ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1
им. А. С. Макаренко»
Статья
«Театральное искусство в условиях внеурочной деятельности младших школьников»
Мусорина Валерия Владимировна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
«Театральное искусство в условиях внеурочной деятельности младших школьников»
Театр – это искусство, которое учит быть человеком, чувствовать и сопереживать другим. Театр оказывает такое эмоциональное влияние, как ничто другое. И только театр может дать заинтересованному человеку живое восприятие действительности. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями.
Для детей театр имеет огромное значение. Он способен радовать их, развлекать и развивать. Потому театральная деятельность так нравится детям. Театральная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности младшего школьника, развитию его творческого потенциала.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
На основе театральной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.
Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.).
Основными формами театральной деятельности в условиях начальной школы являются:
Театрализованная игра- эта игра, осуществляемая в виде разыгрывания
определенного художественного сюжета, знакомого детям (прочитанная ранее сказка, просмотренный мультфильм). Театрализованная игра нацелена на формирование умения работать в команде, произвольно расслаблять и напрягать определенные группы мышц, развитие речи, зрительного и слухового внимания , наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения и интереса к сценическому искусству.
Театрализованная ритмопластика-это вид гимнастики, которая осуществляется в рамках разыгрывания определенного театрального сюжета или отрывка произведения. При этом тренируется память, происходит развитие физических способностей ребенка, развитие речи и внимания.
Занятия по развитию техники культуры речи-занятия, направленные на всестороннее развитие речи у детей. Такие занятия проводятся с целью развития артикуляции, логики речи, речевого дыхания, формирования четкой дикции и разнообразной интонация речи.
Занятия по основам театральной культуры-это занятия, направленные на формирование у детей нравственной и театральный культур. На таких занятиях дети знакомятся с видами театрального искусства, с элементарной театральной терминологией.
Театрализованные выступления- это заранее подготовленные театрализованные постановки, в которых дети принимают непосредственное участие в виде актеров. Такие выступления могут быть организованы в раках какого-то праздника, либо в форме игровой театральной деятельности. Театрализованные выступления помогают ребенку научиться сочинять этюды по сказкам, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.
Вывод: Наиболее продуктивно воспитание детей осуществляется в процессе внеурочной деятельности. Поэтому система внеурочной должна быть организована правильно, чтобы процесс развития познавательной потребности шел наиболее эффективно.
Каждая форма театральной деятельности помогает решить определенную проблему, связанную с личностью ребенка. Занятия по театральной деятельности помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах.