ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Артемовская специализированная школа№8»
Урок математики во 2 классе.
Тема: Таблица умножения числа 3
Подготовила:
учитель начальных классов
Гончар Наталья Александровна
Тема: Таблица умножения числа 3
Цель: познакомить учащихся с таблицей умножения числа 3. Формировать умение находить значения выражений на действия разных ступеней, решать задачи.
Оборудование: таблица умножения числа 3, геометрические фигуры, карточки с таблицей умножения.
Ход урока:
Организационный момент:
-Все садитесь тихо дети,
Обещайте не шуметь
Руку часто поднимайте,
На уроке не дремайте.
Чтобы не было мороки
Подготовьтесь-ка к уроку.
Время не теряем,
Урок наш начинаем.
- Проверим готовность к уроку, на парте у вас лежат: книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка и карточки.
2.Калиграфическая минутка:
- А сейчас откройте тетради. Какое сегодня число? (6 марта)
- Какой праздник будет через два дня? (8 марта)
- Дайте характеристику цифры 8.
- А сейчас откройте тетради. И запишите число, классная работа.
6 марта
Классная работа
- Теперь пропишите строчку цифры 8.
3.Актуализация опорных знаний:
1) Игра «Телефон»
- Ученик называет пример на умножение числа 2, а другой ученик называет ответ и пример, третий ученик называет ответ на предыдущий пример второго ученика и придумывает свой пример и т.д.
2) Задача: Сколько вместе крыльев у 8 гусей и одного воробья?
- Сколько крыльев у одного гуся? (2)
- А у 8 гусей? (2+2+2+2+2+2+2+2)
- Каким действием можно заменить этот пример? (2*8)
- Сколько крыльев у одного воробья? (2)
- Каким действие можно узнать сколько крыльев у 8 гусей и 1 воробья? (16+2)
(Запись на доске 2*8+2)
- Как еще можно было решить эту задачу? (если никто из детей не ответил, подробно разбираем второй способ решения задачи)
- Сколько крыльев у 8 гусей? (16)
- Как мы узнали? (2*8)
- А еще есть воробей. У него тоже два крыла, значит у нас не 8 , а 9 птичек. Следовательно выражение 2*8+2, мы можем заменить примером 2*9.
- Что обозначает 2: (количество крыльев у одной птички)
- Что обозначает 9? (Количество птичек)
- Проверим результаты первого и второго способов решения. (И там, и там 18 крыльев)
3) Задача: Произведение чисел 2 и 9 увеличить на 15.
- Что узнаем первым? (Произведение чисел 2 и 9)
(Запись на доске 2*9=18)
- В задаче сказано увеличить на 15. Какое это действие? (Сложение)
(Запись на доске 18+15=33)
- Как мы могли решать эту задачу выражением? (2*9+15=33)
5) Задача: В хоккей играю 5 игроков и один вратарь. Сколько всего рукавиц у хоккеистов?
- Сколько рукавиц у одного хоккеиста? (2)
- А у пятерых? (2+2+2+2+2)
- Каким действие можно заменить? (Умножением, 2*5)
- Сколько рукавиц у вратаря? (2)
- Каким действием мы узнаем сколько всего рукавиц у 5 игроков и одного вратаря? (10+2 или 2*5+ 2)
4. Сообщение темы урока:
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таблицей умножения на 3.
5. Изучение нового материала:
1) Составление таблицы умножения на 3.
- Посмотрите на доску. Сколько треугольников? (6)
а)
- Как вы узнали? (3+3)
- Замените пример сложения на пример умножения? (3*2)
- Что обозначает 3? (количество треугольников в группе)
- Что обозначает число 2? (количество групп)
- Значит мы берем по 3 два раза.
б)
- Сколько всего квадратов? (9)
- Как вы узнали? (3+3+3=9)
- Замените пример сложения на пример умножения? (3*3=9)
- Что обозначает 3? (количество треугольников в группе)
- Что обозначает число 3? (количество групп)
- Значит мы берем по 3 три раза.
