СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализованное представление о моде и танце

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Прошли века мгновениями,

Но танец был всегда,

И «па», как вдохновение,

Летят через года.

 

Они кружат над миром,

И люди в них кружат.

И Аполлона лира

Ведет в искусства сад.

 

Слились Европа, Азия,

Москва, Париж, Каир!

И БАЛ – души фантазия

Кружит в объятьях мир!

Просмотр содержимого документа
«Театрализованное представление о моде и танце»

«БАЛ-ФАНТАЗИЯ»



(Театрализованное представление о Моде и Танце)

1 отделение

ПРОЛОГ.

Занавес закрыт.

Звучат торжественные фанфары.



ДИКТОР: Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума.

(Александр Сергеевич Пушкин).



Повторяются фанфары, начинается мелодия полонеза, в это время занавес открывается. На сцене – парадная лестница.

Танец – шествие юношей с канделябрами в руках. Юноши одеты в черно-белые костюмы. Все свечи зажжены. Юноши поднимаются и встают вдоль лестницы. Через этот коридор огней торжественно и чинно, одна за другой, спускаются пары в эффектных современных бальных костюмах. Расходятся в противоположные от лестницы стороны. Сделав поклон, замирают. Застывшая картина бала.

На вершине лестницы появляется Церемониймейстер с блестящим жезлом в руках.

Церемониймейстер: Господа! В честь высочайшего праздника нашего сего дня, мая 25-го, представляется вам БАЛ-ФАНТАЗИЯ – увеселение в разных забавах с музыкою и фейерверком!

Музыка. Церемониймейстер спускается по лестнице вниз. На вершине лестницы загорается фейерверк («Римская свеча»).

Картина бала оживает, все пары во время работы фейерверка танцуют ПОЛОНЕЗ, с окончанием музыки и фейерверка вновь замирают на своих местах.



Церемониймейстер: Господа! Прошу вашего внимания! Наш бал-фантазию почтила своим присутствием удивительная гостья. Вечно молодая и прекрасная! Истинная царица любого бала! Встречайте: Ее Величество Мода!



Свет на сцене меняется. Звучит фантастическая музыка. В калейдоскопе огней появляется Мода. Поскольку персонаж этот символический, Мода не может иметь лицо одного конкретного человека, он многолика. Поэтому появление Моды не может быть решено бытово.

Зрители видят плащ и корону царицы бала – Моды. Блестящая корона опускается сверху на штанкете, длинный плащ фантастической расцветки несут несколько человек. Плащ тянется по всем ступеням лестницы. Мы не видим пока людей, несущих плащ.



Голос Моды тоже звучит необычно, он записан на фонограмму и использованием звуковых эффектов.

МОДА: Приветствую вас, друзья мои! Я знаю, здесь мои истинные поклонники – модницы и модники! Вы пытаетесь уловить мое настроение, потакаете моим капризам, среди вас даже мои рабы. Вы стремитесь подражать мне во всем, но не пытайтесь рассмотреть мое лицо – я постоянно меняюсь. У меня нет одного лица.



Да!, да! Друзья! Мелькают годы –

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…



Взгляните, это – я, и это – я, и это – тоже я… Узнаете?



Плащ Моды взмывает куполом вверх, и из-под него появляются одетые в костюмы совершенно разных эпох люди (от пышного бального платья до джинсового костюма).

МОДА: Мое влияние поистине безгранично. Костюмы, платья, прически, манеры, мебель, музыка, архитектура, танцы – все в моей власти, господа, все! И все в моей власти: государи-императоры, их фаворитки, члены правительств, портные и танцмейстеры.

Рекомендую: Учитель танцев! Я привезла его в Россию для обучения молодежи манере иноземного танцевания. Знаток всех танцевальных правил, норм и канонов.

Музыка (несколько кукольного характера).

Из-под плаща Моды появляется Танцмейстер. Как порхающая бабочка, вращаясь вокруг себя и кланяясь в разные стороны, он наконец замирает в картинно-красивой жеманной позе. В то же мгновение вступает другая музыка – страстная, стремительная. Тоже из-под плаща Моды, но с другой стороны появляется другой исполнитель. Его движения– прямая противоположность первому, одет в экстравагантный костюм. Замирает как бы в порыве.

