности

Общие требования безопасности

  1. Запрещается трогать провода, вилки, розетки, штекеры, пере­двигать без разрешения учителя оборудование.

  2. Нельзя входить и выходить из класса без разрешения учителя.

  3. Нельзя без разрешения учителя ходить по классу.

  4. Нельзя работать на ПК мокрыми руками и в мокрой одежде.

  5. Запрещается работать на ПК, имеющих нарушение целостнос­ти корпуса или проводов.

  6. Запрещается класть на стол рядом с ПК портфели, сумки, книги. На столе должны лежать только ручки и тетради.

  7. Нельзя ничего класть на клавиатуру.

  8. В компьютерном классе запрещается бегать, играть, отвлекать товарищей, заниматься посторонней работой.

Требования безопасности перед началом работы на ПК

  1. При выключенном питании осмотреть ПК и убедиться, что нет нарушения изоляции и целостности корпуса ПК и проводов.

  2. Обратить внимание, не свешиваются ли провода так, что воз­можно их задеть во время работы.

  3. Сделать отметку в Журнале учета использования рабочего места

Требования безопасности во время работы на ПК

  1. Во время работы на ЭВМ необходимо соблюдать оптимальное расстояние глаз от экрана (60-70 см). Допустимое расстояние -50 см.

  2. Учащимся не следует вставать с места при входе посетителей.

  3. В случае возникновения зрительного напряжения или устало­сти можно, не вставая с места, выполнить несколько упражне­ний для снятия напряжения или усталости. (слайд 7)

  4. Учащиеся должны знать приемы оказания первой медицинской помощи при электротравме, приемы работы с огнетушителем и приемы тушения пожара.

Требования безопасности в аварийных случаях

  1. При обнаружении дефектов ПК в процессе работы, появлении гари или необычных звуков необходимо немедленно прекра­тить работу на ПК, выключить аппаратуру и сообщить препо­давателю.

  2. При необходимости следует оказать помощь в тушении огня.

  3. При необходимости уметь оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.

  4. Необходимо знать, что нельзя тушить пожар в компьютерном классе водой. Можно использовать песок или пенный огне­тушитель.

  5. Необходимо знать, что если пострадавший находится под воз­действием электротока, то его нельзя трогать голыми руками. Освободить пострадавшего можно, используя материалы, ко­торые не являются проводниками электрического тока.

Требования безопасности по окончании работы на ПК

  1. По указанию преподавателя отключить аппаратуру.

  2. Навести порядок на рабочем месте.


  1. Приемы оказания первой медицинской помощи

Оказание помощи при поражении электрическим током

  1. Отключить ток (выключать тумблер на распределительном щитке).

  2. Освободить пострадавшего от воздействия тока (провода), используя подручные, которые

  3. средства, которые не являются проводниками электрического тока.

  4. Осмотреть пострадавшего и оказать ему помощь в зависимости от тяжести поражения. Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из ближайшего лечебного учреждения).

Оказание помощи при ожогах

  1. Поместить пораженное место под холодную воду, предварительно обернув целлофаном, чтобы на поверхность раны не попали микробы.

  2. На обожженное место наложить асептическую повязку

  3. Вызвать врача ( из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из ближайшего лечебного учреждения.)

Оказание помощи при обмороке

  1. Положить пострадавшей на ровную поверхность на спину, повернув его голову на бок.

  2. Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 103 или из ближайшего лечебного учреждения).

Оказание помощи при остановке дыхания

  1. Проверить положение языка во рту, если он запал - руками вернуть язык в нормальное положение.

  2. Вызвать врача (из школьного медпункта, «скорую помощь» по телефону 03 или из ближайшего лечебного учреждения).

  3. Делать искусственное дыхание (рот в рот) до восстановления дыхания или прибытия врачей.

3. Закрепление материала.

Задание 1. Закрасьте зеленым цветом то, что делать МОЖНО, и красным то, чего делать НЕЛЬЗЯ.

Входить в кабинет информатики без разрешения учителя.

Заходить в компьютерный класс спокойно. Занимать свое рабочее место.

Находиться в кабинете информатики в верхней одежде.

Убедиться в отсутствии видимых неисправностей компьютера.

Толкаться в дверях при входе в компьютерный класс.

При обнаружении видимых неисправностей компьютера сообщить учителю.

Трогать разъемы соединительных проводов.

Приступать к работе на компьютере только после разрешения учителя.

Прикасаться к проводам питания.

Приносить в класс компакт-диски и дискеты с других компьютеров.

Пытаться самостоятельно устранить обнаруженную неисправность компьютера.

Включать игры или другие программы, не относящиеся к уроку.

Работать на компьютере грязными руками.

Нажимать на клавиши мягко, без особых ударов.

Прикасаться к экрану и задней стенке монитора.

Нажимать клавиши клавиатуры только при включенном напряжении.

Работать на компьютере во влажной одежде или с мокрыми руками.

