СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайны окружающего мира

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка - это исследовательская работа по химии в области "Вода и ее значение для жизни окружающих"

Просмотр содержимого документа
«Тайны окружающего мира»

Конкурс проектных и исследовательских работ учащихся

«Тайны окружающего мира»












«Тайна воды»










Выполнила:

Азаренко София Леонидовна

обучающаяся 8 класса

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Рамасухская основная

общеобразовательная школа»

Руководитель проекта:

Азаренко Анна Павловна







п. Рамасуха, 2021 г


Оглавление

1. Введение стр. 3

2. Основная часть. "Вода – чудо, сотворённое природой".  стр. 4-7

2.1 Возможна ли жизнь без воды?

2.2 Три состояния воды в природе.

2.3 Вода и народное творчество.

3.Исследовательская часть. Изучение свойств воды. стр.8-10

Опыт №1 "Вода- увеличитель".

Опыт №2 "Волшебная радуга".

Опыт №3 "Цветы на воде"

Опыт №4"Стакан - непроливайка".

Опыт №5 "Переполненный стакан"

Опыт №6 "Водонепроницаемая ткань"

Опыт №7 "Теплая - холодная вода"

4.Заключение. стр.11

5. Список литературы. стр.12

6. Приложение №1-№19. стр.13-16



















1. Введение.

"Вода, как много тайн хранит она..." Самое распространённое вещество на Земле – обыкновенная вода. Кажется, о ней уже известно всё. Но мне захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Чтобы это выяснить, я обратилась к информационным источникам и проделала некоторые опыты. Я знаю, что человек может прожить какое-то время без еды, а вот без обычной пресной воды он не проживет более трех дней. Водой мы пользуемся каждый день. Я просто не представляю, что было бы, если бы ее вдруг не стало. Мне известно, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. Но все ли это свойства, которыми обладает простая вода? Я решила провести некоторые опыты, чтобы узнать какими еще свойствами обладает обычная вода.

Цель: выяснить, может ли существовать жизнь на земле без воды, и определить какими свойствами она обладает.

Задачи:

  1. Найти информацию в различных источниках.

  2. Узнать о значении воды.

  3. Выявить состояние воды в природе.

  4. Провести опыты, наблюдения.

  5. Обобщить и сделать выводы.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования : свойства воды.

Гипотеза: Вода, благодаря своим волшебным свойствам, просто необходима для жизни на Земле.

Методы исследования:

1. Теоретический: сравнение, сопоставление; наблюдение; обобщение.

2. Эмпирический: изучение литературы; экспериментирование; обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» , «Биологии» и «Географии» в начальных классах и в основном звене.

2. Основная часть. "Вода – чудо, сотворённое природой".

2.1 Возможна ли жизнь без воды?

Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что вода занимает 3\4 поверхности земного шара.  Это – одно из самых удивительных веществ в природе. Известно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря существованию воды. Именно в воде зародились первые живые существа, которые впоследствии заселили сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидро” – вода, “сфера” – шар). В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Есть и искусственные водоёмы для хранения воды – пруды, водохранилища и каналы. Вода есть также и в глубине Земли, и в её атмосфере. (Приложение 1)

.Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Трудно вспомнить, где она не применяется.

В медицине – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены. (Приложение 2)

В сельском хозяйстве – применяется для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы. (Приложение 3)

В быту вода – средство гигиены. Ею моют, стирают, используют в приготовлении пищи. (Приложение 4)

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нём влагу. Вспомни, как много сока в плодах - арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворёнными в ней различными веществами. Наш организм примерно на 70% состоит из воды.

Кроме того, вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных, рыб, растений. (Приложение 5)

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. (Приложение 6)

Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях. (Приложение 7)

Вода - это чудо природы, без которого не смогло бы выжить ни одно живое существо на нашей планете.

2.2. Три состояния воды в природе.

Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в трех разных состояниях: жидкой, твердой и газообразной . (Приложение 8)

Вода – жидкость.

Жидкое состояние воды в природе встречается нам чаще всего. Это реки, моря, океаны, дождь, роса. Жидкая вода применяется человеком везде, она необходима для жизни всего живого.

Лёд – вода в твёрдом виде.

Из жидкого переходит в твёрдое состояние при снижении температуры ниже 0 градусов по Цельсии. Интересно то, что вода замерзая, расширяется и может приобретать белый цвет из-за попадания частичек воздуха внутрь льда. Твёрдое состояние воды в природе - это гигантские айсберги, блестящая корка льда на реке, белые хлопья снега, сосульки, висящие на крышах, град. Лёд имеет огромное значение для хозяйственной деятельности человека и оказывает большое влияние на поддержание жизнедеятельности многих организмов. Например, при замерзании реки он выполняет защитную функцию, сохраняя водоём от дальнейшего промерзания, этим самым оберегая подводный мир. Но также лёд может стать причиной разрушительных стихийных бедствий. Например, град, обледенение зданий и летательных аппаратов, промерзание почвы, ледяные обвалы.

Водяной пар

Нагревая жидкость до 100˚С, мы можем увидеть переход в газообразное состояние воды. В природе нам может встречаться такая вода в виде облаков, тумана, испарений над реками, озерами и морями. Часто газообразное состояние воды может быть полезно в быту. Человек использует пар для облегчения глажки белья после стирки. Также процесс парообразования можно проследить на примере работы бытового увлажнителя воздуха.