МОДА: Этот Маэстро моей рекомендации не спрашивал – явился сам. Насмешник! Ни правил, ни порядков не признает. Однако, танцует как бог. Я его люблю: без него было бы скучно. Честно говоря, он – тоже мой посланник. Маэстро Шлягер – тайный посланник Моды. Ведь я могу быть и экстравагантной, и шокирующей, и романтической, и вздорной, и чопорной…



Да!, да! Друзья! Мелькают годы –

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…



Весь свет снимается на несколько мгновений. За это время все исчезают со сцены.



(В дальнейшем в сценарии следующие сокращения: Ц – Церемониймейстер, Т – Танцмейстер, М.Ш. – Маэстро Шлягер).



ПЕТРОВСКИЕ АСАМБЛЕИ.

Барабанная дробь.

На вершине лестницы появляется человек в костюме петровской эпохи, разворачивает свиток, читает:



УКАЗ Его Императорского Величества Государя

Петра Великого.

«Волею Государя Императора учреждаются отныне в столице ассамблеи. В котором доме имеет ассамблея быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить людям, куда вольно всякому придти как мужскому, так и женскому. Ассамблея делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава. Хозяин не повинен гостей встречать, ни провожать, ни подчивать, но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употребляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употребляемые.

Час не определяется, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени; также тут быть сколько кто хочет и отъезжать волен когда хочет.

Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить и играть.

Указ Государя Императора объявлен сего дня, ноября 26го, 1718 года.»



Во время чтения Указа на сцену выходит боярин – человек в старинной шубе, высокой шапке, с длинной смешной бородой. Фигура его выглядит несколько карикатурно. Постановщик не должен решать эти сцены в манере бытового театра. Боярин настороженно слушает, все внимание на читающего.

Неожиданно за его спиной, где-то в конце зрительного зала раздается могучий голос:



  • Пора! Пора! Давно пора мне за вас взяться! Привыкли по теремам своим сидеть!..



На сцену решительным шагом через зрительный зал направляется сам Государь Император Петр I. Боярин бухается на колени, лбом об пол.



ПЕТР I: Ах, красавицы! Ну и дочки у тебя! Да разве русские девицы уступят француженкам или немкам? И таких-то красавиц в дальних покоях прятать!.. А вот и кавалеры! Ну-ну, не робейте!..



По лестнице тоже все вместе, но менее уверенно, чем девицы, спускаются молодые люди. Кланяются царю, встают в ряд напротив девиц.



ПЕТР I: Эй, Танцмейстер! Где там твои танцы?..

На вершине лестницы появляется Танцмейстер. Он выносит плащ Моды, людей, несущих хвост плаща, пока не видно.

ГОЛОС МОДЫ: Господа! Знакомьтесь: господа, модные танцы! 18 век!

Плащ Моды вздымают вверх, из-под него один за другим появляются «танцы» – исполнители в характерных костюмах. Каждый «танец» делает несколько своих «па» под музыку и застывает в своей позе. Танцмейстер танцует с каждым из них в качестве партнера. (Реплики Т-ра в данной сцене лучше заранее записать на фонограмму).

МОДА: «Польский»! – Я привезла его из Польши, во Франции его назвали Полонезом, в России – «ходячим разговором» – во время танца можно было вести беседу.

Т: Польским начинались, а иногда и заканчивались балы.

МОДА: Менуэт! Танец церемонных поклонов!

Т: Чинный, строгий, красивый аристократ. По происхождению – француз.

МОДА: Гавот! Тоже француз. Легкий и галантный.



Т: Его отличает удивительная танцевальность движений руки. Руки пластичные, плавные, мягкие, со слегка провисшими локтями и приподнятой кистью. Изумительные руки!



Вдруг из-за плаща появляется М.Ш.



М.Ш.: А я представляю вам Англез! …. Англичанин с примесью деревенской шотландской крови. Остроумный шутник, забавный, быстрый, всегда молодой.



Здесь веселье соединяет

Юность, резвость, красоту!

Старость хладная вкушает

Прежних лет свою мечту!



Танцуем англез!



Отплясывают вдвоем несколько «па»…



Т: Попрошу не мешать! Вы без очереди! По правилам сейчас – менуэт. Музыканты, начинайте!..



Т: Приглашает даму, сначала танцует одна пара, затем и другие, приглашенные первой парой. Исполняется менуэт.



Во время танца М.Ш. Обращается в зал.



М.Ш.: Ох, и нелепый танец этот менуэт! Поминутно то и дело что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, барышни, берегите свой хвост, чтобы его не оборвали!



Смеется. Танец продолжается. М.Ш. во время его исполнения специально ловит даму за хвост платья, но тут же отпускает и, хватаясь за голову, церемонно раскланивается, как бы извиняясь.

Петр I, наблюдая за танцующими, смеется. По окончании менуэта хлопает в ладоши. Танцоры кланяются царю по-старинному в пояс.



ПЕТР I: Ну-ну, это лишнее! И что за поклон?! Запомните: на ассамблее главнее Церемониймейстера никого нет. Его послушайте!



Петр протягивает ц-ру свиток. Тот разворачивает, читает.



Ц: «УКАЗ Его императорского Величества о достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем»

«Перед появлением многонародного гостю надлежит быти мыту старательно, без пропускания..,



Ц-р, несколько смутившись, делает паузу.



ПЕТР I: Да, да! Быти мыту старательно. Бриту тщательно, чтобы нежностям дамским щетиною мерзкой урону не нанести; голодну наполовину и пьяну самую малость, а то вовсе тверезу, танцмейстер! Читай далее!

Т: В освещенной зале возникнув, духом не падай, телом не робей. Напротив, округлив руки изящно и с приятностью в лице, хозяевам поклонись, ногу при этом отставив, и не мешкая в кипение гостевое включайся.

Т. показывает поклон.

М.Ш.: Вперед!

Увеселение продолжается! Новый танец на глазах рождается! Разбирайтесь на пары – и молодые и старые!

Потанцуем, поиграем – и лучшего, и худшего танцора узнаем!

М.Ш. подхватывает рядом с ним стоящую девушку – их пара первой начинает танец. Вначале он достаточно медленный, но потом темп по знаку ц-ра все убыстряется. Все повторяют движения за первой парой.

Исполняется ТАНЕЦ-ИГРА, он должен быть забавным – с прыжками, поцелуями и т.п.

Ц., стоя на лестнице, отдает команды:

Музыка, скорее! Все целуются! Меняемся парами! Быстрее! Бежим по кругу! Стоп! По парам! Быстрее!…

Пары веселой вереницей в танце уходят вслед за ним

Петр I обращается в зал.

ПЕТР I: Повелеваю детям и внукам своим заботу о празднествах считать делом государственной важности. Не веселья одного ради, а для поддержания духа русского!



ГОСУДАРИ-ИМПЕРАТОРЫ



На сцену друг за другом выезжают три трона, на них исполнители в образах государей-императоров.



1-АЯ: Императрица Екатерина!

Повелеваю правила о балах, написанные мною собственноручно, соблюдать неукоснительно, а именно:

В собрание отправляясь, оставить все чины вне дверей, равномерно, как и шляпы, а наипаче шпаги. Спесь тоже у дверей оставить.

Сама люблю и шутки, и переодевания, и ряженых, и танцы модные.

2-ОЙ: Император Павел!

Запрещаю употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспрещаю также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции следить за исполнением указа строжайшим образом!

3-ИЙ: Император Александр!

Платья французского покроя носить разрешается. Повелеваю балы-маскарады в Зимнем Дворце для желающих сделать доступными. Модные танцы и можно, и нужно.



На вершине лестницы – Ц-р.



Ц: Бал-маскарад, господа! Маски можно купить у входа! Танцуем галоп! Музыка!

Государи-императоры прикрывают лица масками на палочках. Троны уезжают в кулисы.

Исполняется ГАЛОП. Все танцоры – в масках, костюмах (в крайнем случае можно обойтись наличием полумасок). По окончании танца – поклон, и все замирают. Застывшая картина бала.



ФАНТАЗИИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МОДЫ



Фантастическая музыка и свет.

Появляются плащ и корона Ее Величества Моды.



ГОЛОС МОДЫ: Да!, да! Друзья! Мелькают годы –

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…

Взгляните на мой волшебный плащ, господа! Он хранит память обо всех моих увлечениях, фантазиях и причудах…



Край плаща Моды взмывает вверх (он был заранее прикреплен невидимыми лесками к штанкету), и плащ превращается в экран, на который проецируются слайды. Или демонстрируется видеоряд.



… В эпоху рококо я придумала изумительные дамские прически – целые натюрморты из цветов, лент, перьев. И даже лодки с высокими парусами, ветряные мельницы, мосты и садовая архитектура украшали женские головки. Бедняжки! Представляете, как сложно им было все это удерживать во время танцев?!

Когда модники и модницы по моей прихоти стали пудрить свои волосы, они тратили на это по 2-3 часа в сутки.

На бал надевали платье с обтягивающим фигуру корсажем, большим декольте и необычайно широкой юбкой.

Мужская мода приспосабливалась к капризам женской. Она делала фигуру причудливой и даже женоподобной. Фалды камзола напоминали юбку на обручах.

Наконец я решила упразднить камзол и сделала мужчинам царский подарок – я подарила им фрак! Фрак, который стал основой мужской одежды в 19 веке.

А танцы? Танцами я поражала мир всегда! В 19 веке у меня новые фавориты! Знакомьтесь!..



Конец плаща опускается. Полный свет на сцене.



ТАНЦЫ. ВЕК 19.



МОДА: Самый скандальный и самый любимый, конечно же, вальс! Он родился в Австрии. Сегодня ему более двухсот лет, но никому и в голову не придет назвать Вальс стариком.

Из-под плаща Моды появляется исполнитель в образе Вальса, далее прием повторяется. Вместе с Вальсом появляется Маэстро Шлягер, на нем элегантный черный блестящий фрак. В течение представления М.Ш. постоянно меняет костюмы, преображается, в то время как Церемониймейстер и Танцмейстер остаются без изменений.

М.Ш.: Вальс! Огненный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!

Т: Как это возможно: обхватить даму за талию и кружить ее по залу!



М.Ш.: И все-таки он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двухшаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!..



Вальс и М.Ш. танцуют.



МОДА: Кадриль! Модница и фантазерка!

Т: Фигуры кадрили танцевали парами vis-a-vis, и именовались фигуры вначале по названию модных песенок, под которые исполнялись. Потом стали называться просто – «первая фигура», «вторая», «третья»…

М.Ш.: Кадриль невозможно представить без своего верного спутника – Галопа!

МОДА: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Т: В России галопом начиналась и заканчивалась шестая – т.е. последняя и главная! – фигура кадрили. В галопе все пары объединялись по распоряжению Ц-ра в разнообразные «круги», «звезды», «гирлянды». Это было очень увлекательно и живо!

МОДА: Полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

М.Ш.: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!

МОДА: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!

М.Ш.: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры –показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!..

МОДА: …Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком!



Исполняется МАЗУРКА.

После танца на сцене Танцмейстер и Церемониймейстер.



Ц: Вы слышали, какой роскошный бал был вчера в Дворянском Собрании?

Т: Я не перестаю удивляться этой загадочной стране. Казалось, недавно учились кланяться, не то что танцевать, а нынче танцуют в каждом доме. И как танцуют! Хорошо! Отлично танцуют!

Ц: Не удивительно! Как с петровских времен повелось – так и по сей день: танец – обязательный предмет в любой школе, любом пансионе, гимназии.

Ц: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Детский танцевальный коллектив исполняет веселую ПОЛЬКУ.



УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР

Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.

Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.

Следующая пара.

Ц: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.



Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …



Ц: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.

Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…



Неожиданно появляется М.Ш. в маскарадной полумаске и с огромным веером.



М.Ш.: Милые девушки! Послушайте опытного человека! Чтобы не доводить дело до дуэли, советую вам обратить внимание на последнюю выдумку Моды. Вот она – коробочка с мушками. Вы еще не научились читать по мушкам?

М.Ш. подходит к девушке, открывает коробочку – и она одну за другой прилепляет новые мушки (в соответствии с тем, что он говорит).

…Новые мушки модница налепляет сообразно с обстоятельствами, потом что мушки дают возможность говорить молча. Звездочка на середине лба – величественная, на виске у самого глаза – страстная, на носу – наглая, на верхней губе – кокетливая, у правого глаза – тиран, крошечная на подбородке – «люблю, да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука…



Девушка закрывает лицо веером.



Правильно! От чужих взглядов должна закрыть лицо веером.

Мушка – тайный знак лишь одному. А веер? Видите, как я его раскрыл? 0! Это тоже особый, полный тайных знаков язык.



Энергично обмахиваясь веером, М.Ш. удаляется.



Т.: Не отвлекайтесь! Что там такое?!



Ц: Девицы, запомните: слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку!



ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ



Звучит романтическая музыка вальса.

Появляется Маэстро Шлягер в белоснежном костюме.



М.Ш.: Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской сету,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид.

А смех твой и грустный и звонкий

С тех пор в моем сердце звучит.



Солист музыкального театра исполняет старинный романс.

Один на выбор:

«Я встретил вас» – ст.Ф.Тютчева, муз.ред.И.Козловского

«Я помню чудное мгновенье» – ст.А.Пушкина, муз.М.Глинки

«Я помню вальса звук прелестный». – ст. и муз.Н.Листова



Ц.: Вальс, господа! Вальс!



Музыка звучит в полную силу. Маэстро кружится в вальсе, останавливаясь перед девушкой, кланяется ей. Выводит девушку в центр сцены. Начинается вальс. Вначале танцует одна пара. Потом, друг за другом, к ним присоединяются и другие. Исполняется большой, красивый, романтический



ВАЛЬС. Вальс – объяснение в любви.



На заднике сцены возникают тени танцующих людей (используется эффект театра теней).



АНТРАКТ.

II Отделение XX ВЕК

Занавес закрыт.

Звучит музыка в современных ритмах. Занавес разлетается в разные стороны. Из разных кулис появляются Маэстро Шлягер (он в модном костюма XX века) и танцмейстер (он в прежнем своем костюме).

Церемониймейстер спускается по лестнице (он тоже в прежнем костюме).



Ц: Как стремительно бежит время! Вот уже и XX век спешит к финишу!

Т: И все вокруг бегут, бояться опоздать, не успеть, отстать! Отстать от жизни, от моды, от времени!

М.Ш.: А время – оно все-таки неумолимо убегает вперед! Время потрясающих открытий и новых ритмов, время новой моды!

Ц: Встречайте: Ее Величество Мода!



Звучит фантастическая музыка. Меняется свет.

Появляются корона и плащ Моды.



МОДА: В XX веке я совершила революцию – я открыла женщинам ноги! Да, я не раз удивляла мир своими фантазиями и раньше, но открытые ноги женщин – это был шок! Это, действительно, было подобно революционному перевороту!

Женщина XX века – это женщина-мальчик. Короткая юбка и короткие волосы. Эта женщина занимается спортом, овладевает незнакомыми профессиями, страстно танцует новые танцы. Знакомьтесь: вот они!



Из-под плаща Моды появляются, исполняют несколько движений и замирают каждый в своей позе исполнители в образах популярных танцев.



В XX веке я привезла в Россию целую группу потрясающих парней:

– Фокстрот!

– Чарлстон!

– Твист!

– Буги-Вуги!

– Рок-н-ролл!

И жизнерадостных, ярких, веселых латиноамериканских девушек:

– Рубма!

– Самба!

– Ча-ча-ча!

Рекомендую отдельно:

– Англичанин Шейк!

И наконец, имею честь представить танец особый – страстный, вызывающий, яркий. В Европу он попал из Южной Америки, хотя происхождение его до сих пор овеяно тайной. Мы знаем несколько вариантов этого удивительного танца – испанский, цыганский, креольский, аргентинский. Вы догадались? Конечно же это

  • Танго!



М.Ш.: Ты – как отзвук забытого гимна

В моей черной и дикой судьбе.

О, Кармен, мне печально и дивно,

Что приснился мне сон о тебе!

Ц: Танго, господа!