Расстояние от глаз до экрана монитор должно быть 60-70 сантиметров.

Класть вещи на составные части компьютера.

По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Удалять папки и файлы без разрешения учителя.

Задания 2. Установите порядок действий при оказании первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током, соединив их последовательно.

9.Отправить пострадавшего к врачу (или пригласить врача).

8.При повреждении кожных покровов обработать это место зеленкой или спиртом, наложить стерильную
повязку.

5.Обратить внимание на дыхание и
сердечнососудистую систему.

1.Быстро
отключить ток.

4.Освободить пострадавшего от проводов с соблюдением мер предосторожности.


6.В случае остановки дыхания, начать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание

2.Надеть резиновые перчатки или обернуть руки сухой тканью.

3.Встать на резиновый коврик или на сухую доску.

7. При ослаблении сердечной деятельности и дыхания обеспечить доступ свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт и дать 25 капель кордиамина. Похлопать по щекам.


Задание 3. Тест по технике безопасности

1. Чем грозит нарушение техники безопасности?

1) ударом электрического тока
2) поломкой оборудования
3) всем вышеперечисленным

2. Какую часть монитора не стоит трогать?

1) экран монитора
2) тыльную часть монитора
3) монитор в целом

3. Что нужно делать, если ты обнаружил сбой в работе компьютера?

1) попытаться исправить его самостоятельно
2) привлечь друзей на помощь
3) сообщить учителю

4. Печатать на клавиатуре нужно

1) чистыми и сухими руками
2) мокрыми руками
3) грязными руками

5. Какое положение ног оптимально для сидячей работы за компьютером?

1) стоящие на полу рядом друг с другом
2) вытянутые под столом
3) подогнутые под себя

6. Какое расстояние должно быть между туловищем и компьютерным столом?

1) 5-6 см
2) 15-16 см
3) 25-26 см

7. При работе локти должны

1) быть на столе
2) быть прижаты к туловищу
3) слегка касаться туловища

8. Чтобы снять напряжение с глаз, стоит отрываться от монитора и смотреть

1) на свой стол
2) на соседний стол
3) вдаль

9. Давать глазам отдых нужно каждые

1) 5 минут
2) 25 минут
3) 45 минут

10. К устройствам вывода информации не относятся

1) акустические колонки
2) монитор
3) клавиатура


Ответы на тест по информатике Техника безопасности и организация рабочего места
1-3
2-3
3-3
4-1
5-1
6-2
7-3
8-3
9-1
10-3


4. Вторая часть урока. Информатика и информация. Информационные процессы.

Задает вопросы ученикам о понимании понятия «Информация»:

1. Как Вы понимаете понятие «Информация»?

2. С помощью чего человек получает информацию?

3. На какие виды делится информация по способу восприятия?

4. Какими свойствами может обладать информация?

Итак, как связаны два понятия «информатика» и «информация»?

Смотри презентацию. Работа с презентацией.

5. Практическая часть.

Как в жизни происходит сбор, изменение, искажение и передача информации можно проследить, поиграв в незатейливые игры:

Игра 1. Испорченный телефон:

Группа делится на две команды, каждая выстраивается в ряд. Учитель первому в каждом ряду сообщает информацию, например слова `компьютер` и `алгоритм`, и они передаются по ряду каждому от второго до последнего:

  1. шепотом на ушко, (остальные не слышат);

  2. жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);

  3. знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).

Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.

Обсудите ситуацию потери и искажения информации.

Игра 2. «Объяснялки»:

Группа разбивается на пары. Партнер А задумывает слово (пишет на карточке) и невербально (жестами, мимикой) сообщает его партнеру В. Партнер В выдвигает предположения, его задача - отгадать (принять) сообщение. Партнеры А и В меняются ролями.

Обсудите разнообразие представления (кодирования) информации и важность совпадения представлений у отправителя и получателя.
Игра 3. «Давай договоримся»:

Группа разбивается на тройки. Партнер А не может видеть (глаза закрыты), партнер В не может слышать, партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, где необходимо назначить встречу).

Обсудите, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.

Игра 4. Разгадайте кроссворд.






4










1И













Н













Ф



5









2

О













Р













М











3


А













Ц


6











И













Я











1. Тот, от кого мы получаем информацию (источник).

2. Определенный знак, с помощью которого представлена информация (код).

3. Орган, с помощью которого человек получает зрительную информацию (глаз)

4. Универсальное устройство обработки информации (компьютер).

5. Тот, кому передается информация (приемник).

6. Действие над информацией, которое осуществляется при заучивании стихотворения (хранение).

6. Домашние задание

  1. Выучить общие требования техники безопасности

  2. Составьте свой ребус.

  3. Придумайте свою систему кодирования информации и зашифруйте с ее помощью пословицу.

7. Поведение итогов

Оценить работу класса и назвать учащихся, отличившихся на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!