МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОДЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес: 646869, Омская область, Одесский район, Тел./факс:8(38159)31335
с. Ганновка, ул. Школьная, 10. E-mail: gannovka@mail.ru
«Рассмотрена» На педагогическом совете Протокол №1 Зам. директора по ВР ________________Ковалёва Е.В. «____»________________2022г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Ганновская СШ» ____________________ А.Г. Азаров «____»____________________2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
на 2022 – 2023 учебный год
Учитель Ковалёва Екатерина Владимировна
Класс 8
с. Ганновка, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);
Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Авторской программой основного общего образования по русскому языку М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2019) с учётом целей и задач Программы развития школы, а также требований стандартов второго поколения ФГОС.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для учащихся 8-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение для формирования коммуникативной личности; на помощь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
Направление развития личности, в рамках которого разработана программа – – общеинтеллектуальное.
На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю, 68 часа в год.
Общий объем программы: 68 часов.
Срок освоения программы: 1 год обучения.
Промежуточная итоговая аттестация-исследовательская работа
Содержание курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка»
Раздел 1 Введение. (2 часа)
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. Тренировочные задания по оформлению бланков.
Раздел 2. Построение сжатого изложения. (12 часов)
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
• основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
• точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
• адекватно воспринимать авторский замысел;
• вычленять главное в информации;
• сокращать текст различными способами;
• правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
• находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Раздел 3. Орфография. (20 часов)
Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Частицы НЕ-НИ. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
• орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
• использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, тестовые задания в форме ОГЭ.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Главным результатом является готовность учащихся к участию в экзамене. К концу данного курса учащиеся обобщают и закрепляют лексико-грамматический материал и отрабатывают определенные умения и навыки по всем разделам экзамена.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами
и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
Знать трудные случаи правописания.
Понимать их роль в общекультурном развитии человека.
Объяснять языковое явление.
Уметь применять знания при тестировании.
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала.
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами:
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
По окончании курса учащиеся должны знать:
принципы русской орфографии и пунктуации;
основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность;
алгоритм написания сжатого изложения.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;
применять теоретические знания по разделам «Орфография», применять алгоритм написания сжатого изложения;
уметь работать с текстами ОГЭ по русскому языку;
грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;
владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
№ п/п | Дата проведения | Количество часов | Тема | Виды деятельности | Форма проведения | ЭОР |
1-2 | | 2 | Введение. Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оценивания. | Беседа | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
3-4 | | 2 | Тренировочные задания по оформлению бланков | Практикум | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
5-6 | | 2 | Построение сжатого изложения. «Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования». | Практикум | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
7-8 | | 2 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования | Познавательная | Беседа | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
9-10 | | 2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | Познавательная | Эвристическая беседа | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
11-12 | | 2 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
13-14 | | 2 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
15-16 | | 2 | Главная и второстепенная информация в тексте. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
17-18 | | 2 | Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
19-20 | | 2 | Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
21-22 | | 2 | Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
23-24 | | 2 | Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения» | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
25-26 | | 2 | Практическая работа № 1 «Написание сжатого изложения» | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
27-28 | | 2 | Анализ работ учащихся. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
29-30 | | 2 | Орфография Орфография как система обязательных норм письменной речи (орфографическая норма). | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
31-32 | | 2 | Строение орфографических правил. Алгоритмы их применения. | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
33-34 | | 2 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
35-36 | | 2 | Правописание согласных в корне слова. 0,Ё после шипящих в корне. | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
37-38 | | 2 | Чередующиеся гласные. | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
39-40 | | 2 | Орфограммы в корнях слов. Практическая работа № 2 | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
41-42 | | 2 | Правописание приставок Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
43-44 | | 2 | Написание приставок, зависящее от значения | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
45-46 | | 2 | Написание приставок, зависящее от значения Практическая работа № 3 | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
47-48 | | 2 | Правописание Н, НН в разных частях речи. | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
49-50 | | 2 | Правописание Н, НН в разных частях речи | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
51-52 | | 2 | Правописание Н, НН в разных частях речи. Практическая работа № 4 | Познавательная | Диспут | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
53-54 | | 2 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Познавательная | Игра | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
55-56 | | 2 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Познавательная | Игра | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
57-58 | | 2 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Практическая работа № 5 | Познавательная | Брейн-ринг | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
59-60 | | 2 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. | Познавательная | Беседа | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
61-62 | | 2 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
63-64 | | 2 | Правописание производных предлогов | Познавательная | Круглый стол | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
65-66 | | 2 | Правописание производных предлогов | Познавательная | Беседа | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |
67-68 | | 2 | Правописание союзов | Познавательная | Практикум | ОГЭ−2022, Русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина (sdamgia.ru) |