Исполняется ТАНГО. М.Ш. выступает в роли партнера.



ТАНЦПЛОЩАДКА.



На сцене Т. и Ц.



Ц.: Да, популярность танцев XX века сложно преувеличить!

«Твист и чарлстон!

Вы заполнили шар земной!» – написал поэт.

И это, действительно было так.

«Твистовал» весь мир. Словно кто-то бросил клич:

«Стиляги всех стран, объединяйтесь!»

Т.: И они объединились! Они надели немыслимых цветов галстуки, узкие брючки-дудочки, длинноносые туфли, черные очки, девушки сделали начес … и ?!

Ц.: И «на танцы!»

Конечно же; на танцы! Они были настоящими фанатами танцплощадки! Пожалуй, так же, как танцплощадку они любили только Элвиса Пресли и «Битлз». Не верите?.. Спросите своих бабушек и дедушек – ведь это они те самые стиляги. Они знакомились, влюблялись, ревновали, расставались на танцплощадке.

Т. (напевает):

… Стоят девчонки, стоят в сторонке,

Платочки в руках теребят,

Потому что на десять девчонок

По статистике девять ребят.



На вершине лестницы появляется М.Ш. в образе стиляги 60-х годов.



М.Ш. Привет, старик, привет!

Ц.: «O Tempere! O mores!» (о темпере, о морес) – «0 времена! 0 нравы!» Да, 60-е – это было самое танцевальное десятилетие века.

Кстати, молодой человек, вы не в обиде на нас за то, что мы остались верны своим старым камзолам, а не явились перед вами в образе диск-жокеев в каких-нибудь майках или вообще с обнаженной грудью? Я, знаете ли, люблю старые вещи…

М.Ш.: Все нормально, старик, все путем! А по поводу этих танцев, в которых надо все время крутиться, у меня есть своя версия. Я думаю, причина их появления – в изобретении пластинки. Это было изобретение века! Ведь пластинка постоянно крутится.

Ц.: Очень даже может быть.

М.Ш.: Ну что, старики, на танцы?!

Ц. и Т. (вместе): На танцы!

М.Ш. (кричит в кулисы): Заводи пластинку! Начнем с 20-х!



На вершине лестницы появляется девушка в образе «пластинки». Начинает крутиться на верхней ступени – и звучит музыка чарлстона. Вращаясь в танце, «пластинка» спускается вниз – навстречу М.Ш. Он танцует в центре сцены. Сближаясь, они продолжают танец вдвоем, как бы соревнуясь.

Через некоторое время к ним присоединяются и другие молодые люди и девушки.

Исполняется танцевальная композиция – ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ТАНЦЕВ 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов, звучат мелодии популярных песен. «Пластинка и Маэстро Шлягер танцуют в центре, начиная каждый новый танец. Композиция заканчивается заводным рок-н-роллом.



КАРНАВАЛ



На сцене Церемониймейстер и Мастер Шлягер (он в ярком латиноамериканском костюме).



Ц.: Мы приглашаем вас на карнавал!

На праздник жизни, музыки и света!

И длится праздник от рассвета до рассвета –

Мы приглашаем вас на карнавал

М.Ш.: «На карнавал!!!» – зовут нас барабаны.

На карнавал настроены сердца.

На карнавал, где от веселья пьяны,

И нет веселью где ни края, ни конца.

Ц.: Танцуют румбу здесь и яростно, и страстно,

И улицы все – танцевальный зал.

Мгновение продлись: ведь ты прекрасно!

(вместе): Мы приглашаем вас на карнавал!!!



Исполняется КОМПОЗИЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ТАНЦЕВ.



МОДА XX ВЕКА



На сцене появляется Ее Величество Мода.

Плащ Моды поднят, как экран.



МОДА: Как стремительно бежит время!



Начинают демонстрироваться слайды или видеокадры.

МОДА: Брюки для женщин, подкладные плечи, подражание мужскому костюму, наконец, я выпустила на арену жизни джинсы – дешевые рабочие штаны. И весь мир оделся в джинсы.

