СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театрализация как способ реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья доступно  излагает суть театрализации в начальной школе и её значимость в реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Театрализация как способ реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе.»

Театрализация как способ реализации системно-деятельного подхода в образовательном процессе.





… Музы живут среди людей тысячи лет. Войдя в ваш класс, древняя муза Театра способна принести радость, воодушевить, а может быть, и что-то изменить в вашей жизни. Она поможет открыть в ребенке то, что могло остаться незамеченным и заглохнуть. Как хотелось бы, чтобы войдя к вам однажды, муза Театра осталась с детьми навсегда!»

А.Я. Михайлова, кандидат

педагогических наук, Москва.



Театр – это искусство для чутких людей, как искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении – те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия.

Как ребенку успешно развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его возможностей? Что советовать родителям, чтобы их дети и после школы сознательно стремились к творческому самовыражению?

Как успешно совершенствовать память, воображение, инициативность наших учеников? Как развивать коммуникативные качества личности младшего школьника (тем более сельского, неизбалованного выбором студий, кружков, школ искусств)? Как реализовать системно-деятельностный подход в образовательном процессе?

«Сплошные вопросы, ответом на которые, очевидно, должна быть продуманная, без занудства и скуки система работы, которую мы, педагоги, могли бы предложить своим воспитанникам. Каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер. Уверен, предоставь мы ему больше света, радости, интереса – и наполнится мир понятных детских слов, образов, живой речи».1



Кукольный театр, как и любой другой вид искусства, несет определенную информацию о связях мира, людей, вещей, отношений. Деятельность школьного театра вмещает в себя все составляющие системно-деятельностного подхода. Подготовка кукольного спектакля—это, по сути, проектная деятельность, в основу которой положен принцип креативности – то есть максимальной ориентации на творчество детей; на развитие универсальных учебных действий. Ценность театральной игры следует видеть не в результате, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении. Сензитивный период к развитию речи младших школьников и «театр» – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства – позволяют решать актуальную проблему педагогики и психологии, связанную с развитием коммуникативных качеств личности. В театрализованной игре формируется речемыслительная деятельность детей. Занятия в кукольном театре влияют на формирование дикции, выработку речевого дыхания, речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи),формирование творческого мышления. Совершенствование свойств голоса происходит в игровых ситуациях (исполнение различных ролей: зайчик, лисичка, медведь и т.п.).Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает певучесть, мягкость, мелодичность речи. Произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью тренирует силу голоса. В процессе репетиций кукольных спектаклей у младших школьников развивается убедительность речи, активность и инициативность в общении, умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. Возможности коммуникативной деятельности младших школьников во время занятий кукольным театром поистине безграничны. Происходит сразу несколько видов общения детей одновременно: это взаимное общение участников спектакля, общение с руководителем коллектива, постижение личностных смыслов, заложенных в художественное произведение его автором, общение с родителями, оказывающими помощь при подготовке к выступлению, общение со зрительным залом. Таким образом, кукольный театр интегрирует многие виды коммуникаций, а это, в свою очередь, способствует социализации учащихся. Он поможет и уберечь детские души от эстетической, нравственной глухости в нашем порой жестоком современном мире. «Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности», – писал В.А. Сухомлинский. Вышеописанное раскрывает новизну, актуальность, педагогическую целесообразность театрализации в среде младших школьников как способа реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.







Литература.

  1. Бегак Б. Воспитание искусством. – М., 1981.

  2. Васильева Т. Упражнения по дикции: Учебное пособие. – М.: Гиттис, 1988.

  3. Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра. – Л.: ЛГИК, 1988.

  4. Гугова В. и др. Сценическая речь: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1986.

  5. Веселый театр /Сост. Ал. Розанова. – М.: Детгиз, 1960.

  6. Матанов Б. Игра как средство воспитания сценической речи. – Л.: ЛГИТМиК, 1982.

  7. Михайлова А.Я. Театр и дети //Начальная школа. - №12, 1991; №4, 1992.

  8. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М., 1975.

  9. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1986.

  10. Королев М.М. Искусство театра кукол. – Л., 1973.

  11. Недумова М.А. Мы показываем кукол, а куклы показывают нам мир //Начальная школа. - №6, 1999.

  12. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная Пресса, 2000.

  13. Ремез О. Ваш первый спектакль. – М., 1971.

  14. Смирнова Н.И. «И… оживают куклы». – Изд. «Детская литература», 1982.

15. Синицын В.А. Современные подходы к развитию младших школьников //Начальная школа. - №2, 2003. – с. 72.













Приложение





Способы определения результативности театрализации как способа реализации системного-деятельностного подхода в образовательном процессе.



Предлагаемая программой взаимосвязь театрализации и художественного творчества порождают органичный комплексный, синкретический подход к методике конструирования занятия театрализацией в целом.



1 Синицын В.А. Современные подходы к развитию младших школьников //Начальная школа. - №2, 2003. – с. 72.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей