СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица для подготовки к ЕГЭ "Расцвет Древнерусского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица для подготовки к ЕГЭ "Расцвет Древнерусского государства"»

XI век

Расцвет Древнерусского государства

Период феодальной раздробленности


Ярослав Мудрый

Изяслав I Ярославич

Святослав Ярославич

Изяслав I Ярославич

Всеволод Ярославич

Святополк Изяславич

1015 -

1024

1019 1054

1054 1073

1073 1076

1076 1078

1078 1093

1093 1113

Вторая усобица на Руси

1.Укрепление центральной власти. Как Святослав и Владимир, сажал своих сыновей в главные города в качестве наместников и требовал полного повиновения:

Изяслав – в Новгороде)

Святослав – Чернигов

Всеволод – Переяславль

2. Издан первый Русский письменный закон «Русская Правда».

3. Закладывались новые города:

Ярославль на Волге

Юрьев на земле чуди.

3. Киев стал красивейшим городом Европы, с многочисленными церквями и храмами.

4. Развитие христианской церкви.

Распространение христианства на Руси привело к увеличению епископов. Для контроля был избран – 1ый митрополит Руси Феопемпт (грек),

1051 – митрополитом стал Илларион

5. Развитие образования:

-создавались многочисленные школы, библиотеки, развивалось книжное дело.


1073 – Дополнение «Русской Правды» «Правдой Ярославичей» - новый свод законов был направлен на защиту собственности состоятельных людей.


1073 – начало междоусобной войны между сыновьями Ярослава Мудрого.

Ярослав Мудрый

Изяслав I

Киев

Святослав

Чернигов

Всеволод

Переяславль

Святополк

Олег


Владимир Мономах


Олеговичи

– внуки Олега

Мстислав Великий

Юрий Долгорукий

Изяслав

Андрей Боголюбовский

Мстислав




Порядок престолонаследия Ярослава Мудрого

Ярослав, по преданию, сам посадил своих сыновей по городам, так что старшему из них Изяславу достались Киев и Новгород, следующему — Святославу — Чернигов, следующему — Всеволоду — Переяславль и т.д. Старший брат почитался старшим или «великим» князем, но он не один владел государством. Князья стояли на той мысли, что Русская земля принадлежит всему княжескому роду. Старший князь как родовладыка сидел в старшем городе Киеве, а прочие князья по родовому старшинству размещались в городах, более или менее значительных или богатых. Все князья самостоятельно управляли своими городами и каждый из них как сын великого князя надеялся со временем сам стать великим князем, когда умрут его старшие братья и он станет старшим в роде над своими братьями, сыновьями и племянниками. По родовому наследованию, великому князю наследовал не его сын, а его брат, старший после него, а если не было в живых его братьев, то его старший племянник, то есть сын старшего брата. Поэтому, когда в Киеве умирал великий князь, его место по правилу должен был заступить его брат, сидевший в Чернигове, а на его место в Чернигов переходил третий брат из Переяславля и т.д. Со смертью великого князя все князья подвигались на одно место ближе к Киеву, «восходили лестницею» к великому княжению, пока, наконец, его не достигали. Если же какой-либо князь умирал, не достигнув великого княжения в Киеве, то его дети теряли права свои на наследство в княжеском роде и считались «изгоями», которым уже «не было части в Русской земле». Сыновья же умершего великого князя, не оставаясь в Киеве, получали от нового великого князя особые волости наряду с прочими родичами.


Борьба Ярославичей за Киевский престол

Киевский князь Изяслав Ярославич был изгнан из Киева сначала киевлянами, а затем, когда ему удалось туда вернуться, его вторично прогнали оттуда родные братья его Святослав и Всеволод. Изяслав ушел в Германию и искал там помощи (у императора Генриха IV и папы Григория VII), однако без успеха. В Киеве укрепился Святослав и княжил там до своей смерти. Только по кончине Святослава Всеволод уступил Изяславу Киев; Изяслав снова стал киевским князем и скончался на великокняжеском столе. После него Киев перешел к Всеволоду. Таким образом, сыновья Ярослава Мудрого княжили в Киеве в таком порядке: Изяслав, Святослав, Изяслав, Всеволод. Если бы Святослав не захватил силою Киева и соблюдал бы обычай родового старшинства, то он не был бы вовсе великим князем, так как умер раньше своего старшего брата Изяслава.