Вода в любом состоянии – это наивысшая ценность. С поверхности океанов, морей, рек и суши вода превращается в пар и поднимается вверх. Там он охлаждается и превращается в капельки воды, из которых образуются облака. Из облаков вода выпадает на землю и пополняет реки, а реки несут её в океан. Это всем известный круговорот воды в природе (Приложение 9)

2.3. Вода и народное творчество.

Много пословиц, загадок, стихов сложено о воде.

Пословицы о воде.

Вода всему госпожа: воды и огонь боится.

Не плюй в колодец: пригодится водицы напиться.

Под лежачий камень вода не течет.

На обиженных воду возят.

Воду в ступе толочь.

В решете воду не носят.

Вода с водой – не гора с горой: сольются.

Как в воду канул.

Вода – сама себе царь.

Богато живем – сполна воду пьем.

И тихая вода крутые берега подмывает.

Вода себе путь найдет.

Мир силен, как вода.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.



Загадки о воде.

Вода

И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Водопад

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревёт.

И, о камни разбиваясь,
Пеною встаёт.

Море

Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна -
И горька и солона.
Кругом вода,
А с питьём беда.
Кто знает, где это бывает?

Сосулька

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.
На ночь слёзы прячет,
А на солнце плачет.

Роса

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.

Стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.



3. Исследовательская часть. Изучение свойств воды.

Опыт №1. "Вода- увеличитель".

Потребуется:

- 1 пустой стакан; - 1 стакан с водой; - ракушка.

В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой - ракушка значительно увеличилась.

Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.  (Приложение 10)

Опыт №2. "Волшебная радуга"

Потребуется: - 1 стакан с водой; - полоска из салфетки; - фломастеры.

На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям. (Приложение 11)

Опыт №3. "Цветы на воде"

Потребуется: ножницы; - цветная бумага; - широкая емкость – таз или поднос; - вода.

Ход опыта

Разрезаем бумагу на квадраты со стороной 15 см. Складываем квадраты вдвое и вырезаем из них цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх.

Помещаем цветы в емкость с водой.

Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки.

Произошло это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.

Вывод: как правило, вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх. (Приложение 12)

Опыт №4. "Стакан - непроливайка"

Потребуется: 1 стакан с водой;

- небольшой лист бумаги.

Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.

Вывод: давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости. (Приложение 13)

Опыт №5. "Переполненный стакан"

Потребуется:

- 1 стакан с водой; - монеты.

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки ребром по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана, образуя сверху невидимую пленку, благодаря которой вода не выливается наружу.

Вывод: вода имеет силу поверхностного натяжения. (Приложение 14)

Опыт №6. "Водонепроницаемая ткань"

Потребуется: - бутылка или стакан; - вода; - марля; - зубочистки.

Мы наполнили стакан водой, намочили марлю, накрыли ею стакан и хорошо натянули. Быстрым движением мы опрокинули стакан, и оказалось, что вода не выливается из стакана. Даже после того, как мы проткнули марлю зубочистками. Если механически нарушить поверхность, (например, щёлкнуть по ткани или наклонить стакан), то вода выльется из стакана.

Вывод: когда мы предварительно смочили марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани, и из-за силы поверхностного натяжения возник непроходимый барьер для воды из стакана. (Приложение 15)

После этого опыта стало понятно, почему из мокрого песка можно строить замки, а из сухого нет, и почему водомерки могут скользить по воде. (Приложение 16)

Опыт №7. "Теплая - холодная вода".

Потребуется: - 2 стакана с холодной водой; - 2 стакана с теплой водой; - 2 небольших листа картона; - краски и кисточка.

Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду покрасим желтой краской, а теплую - черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была. (Приложение 17) Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться. (Приложение 18)

Вывод: теплая вода, как менее плотная, поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная. (Приложение 19)

На основе моих опытов можно сделать вывод:

Во-первых, вода может течь не только вниз. Она самопроизвольно может подниматься вверх по капиллярам.

Во-вторых, благодаря силе поверхностного натяжения вода может не выливаться из перевёрнутого стакана.

В-третьих, вода зрительно увеличивает предметы.

В-четвертых, я узнала, что теплая вода поднимается наверх, а холодная опускается вниз из-за разной плотности.

4. Заключение.

На основании проведённых опытов моя гипотеза подтвердилась, а ещё я узнала много нового и интересного. Вода – это уникальное вещество, так как существует одновременно в трех состояниях. Знания о свойствах воды, описанных в данной работе, позволяют нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь.
Неумыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!

Думаю, что знания, которые я приобрела, работая над проектом, пригодятся мне не только на уроках окружающего мира, но и в жизни.



























5. Список, используемой литературы

1. В.В. Плотников, «На перекрестках ЭКОЛОГИИ», Москва "Мысль" 1985г.

2. «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

3. М.И. Степанова «Фразеологический словарь русского языка». ООО Виктория плюс. Санкт – Петербург, 2009 г.

4. «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/

5. Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

6. Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.




Интернет ресурсы

1. http://fb.ru/article/189598/sostoyanie-vodyi-v-prirode-voda-v-tr-h-agregatnyih-formah

2. http://900igr.net/kartinki/ekologija/Gidrosfera/Voda.html

3. www.tic-pr.com/analysis/geography.kz/

4. www.erudition.ru/referat/ref/id.46577_1.html

5. www.sakhcube.ru/2/?g=217&PHPSESSID...

6. www.argo-shop.com.ua/article-5441.html
























6. Приложения.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9


Приложение 10


Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14


Приложение 15




Приложение 16

Приложение 17

Приложение 18


Приложение 19

18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!