СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такие разные праздники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Просмотр содержимого документа
«Такие разные праздники»

Тема: Такие разные праздники

Цель: сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выяв­лять известное и неизвестное; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регуля­тивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепри­нятые морально-этические нормы.

Оборудование:  на доске даты праздников, дополнительная литература о праздниках.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Блицопрос

• Что изображено на Государственном гербе России?

• Как выглядит Государственный флаг Российской Федерации?

• Что вам известно о Знамени Победы?

• Что вы знаете о Государственном гимне России?

2. Сообщения учащихся

— Какие символы для своего класса или своей семьи вы при­думали?

(Ученики показывают свою работу и комментируют.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске даты праздников: 1 сентября, 8 Марта, 9 Мая, 23 февраля.)

— Посмотрите на доску. Как назвать одним словом то, что записано на доске? (Это праздники.)

— О чем мы сегодня поговорим на уроке? (Наверное, о празд­никах.)

— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Такие раз­ные праздники».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Расширить знания по данной теме.)

— Что вам известно по данной теме? (Ответы детей.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Беседа

— А что такое праздник? (Торжество в честь какого-либо со­бытия.)

— Назовите зимний праздник, который все с радостью ждут. (Новый год.)

— Вспомните, кто из русских царей ввел новый календарь, и этот праздник стали отмечать 1 января. (Петр I.)

— А когда его отмечали до Петра I? (В Древней Руси — 1 марта, затем 1 сентября.)

— Узнайте что-то новое об этом празднике на с. 177 учебника. (Ученики читают текст, делятся новой информацией.)

— Какую песенку всегда исполняют у новогодней елки? («В лесу родилась елочка...».)

— А что стало с этой красавицей после праздника? (Лесная красавица превращается в мусор.)

— И сколько елочек каждый год так погибает? (Очень много.)

— Так как же встречать Новый год без елки? Нарушать мно­голетнюю традицию и указ самого Петра I?(Многие семьи обзавелись искусственными елками.)

— А как вы украшаете елку? (Покупаем игрушки, делаем их сами.)

— А из чего можно сделать игрушки? (Из грецких орехов, цвет­ной бумаги, фольги, ниток.)

(Учитель рассказывает о том, как празднуют Новый год в раз­личных странах. См. дополнительный материал к уроку.)

— А какие новогодние традиции существуют в России? (Укра­шают елку, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, за празднич­ным столом в 12 ч ночи люди поздравляют друг друга, дарят подарки, вокруг елки водят хороводы. Устраивают бал-ма­скарад и т. д.)

— Какой праздник наш народ отмечает в феврале? (23 февра­ля — День защитника Отечества.)

— А как мы отмечаем этот праздник? (Проводим «рыцарские турниры», мужские игры на свежем воздухе, военно-истори­ческие викторины и т. д.)

2. Сообщения учащихся

23 февраля. Этот праздник в разные годы имел разные названия. Сегодня это День защитника Отечества. Он дает повод поздравить всех ныне живущих воинов и почтить память героев прошлых сражений. Вои­ны, защитники Отечества есть в каждой семье.

Историки и политики спорят о характере той или иной войны, а на­род просто любит воина. Кто главный герой русских былин? Богатырь.

О ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок? О нем — рус­ском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит — пальчики оближешь!

День защитника Отечества - праздник всенародный. Дома и на ра­боте, в школе — везде в этот день звучат поздравления, адресованные всем, кто когда-то служил, служит сейчас или будет служить делу защиты Отечества. И пусть девочки поздравляют мальчишек-одноклассников с пока еще не заслуженным ими праздником. Придет время, потребуют обязательства — встанут и они в ряды защитников Отечества.

А в этот день они могут показать свою силу, ловкость, выносливость. В школе можно провести спортивный праздник или военную игру. Лов­кость, смелость, умение ориентироваться на местности, принимать реше­ния в самых сложных ситуациях еще ни одному мужчине не помешали.

Марта. Этот праздник придумала в 1910 г. немецкая революцио­нерка Клара Цеткин, борясь за равноправие женщин.

Этот праздник давным-давно потерял свою политическую окраску, и отмечаем мы его как праздник весны, любви, красоты. Женщины в этот день как-то особенно веселы, красивы, нарядны. Мужчины — галантны и мужественны. На улицах и в домах много цветов.

Мая. «Это радость со слезами на глазах», — сказал о Дне Побе­ды поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь — рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех вои­нов Великой Отечественной, которые живут сегодня. А их становится все меньше, и самым молодым солдатам последнего военного призы­ва уже за семьдесят лет. И у многих ветеранов растут не только внуки, но и правнуки.

Тогда они выстояли. А те, кого не взяли на фронт, ковали победу в тылу. Женщины, заменив ушедших мужчин, строили танки и самолеты, пахали и сеяли, а еще растили детей, спасали будущее страны. Вот почему День Победы действительно всенародный праздник.

В этот день принято бывать на местах боев, у памятников воинской славы, на могилах погибших воинов. Традиционно здесь проводятся воз­ложения венков и цветов, митинги, торжественные прохождения воин­ских частей. Ветераны встречаются со своими однополчанами, проводят свои, ветеранские, парады и шествия.

1 июня. Миллионы людей отмечают ежегодно Международный день защиты детей. Мирное счастливое детство — неустанная забота всех лю­дей доброй воли, их обязанность по отношению к человеческой цивили­зации. В этот день проводятся праздники и фестивали, выставки детского рисунка, детского технического творчества, разнообразные спортивные состязания.

V. Первичное закрепление Работа по учебнику

— Прочитаем о других праздниках на с. 175, 178.

— Все ли праздники сегодня вспомнили? (Нет.)

— Какие еще вы знаете праздники?

VI. Физкультминутка

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Приведите примеры государственных праздников. (12 июня — День независимости России, 22 августа День Государственного флага, 12 декабря —День Конституции.)

— Приведите примеры школьных праздников. (День знаний, последний звонок, прощание с букварем.)

— Приведите примеры семейных праздников. (Дни рождения, свадьбы и т. д.)

— Приведите примеры профессиональных праздников. (Праздники отмечают врачи, строители, работники печати, учителя и др.)

(Записать, выполняя задание 1 на с. 64.)

— Чем отличаются от семейных, школьных, профессиональ­ных народные праздники? (Их отмечает весь народ.)

— Какие праздники среди них можно выделить? (Государ­ственные.)

— Что мы чествуем в эти дни? (Наше государство, его истори­ческие традиции, символы.)

— Назовите эти праздники. Назовите еще знаменательные даты в нашем календаре.

Конкурс «Кто больше?»

(Двое желающих по очереди называют праздники и их даты. Кто последний назовет, тот и победил.)

(Ученики высказывают свое мнение по вопросам рубрики «Обсудим!» на с. 178 учебника.)

2. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что показалось наиболее интересным?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 175—179 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3 на с. 65 рабочей тетради.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!