Мои настроения переменчивы: «грубый стиль» я легко и быстро могу заменить романтическим фольклорным или ретромодой… Кто знает, чего мне захочется завтра… или сегодня вечером. Я, как все женщины, ветрена и непостоянна. Но вам я могу дать один совет. Самый верный совет: не подражайте никому, даже мне! Ищите свою индивидуальность!



Звучит музыка. На экране, сменяя друг друга, появляются изображения женщин различных эпох. Лучше всего расположить слайды (видеокадры) по принципу контраста (романтическую красавицу в пышном платье сменяет современная девица с серьгой в носу и бритым затылком и т.п.). На последнем слайде – красивые улыбающиеся молодые люди и девушки в современных костюмах бального танца.

В этом эпизоде возможен показ моделей экстравагантного характера. Манекенщицы тоже появляются из-под плаща Моды.

По окончании показа плащ-экран поднимается вверх. Вместе с короной он останется над сценой, как бы венчая ее, до конца представления.



ФИНАЛ.



Вдоль лестницы стоят юноши с канделябрами.

На сцене – Танцмейстер, Церемониймейстер и Маэстро Шлягер.



Ц.: Господа! Через несколько минут погаснут эти свечи, и бал наш завершится. Это был необыкновенный бал. Бал – фантазия! Фантазия красок, фантазия танцев, фантазия красоты!

Т.: Не сомневаюсь, что сегодня вы получили истинное наслаждение. Позвольте мне от вашего имени поблагодарить участников нашего ансамбля бального танца – поблагодарить не только за приглашение на этот бал, а в первую очередь, за сохранение высоких традиций танцевальной культуры России.

Звучит музыка. По лестнице, через коридор огней, одна за другой, спускаются группы людей в костюмах разных эпох: 18, 19, 20 век. Каждая последующая группа как бы вытесняет предыдущую. Образуется широкий коридор.

В кульминационный момент музыки на вершине лестницы появляется Петр I. Спускается вниз.



ПЕТР I: Благодарю вас, мои юные друзья! Благодарю от всей души! Не токмо не посрамили имени моего и начинаний первых, но славу российскую преумножили. Так держать!



Ц.: Господа! По традиции мы завершаем наш бал танцем со свечами. Кавалеры приглашают дам! А вы, дорогие зрители, не удивляйтесь смешению времен – представители разных эпох будут танцевать его вместе. Ведь наш бал был необычным – БАЛ-ФАНТАЗИЯ!



Начинается ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ. Это танец-шествие, у всех в руках зажженные свечи. Танец открывает Петр I. Участвуют в нем также Церемониймейстер, Танцмейстер, Маэстро Шлягер, дети. В одной паре должны танцевать исполнители различного возраста в костюмах совершенно разных эпох.

Во время танца звучат стихи:



Прошли века мгновениями,

Но танец был всегда,

И «па», как вдохновение,

Летят через года.



Они кружат над миром,

И люди в них кружат.

И Аполлона лира

Ведет в искусства сад.



Слились Европа, Азия,

Москва, Париж, Каир!

И БАЛ – души фантазия

Кружит в объятьях мир!



Заключительный фейерверк.





СОВЕТЫ ПОСТАНОВЩИКУ

1. Исполнителям ролей Танцмейстера и Маэстро Шлягера должны быть обязательно артисты, блистательно танцующие, скорее всего участники коллектива бального танца, но по сценарию на них ложится и большая текстовая нагрузка. Поэтому лучше всего весь текст заранее записать на фонограмму (причем, вместо них это могут сделать артисты драматического театра). Вообще, в данном случае, на фонограмму может быть заранее записано практически все, быть может, кроме тех мест, где «вживую» выходит Петр I.

2. В образе Моды, в самом крайнем случае, может появляться и просто актриса в плаще. Но, конечно, лучше сделать так, как написано в сценарии. Если плащ-экран не получится, можно показывать слайды просто на экран или использовать экран для видеопроекции, но оформить его рамой под «волшебное зеркало». Могут появиться из-под плаща Моды и живые модели в костюмах в раме большого зеркала, но тогда нужны, безусловно, хорошие костюмы. На мой взгляд, отказываться от слайдов или видеокадров не стоит: разнообразные выразительные средства сделают ваше представление значительно интереснее.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!