Основываясь на этой мысли, Изяслав и Всеволод после смерти Святослава сочли его сыновей, Олега и Ярослава, изгоями и не пустили их в их «отчину» Чернигов. Но гордый и себялюбивый Олег, не подчинился, он не останавливался не перед чем, если речь заходила о его чести и вотчине его отца – Чернигове, он постоянно нарушал покой и порядок, приглашал на Русь половцев. Началась тяжелая усобица между князьями и шла много лет в княжение Изяслава, Всеволода и сына Изяславова Святополка II (который как старший племянник наследовал в Киеве своему младшему дяде Всеволоду). В этой усобице приняли участие не только сыновья великих князей (то есть Святополк, сын Изяслава; Олег и Ярослав, дети Святополка; Владимир Мономах, сын Всеволода), но и другие князья-изгои, внуки и правнуки Ярослава, отцы которых умерли, не дождавшись великокняжеского стола.

1095-1096 - начало большой междоусобицы. В нее оказались втянуты все земли. Борьба князя Владимира Мономаха и его сыновей с князем Олегом Святославичем и его братьями за Ростово-Суздальскую, Черниговскую и Смоленскую земли.

1097 - Съезд русских князей в Любече.

Русские князья съехались в Любеч для того, чтобы устроить порядок на Руси.

Любеческий съезд князей состоялся по инициативе Владимира Мономаха. Там общим советом решили, чтобы каждый князь «держал отчину свою», то есть, чтобы Святополк остался в Киеве, где сидел его отец Изяслав, а дети Святослава получили Чернигов, некогда принадлежавший их отцу, а Владимир Мономах сел в Переяславле, где сидел его отец Всеволод. Таким образом Святославичи, сочтенные ранее за изгоев, были признаны теперь полноправными князьями. Что же касается до прочих князей-изгоев, то их устроили землями на юго-западных границах Руси.








1.Военый поход против литовского племени, обложил их данью.

2. После долгих воин, спорные города Черенской Руси остались за Русью, был установлен союз с Польшей. Союз закреплен династическими браками. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослва. Сын Ярослава – Изяслва женился на сестре Казимира.

3. Дружественные отношения со Швецией, закреплены династическим браким Ярослава на шведской королеве Ингигерде (Ирине).

4. Дружественные отношения с Норвегией, закреплены династическим браком: дочь Ярослава Елизавета стала женой норвежского короля Гарольда.

5. 1036 – последний поход печенегов на Киев.

Печенеги были разбиты под Киевом.

6. 1043 – неудачный поход на Визанитию. Последняя русско-византийская война.

Рассказать: Раздор произошел по поводу ссоры между русскими купцами и греками, во время которой убили одного русского. Ярослав в 1043 году отправил против Византии сына своего Владимира и воеводу Вышату, но буря разбила русские суда и выбросила на берег Вышату с шестью тысячами воинов. Греки окружили их, взяли в плен и привели в Царьград. Там Вышате и многим русским выкололи глаза. Но Владимир на море счастливо отбил нападение греческих судов и воротился в отечество. Через три года заключен был мир: слепцов отпустили со всеми пленными, а в утверждение мира греческий император Константин Мономах отдал дочь свою за сына Ярославова, Всеволода.

7. Младшая дочь Ярослава Анна стала женой французского короля Генриха I Капета.

1068 – Набег половцев на Русь. Битва на реке Альте. Разгром русской рати.


Впервые орды тюрков-половцев появились у границ Руси в 1061 г. Это был новый многочисленный, беспощадный и коварный враг. Осенью, когда кони половцев после привольных летних паст­бищ были сыты, начиналась пора набегов, и горе было тем, кто вставал на пути кочевников.

В поход поднимались все взрослые половцы. Их конные лавины внезапно воз­никали перед врагом. Вооруженные луками и стрелами, саблями, арканами, корот­кими копьями, половецкие воины с пронзительным криком бросались в бой, стре­ляли на скаку, засыпая врага тучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Кочевники не любили сражаться с большим и хорошо организованным вой­ском. Напасть врасплох, смять численно слабого противника, подавить его, разъ­единить вражеские силы, заманить в засаду, уничтожить — так они вели свои вой­ны. Если половцы сталкивались с сильным противником, они умели обороняться: быстро составляли телеги в несколько кругов, накрывали бычьими шкурами, что­бы их не могли поджечь, и отчаянно отбивались.


Участие половцев в междоусобной войне князей на стороне князя Олега.

1093-1095 Война с половцами.

1093 – Битва у Треполя. Половцы нанесли огромный ущерб Руси.

1095 – осада половцами Переславля. Владимир Мономах и Святополк отразили атаку половцев. Олег отказался помогать братьям.

1096 - 2 орды половцев двинулись на Русь: на Переславль и на Киев. Олег опять отказался помогать братьям.

Переславль был отбит, а незащищенный Киев подвергся разорению, русские рати бросились спасать Киев, но половцы с богатой добычей уже ушли в степи.

1097 – Любеческий съезд. Положено начало объединения русских сил против половцев.

1100 – Съезд князей в Вятиче. Князья съехались на съезд для того, чтобы окончательно прекратить междоусобицу и договориться о совместном походе против половцев.

1103 – Успешный поход князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха на половцев.

1111- Крестовый поход в степь против половцев. Поход возглавил Владимир Мономах. Разгром половцев. Донские и приднепровские половцы надолго потеряли способность к ведению активной войны против Руси.


*Илларион – русский священнослужитель, ученый человек, автор сочинения «О благодати и законе»

*1037 – строительство Софийского собора в Киеве.


1056-1057 – создание «Остромирова Евангелия»





1.Формирование феодальных отношений

Феодальные отношения были развиты в странах Западной Европы и так же явились причиной раздробленности в этих странах.

Феод – земельное владение с работающим зависимым населением.

Владение землей сулило богатство, власть, знатность. Владелец земли фоедал.

Видом феодального землевладения становится Княжеский домен -

Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии. Такие же владения в XI веке появляются и братьев Великого князя , его жены и близких родственников.

К этому же времени относится формирование еще одной формы феодального землевладения – Вотчина - земельное владение, передающееся по наследству (от отца к сыну). Первыми владельцами вотчин были бояре и дружинники, они получали их от князя за службу.

Князь – сюзерен наделяет своих бояр-вассалов землей, являясь верховным собственником этой земли, т.е имея право забрать эту землю за преступление против власти. На своей земле владелиц вотчины (боярин) был полноправным господином: собирал налоги, судил крестьян, мог вводить свои внутренние законы, иметь свою армию, церковь и даже иногда чеканить свою монету. Бояре отдавили часть своей вотчины своим приближенным за службу. И теперь уже бояре становились сюзеренами по отношению к своим приближенным (дружинникам)– вассалам. Приближенный боярина так же мог дать часть своей земли слуге и стать по отношению к нему сюзереном. Так вырастала эдакая, пирамида власти, складывалась вассально – сюзеренная зависимость.

Вассал служит сюзерену, а сюзерен защищает вассала и дарует ему землю.

Еще одним видом феодальной собственности – Церковное земельное владение. Это земли, которые князь дарует митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

Сохранялись «Волости » - заселенные свободными общинниками, над которыми был лишь один хозяин Великий князь. Но со временем эти земли перейдут в собственность бояр и дворян.

Вотчина:

В центе вотчины на самых лучших землях находился 1.господский двор:

- Хоромы: Терем – высокое деревянное здание – башня, где находились отапливаемое помещение - изба, холодные горницы – повалуши, летние спальни – клети. Сени соединяли избу и летние не отапливаемые помещения. В богатых боярских дворах была – гридница – большая парадная горница в которой хозяин собирался со своей дружиной.

