Презентацию подготовила учитель МХК
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»
Клювиткина ЛюдмилаВладимировна
Театр античности – это театр двух великих народов древности: греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета в V в. до н. э. Римский театр начал свою жизнь позднее, его расцвет приходится на конец III – середину II века до н. э.
Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции.
Начиная с конца VI в. до н. э. в Афинах ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы. Организацию представлений брало на себя государство. Расходы по содержанию и обучению хора несли как почетную общественную обязанность богатые граждане. Спектакли давались несколько дней на праздниках в честь Диониса и носили характер состязаний.
История театрального искусства восходит к Великим Дионисиям – особо почитаемому у греков празднику.
Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка.
Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия. А потом богом поэзии и театра.
Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе);
Ленеях (в январе - феврале);
Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле). В это время года, когда вся растительность была в цвету, праздник отмечался необыкновенно пышно и торжественно.
Жрец, восседавший в ладье на
колесах, изображал Диониса.
Многочисленная свита сатиров
в козлиных шкурах сопровождала
шествие дифирамбами
(веселыми обрядовыми песнями).
Строгие судьи решали, какой из
хоров пел лучше, и присуждали
победителям треножник.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (названная так по хору, состоявшему из сатиров).
Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия – карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
- Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров).
На празднике обычно присутствовала маска Диониса, ставшая в последствии символом театрального искусства.
Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры ,тэатрона и скены. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор.
В древнегреческом театре женские роли всегда исполнялись мужчинами. Один и тот же актер на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актера требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Греческие актеры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены
Эсхил- «отец греческой трагедии».
- Отцом греческой трагедии по праву называют Эсхила (525-456 гг.до н.э.). Его вклад в в становление греческого театра трудно переоценить. Он начал свою деятельность , когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актером .
- Эсхил открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивируют свои действия. Он ввел сначала второго а затем и третьего актера. Характеры его героев не менялись на протяжении спектакля.
Большинство трагедий Эсхила написано на мифологические сюжеты.
Эсхилу принадлежит около девяноста пьес, полностью до нас дошли лишь восемь. Это: «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и др.
Тринадцать раз Эсхил выходил победителем на драматических состязаниях, сохраняя за собой славу первого трагика Греции
- Большинство трагедий Эсхила написано на мифологические сюжеты. Эсхилу принадлежит около девяноста пьес, полностью до нас дошли лишь восемь. Это: «Персы», «Семеро против Фив», «Прикованный Прометей» и др. Тринадцать раз Эсхил выходил победителем на драматических состязаниях, сохраняя за собой славу первого трагика Греции
Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития
греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности.
Музыка Древней Греции — составная часть древнегреческой античной культуры. Древнегреческая музыка (наряду с поэзией) оказала большое влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки.
От древнегреческой музыки сохранилось лишь несколько полностью записанных сочинений; остальная часть наследия (ок. 40 пьес) сохранилась в виде фрагментов на папирусе, пергаменте, в виде настенной живописи, в эпиграфике на камне и т.д. Полностью сохранились 3 гимна Месомеда, два гимна Аполлону (138 и 128 до н.э.). Сведения о древнегреческой музыке черпаются по большей части из музыкально-теоретических трактатов греков и римлян, из вторичной литературы (трудов древнегреческих мыслителей и поэтов); музыкальными сюжетами богаты памятники греческого изобразительного искусства (скульптура, керамика и т.п.).