3
«Сравнительный анализ писем:
Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне»
Приветствие
I. Слово учителя
(Слайд 1)
Роман "Евгений Онегин" – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный человек. Виссарион Григорьевич Белинский назвал этот роман «Энциклопедией русской жизни». В романе, как и в энциклопедии, можно узнать всё об эпохе: о том, как одевались, и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чём они разговаривали, какими интересами они жили. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа — Татьяна Ларина и Евгений Онегин.
Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодОм ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе.
2. Объяснительно – иллюстративная, частично - поисковая деятельность. Работа с классом. Итак, давайте поговорим о главных героях романа. (Слайды 3-10, сопровождение комментариями – чтение строк из романа)
Аудиозапись писем для определения темы урока (два письма)
Большую роль в понимании характеров героев, в определении их судьбы играют письма Татьяны и Онегина (слайд 10). То, что А.С.Пушкин придавал большое значение письмам героев, говорит факт написания письма Онегина в 1831 году, когда роман уже был написан. А.С.Пушкин посчитал необходимым иметь в романе именно два письма, с помощью которых мы сможем связать их с судьбой героев, лучше понять замысел поэта.
3. Мотивация к деятельности. Слово учителя по сюжету романа «Евгений Онегин». (Подводка к письму Татьяны). Слайд 11-13
4.Чтение письма Татьяны учащимися наизусть с использованием музыкального сопровождения.
Слайд 14-15
- Что можно сказать о письме Татьяны?
(Это письмо провинциальной русской дворянской барышни, молодой, неопытной, романтической, влюбленной в светского молодого человека. Она чисто русская девушка: скромная, мечтательная, стыдливая, доверчивая, искренняя в своих сильных чувствах, готова отдать себя любимому.)
5. Мотивация к деятельности. Слово учителя по сюжету романа «Евгений Онегин». (Подводка к письму Евгения). Слайды 16-19
6. Чтение письма Онегина учащимися наизусть с использованием музыкального сопровождения.
- Что можно сказать о письме Онегина?
(Это письмо опытного, много знавшего в жизни светского человека, которого неожиданно поразила любовь к замужней женщине. Онегин сильно влюблен в Татьяну, однако думает только о себе.)
- Следует обратить внимание на интонацию в письмах
Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом. Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью. Затем - томление, нарастание страсти; снова мука, подъём до кульминации и нисходящая интонация концовки.
- Следует обратить внимание на интонацию в письмах.
Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне. Затем интонация поднимается и достигает кульминации. К заключению интонация постепенно опускается и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом.
7. Мотивация к деятельности:
Предполагаемое отношение к написанному письму:
Т:Совесть – стыд –скромность. Возможно, презрение (девушка первая пишет письмо к малознакомому человеку).
О:Горькое презрение и злобный смех (месть за опоздавшее чувство).
Для счастья достаточно:
Т: Скромность – мечтательность – романтичность.
Изредка видеть его, а все остальное время только думать о нем.
О: Требует видеть её ежедневно, поминутно.
Эгоист – не уважает её положение.
Что означает их встреча:
Судьба. Послан Богом, узнала: «Вот он!..»
Случайно…время.
Лишь случай.
Что означает для них любовь?
Скромность. Любовь – жизнь для любимого.
Горькое мученье!
Блаженство!
Окончание письма.
Т:Скромна, доверчива.
Стыдится своего письма. Доверяется чести Онегина.
О:Сильное чувство. Отдает свою судьбу решать Татьяне.
- Наверное, только в письме человек может полностью излить душу… И герои Пушкина не являются исключением. Письма раскрывают внутренний мир персонажей, передают их чувства и переживания. В этом и заключается основная функция писем. Ведь вряд ли читатель смог бы представить нежный, женственный и романтичный образ Татьяны без ее искренней и проникновенной исповеди. Также именно в своем письме Онегин предстает обновленным, изменившимся человеком.
8. Слово учителя о романе «Евгений Онегин» и его завершении. Чтение ответа Татьяны на письмо Онегина.
Слайд 20-21
9. Самооценка работы учащихся на уроке (работа по карте). Итог
Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Два письма»
Самолеты, такси, поезда
забирают любимых от нас.
"я тебя не пущу никуда" -
уходящим скажите сейчас.
"я тебя никому не отдам.
я дождусь тебя - только вернись!
я пойду по твоим следам,
если так пожелает жизнь".
не бросайте любимых в пути,
не жалея не сил ни ног.
сколько им суждено пройти?
знает только бессмертный Бог.
и цените родных сейчас,
не бессмертен, увы, Человек.
чей-то рейс опоздает на час,
чей-то рейс опоздает на век.
через страны и сквозь города,
расстояний и времени мимо
"я тебя не предам никогда"
говорите
своим
любимым.