- Двор - жилища господского управителя и других людей управлявших вотчиной. Неподалеку кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, медуши. Двор окружен каменными или деревянными оградами с могучими воротами.

- Хозяйственный сельский комплекс – поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, гумно, ток.

2.Хозяйственные земли - пахотные земли, луга, огороды, рыбные ловли, бортные леса, охотничьи угодья.

4. Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли крестьян, их луга, огороды и хозяйственные земли.

Крестьяне были зависимы поземельно и лично.

Поземельная – земля, на которой живут и работают крестьяне, принадлежит феодалу. За право пользоваться землей крестьяне отрабатывали в хозяйстве боярина – несколько дней в неделю - барщину, и платили деньгами или урожаем – оброк. Они также исполняли подводную повинность, те предоставляли телеги и сани, запряженные лошадьми

При этом крестьяне платили и общегосударственные поборы и повинности.

2.Категории населения.

Князья:

Великий киевский князь были полноправными правителями Руси.Несмотря на все ссоры и распри, князья разных ветвей династии Рюриковичей понимали единство своего рода и говорили о себе, что они «одного деда внуки» и владеют одною землей. Потомки племенных князей стали вассалами Киевского князя.

Бояре:

Люди, служившие князю и составлявшие его дружину, были особым классом киевского населения. Служба князю считалась почетною и давала дружинникам высокое общественное положение. Только на княжеской службе можно было сделаться «боярином», то есть вступить в ряды тогдашней аристократии. Дружина делилась на старшую, младшую, личную. Старшая дружина состояла из бояр. Младшая из людей менее знатных, но более молодых. И те и другие были слугами великого князя. Они исполняли различные его поручения – в военном деле, в управлении страной, в суде, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. Личная дружина, где служили так называемые «отроки» и «детские».

В: Постепенно дружина превращалась в рычаг государственной власти.

Посадники – наместники, управляющие по поручению князя городами или волостями. В должности посадников были и сыновья киевского князя и бояре.

Войско – воеводы, «тысяцкие» - начальствовали над городскими ополчениями, которые носили название «тысячи». «Тысяцкому» были подчинены «сотские» и «десятские». Во времена сильной власти Киевского князя – посадники, тысяцкие и воеводы назначались Киевским князем. С падением власти киевских князей посадники и тысяцкие выбирались на вече старшего города в княжестве (волости). Остальная масса киевского общества, как и в языческую пору, состояла из двух главных слоев: людей свободных и рабов.

Градские люди.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных.

«Гости» - богатые купцы, ведущие иноземную торговлю.

Смерды.

Сельское население носило название смердов. Смерды были свободные люди, имели свою пашню и свое хозяйство. Смерды жили общинами, носившими название «верви» или «погоста», платили подати (или «дань») князю.

Закупы и рядовичи.

Если смерд шел в батраки к другому землевладельцу и работал на его земле, пользуясь хозяйским скотом и орудиями, то он уже не считался самостоятельным человеком и носил название «закупа», т.к он брал «купу» -долг или рядовича, т.к заключал с хозяином «ряд» - договор. Закуп и рядович, не были рабами: они могли снова стать смердами, если только могли рассчитаться со своим хозяином и завести собственное хозяйство.

Церковное общество.

Особо от мирского населения, подчиненного князьям и вечам, стояло известное нам церковное общество, подчиненное русскому митрополиту: духовенство, монастыри, изгои и церковные рабочие, «страдные» люди.

Челядь.

В господских «боярских» селах все рабочее население состояло обыкновенно из «челяди», то есть холопов, которые пахали на своего господина пашню и вели все его хозяйство.

Наймиты – нанимались к хозяину на работу за плату.

Холопы. Как и в языческие времена, продолжало существовать холопство, то есть рабство. По-прежнему продавали и покупали рабов, обращали в рабство пленных и несостоятельных должников: так как рабство было бессрочным, то дети рабов становились рабами. Влияние христианства смягчало отношение господ к их рабам, но не могло искоренить самого обычая. Убийство раба каралось законом.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!