1.Формирование феодальных отношений Феодальные отношения были развиты в странах Западной Европы и так же явились причиной раздробленности в этих странах. Феод – земельное владение с работающим зависимым населением. Владение землей сулило богатство, власть, знатность. Владелец земли фоедал. Видом феодального землевладения становится Княжеский домен - Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения в XI веке появляются и братьев Великого князя , его жены и близких родственников. К этому же времени относится формирование еще одной формы феодального землевладения – Вотчина - земельное владение, передающееся по наследству (от отца к сыну). Первыми владельцами вотчин были бояре и дружинники, они получали их от князя за службу. Князь – сюзерен наделяет своих бояр-вассалов землей, являясь верховным собственником этой земли, т.е имея право забрать эту землю за преступление против власти. На своей земле владелиц вотчины (боярин) был полноправным господином: собирал налоги, судил крестьян, мог вводить свои внутренние законы, иметь свою армию, церковь и даже иногда чеканить свою монету. Бояре отдавили часть своей вотчины своим приближенным за службу. И теперь уже бояре становились сюзеренами по отношению к своим приближенным (дружинникам)– вассалам. Приближенный боярина так же мог дать часть своей земли слуге и стать по отношению к нему сюзереном. Так вырастала эдакая, пирамида власти, складывалась вассально – сюзеренная зависимость. Вассал служит сюзерену, а сюзерен защищает вассала и дарует ему землю. Еще одним видом феодальной собственности – Церковное земельное владение. Это земли, которые князь дарует митрополиту, епископам, монастырям, церквам. Сохранялись «Волости » - заселенные свободными общинниками, над которыми был лишь один хозяин Великий князь. Но со временем эти земли перейдут в собственность бояр и дворян. Вотчина: В центе вотчины на самых лучших землях находился 1.господский двор: - Хоромы: Терем – высокое деревянное здание – башня, где находились отапливаемое помещение - изба, холодные горницы – повалуши, летние спальни – клети. Сени соединяли избу и летние не отапливаемые помещения. В богатых боярских дворах была – гридница – большая парадная горница в которой хозяин собирался со своей дружиной. - Двор - жилища господского управителя и других людей управлявших вотчиной. Неподалеку кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, медуши. Двор окружен каменными или деревянными оградами с могучими воротами. - Хозяйственный сельский комплекс – поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, гумно, ток. 2.Хозяйственные земли - пахотные земли, луга, огороды, рыбные ловли, бортные леса, охотничьи угодья. 4. Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли крестьян, их луга, огороды и хозяйственные земли. Крестьяне были зависимы поземельно и лично. Поземельная – земля, на которой живут и работают крестьяне, принадлежит феодалу. За право пользоваться землей крестьяне отрабатывали в хозяйстве боярина – несколько дней в неделю - барщину, и платили деньгами или урожаем – оброк. Они также исполняли подводную повинность, те предоставляли телеги и сани, запряженные лошадьми При этом крестьяне платили и общегосударственные поборы и повинности. 2.Категории населения. Князья: Великий киевский князь были полноправными правителями Руси.Несмотря на все ссоры и распри, князья разных ветвей династии Рюриковичей понимали единство своего рода и говорили о себе, что они «одного деда внуки» и владеют одною землей. Потомки племенных князей стали вассалами Киевского князя. Бояре: Люди, служившие князю и составлявшие его дружину, были особым классом киевского населения. Служба князю считалась почетною и давала дружинникам высокое общественное положение. Только на княжеской службе можно было сделаться «боярином», то есть вступить в ряды тогдашней аристократии. Дружина делилась на старшую, младшую, личную. Старшая дружина состояла из бояр. Младшая из людей менее знатных, но более молодых. И те и другие были слугами великого князя. Они исполняли различные его поручения – в военном деле, в управлении страной, в суде, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. Личная дружина, где служили так называемые «отроки» и «детские». В: Постепенно дружина превращалась в рычаг государственной власти. Посадники – наместники, управляющие по поручению князя городами или волостями. В должности посадников были и сыновья киевского князя и бояре. Войско – воеводы, «тысяцкие» - начальствовали над городскими ополчениями, которые носили название «тысячи». «Тысяцкому» были подчинены «сотские» и «десятские». Во времена сильной власти Киевского князя – посадники, тысяцкие и воеводы назначались Киевским князем. С падением власти киевских князей посадники и тысяцкие выбирались на вече старшего города в княжестве (волости). Остальная масса киевского общества, как и в языческую пору, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов. Градские люди. С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. «Гости» - богатые купцы, ведущие иноземную торговлю. Смерды. Сельское население носило название смердов. Смерды были свободные люди, имели свою пашню и свое хозяйство. Смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста», платили подати (или «дань») князю. Закупы и рядовичи. Если смерд шел в батраки к другому землевладельцу и работал на его земле, пользуясь хозяйским скотом и орудиями, то он уже не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа», т.к он брал «купу» -долг или рядовича, т.к заключал с хозяином «ряд» - договор. Закуп и рядович, не были рабами: они могли снова стать смердами, если только могли рассчитаться со своим хозяином и завести собственное хозяйство. Церковное общество. Особо от мирского населения, подчиненного князьям и вечам, стояло известное нам церковное общество, подчиненное русскому митрополиту: духовенство, монастыри, изгои и церковные рабочие, «страдные» люди. Челядь. В господских «боярских» селах все рабочее население состояло обыкновенно из «челяди», то есть холопов, которые пахали на своего господина пашню и вели все его хозяйство. Наймиты – нанимались к хозяину на работу за плату. Холопы. Как и в языческие времена, продолжало существовать холопство, то есть рабство. По-прежнему продавали и покупали рабов, обращали в рабство пленных и несостоятельных должников: так как рабство было бессрочным, то дети рабов становились рабами. Влияние христианства смягчало отношение господ к их рабам, но не могло искоренить самого обычая. Убийство раба каралось законом. |