Дата___ ________________
Внеклассная работа по русскому языку в 7 классе
Тема: Тайна старой крепости, или Учимся вычленять часть из целого.
Цели урока: уч-ся знают о сложных предложениях с разными видами связи, о разнообразии смысловых отношений в спп, ссп и бсп. Умеют вычленять простые предложения из сложных ; развивает навыки определения структуры этого вида спп;
Воспитание внимания к структуре предложения.
Оборудование: раздаточный материал « Сложные предложения с разными видами связи».
ФОПД – индивидуальная. групповая
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка понимание материала: вставить пропущенные буквы
Загорат… на пляже; к…саться земли; загорел… дети; свеча дог…рела; пр….косновение к пр….водам; выгорет…. на сол….це; выг…рать на сол….це; сопр….касаться с огнем; коснут….ся ветки ели; г….релый пень; пиро…. пригорел; прикасат….ся к ране; прик….снуться к стене; лампоч…ка пер…горела.
III. Работа по теме.
Задача: вычленить простые предложения из сложных
1) Понятие сложных предложений с различными видами связи. Сложное предложение, которое содержит в себе три и больше простых предложения, которые связаны между собой бессоюзной, подчинительной или сочинительной связью называются сложными предложениями с разными видами связи. Для того чтобы понять систему таких сложных конструкций, важно проанализировать каким образом группируются простые предложения, которые входят в состав сложного.
2) Очень часто сложные предложения с разными видами связи делятся на два, а иногда и несколько блоков. Каждая часть такого блока представляет собой либо простое, либо сложноподчиненное предложение.
3) Сложные синтаксические конструкции, как правило, имеют такие сочетания:
- подчинительной и сочинительной связи, - бессоюзной и сочинительной,
- бессоюзной и подчинительной, - бессоюзной, подчинительной и сочинительной.
4) Синтаксический разбор
Чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи, необходимо в первую очередь определить тип этого предложения по цели высказывания (побудительное, вопросительное, повествовательное). Затем следует по грамматическим основам определить количество простых предложений и выделить их границы.
Определить вид связи между блоками простых переложений (союзные, бессоюзные). Охарактеризовать каждый блок, согласно его строению. Завершающий этап – составление схемы приложения, в которой каждое простое предложение блока необходимо помещать в квадратные скобки.
IV. Рефлексия. Пример cложного предложения с разными видами связи
Давайте рассмотрим пример такого предложения и сделаем его синтаксический разбор.
Вдруг навалился густой могучий ливень, как будто огромной стеной он отделил меня от окружающего мира, и, (чтобы устоять на ногах), я попытался ухватиться за дерево, которое по моим догадкам, должно было находиться где-то справа от меня.
Данное предложение – повествовательное, невосклицательное, с разными видами связи, которое состоит из трех частей: первая и вторая часть соединены без союзов, вторая и третьи – союзом «и».
V. Вывод: Между подчинительными и сочинительными союзами запятая никогда не ставится, если вторая часть двойного союза, либо союз идет после придаточного.
Схема:[ ], [ ], и,[ ].
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Знаки препинания в таких приложениях ставятся также как в сложносочиненных, сложноподчиненных, и бессоюзных предложениях.
V. Вывод: Между подчинительными и сочинительными союзами запятая никогда не ставится, если вторая часть двойного союза, либо союз идет после придаточного.
VI. Дома: разбор предложения - Не осталось никаких сомнений: с солдатами что-то случилось, но, несмотря на это, мост на территории врага должен быть взорван.
2. Еще была осень, но солнце начало ходить значительно ниже и в полдень, когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже около пятнадцати километров, оно грело еле ощутимо, так, что всех потихоньку одолевал неприятный озноб.
1.Мы выходим в открытое море, но если внимательно приглядеться, то синие тени земли уже виднеются на горизонте.
2. Солнце давно уже взошло, и хотя на небесах не было заметно даже маленького облачка, но цвет их был довольно странным и неприятным: грязно серым и светло-фиолетовым одновременно.