в)
- Сколько кружочков в одной группе? (3)
- Сколько групп? (4)
- Составьте пример. (4*4=12)
г) - Как показать на фигурах следующий пример? 3*5=15
- Что обозначает 3? (количество треугольников в группе)
- Что обозначает число 5? (количество групп)
- Значит мы берем по 3 пять раз.
(дети расставляют фигурки)
6.Закрепление изученного материала:
1) Работа с карточками:
- У вас на партах лежат карточки. Посмотрите, первую часть таблицы мы с вами уже составили. Посмотрите на следующие группы фигур. Какие это фигуры? (квадраты)
- Сколько квадратов в 1 группе? (3)
-Сколько групп? (6)
- Составьте пример и запишите его в карточку. (3*6=24)
- Следующие примеры составьте самостоятельно. (Учащиеся зачитывают примеры )
2) Работа в тетради:
(На доске таблица умножения на 3)
- Проговорим таблицу вместе.
- Запишите таблицу умножения в тетрадь.
3) Найдите закономерность:
- В таблице закрыты некоторые ответы, в чем их закономерн6ость? (каждый следующий ответ на 3 больше предыдущего)
4) Игра «Найди ошибку»
- На доске написаны примеры. Первый ряд находит ошибки в первом столбике, второй ряд во втором, а третий в третьем столбике. Примеры с правильными ответами запишите в тетрадь.
1 ст. 2 ст. 3 ст.
3*6=12 3*9=25 3*2=7
3*5=21 3*7=22 3*6=15
3*4=15 3*3=12 3*4=14
3*8=2 3*4=16 3*6=20
(Проверка- ученики называют правильные ответы)
5) Физминутка.
6) Задача 701
- С помощью таблицы умножения на 3 решим данные примеры. Первый разберем все вместе.
а) Работа у доски:
3*8+ 5=29
- Какое действие мы выполним первым? (умножение, 3*8)
- Какое следующее действие(сложение, 24+5)?
б) Самостоятельная работа над номером 701
7) Задача 702
В одной сетке 3 кг мандаринов. Сколько кг мандаринов в 5 таких сетках?
- О чем рассказывается в задаче? (о мандаринах)
- Сколько кг мандаринов в одной сетке? (3 кг)
- Известно ли нам сколько кг мандаринов пяти сетках? (нет)
- Каким действием мы будем решать задачу?(умножением)
- Почему? (потому что 3 кг повторяется 5 раз)
- Составьте пример решения задачи (3*5)
Запись задачи:
1с. – 3кг
5с. - ? кг
Решение:
1)3*5=15(кг)- в 5 сетках
Ответ: 15 кг мандаринов в 5 сетках.
8) Физминутка
9) Задача 703
На пошив рубашки расходуется 3 м ткани. Когда сшили 6 рубашек, то осталось еще 9 м ткани. Сколько метров ткани было сначала?
- Давайте вместе составим краткое условие:
Было - ? м
Потратили - ?, по 3 м 6 руб.
Осталось – 9 м.
- Посмотрите на решение задачи, что обозначает первое действие 3*6=18? (сколько метров ткани потратили на 6 рубашек)
- Объясните второе действие 18+9=27. (Чтобы ответить на вопрос задачи нужно ответить сколько потратили и сколько осталось. Мы узнали сколько потратили, значит во втором действии мы отвечаем на вопрос задачи, сколько метров ткани было).
- Кто может заменить действия одним выражением? (3*6+9=27)
Учащиеся самостоятельно записывают решение задачи в тетрадь.
7. Итог урока:
1) Игра «Дополни предложение»
- На уроке мне понравилось….
- Мне не понравилось…
- Было тяжело/легко…
2) Домашнее задание: выучить таблицу умножения на 3, № 704, №706
3) Оценивание.
Использованная литература:
Математика: учебн. для 2 кл. общеобразоват. учебн. завед./ М.В.Богданович, Г.П.Лишенко.-К.:Генеза, 2012.-160с.:ил.
Федорченко Т.А. Математика. 2 класс. Разработки уроков-Х.:Изд.группа «Основа», 2008.- 346 с.