СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица для подготовки к ЕГЭ "Процесс образования и становления Древнерусского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица для подготовки к ЕГЭ "Процесс образования и становления Древнерусского государства"»

IXвек

X век

XI век

Процесс образования и становления Древнерусского государства

Рюрик

Олег

Игорь

Ольга

Святослав


Владимир

862

882

912

945

962 972

973-980

980 1015

862 – призвание варягов на Русь, начало княжения Рюрика в Новгороде

882- поход Олега на Киев, объединение Руси под властью князя Олега

(образование государства Киевская Русь)

1.Объединил восточнославянских племен под своей властью.

2. Обложил данью все подвластные ему славянские племена.

3. Отвоевал у Хазарии данников: радимичей и северян – обложил их своей данью.









1.Продолжил политику объединения восточнославянских племен. После смерти Олега восстали древляне, сбросили власть Киева и не платили дань. Игорь жестоко подавил восстание и обложил древлян еще более тяжелой данью.

2. Ежегодно князь вместе с дружиной объезжал свои владения с целью сбора дань. Этот объезд назывался полюдье – от слова «ходить по людям». Дань была не фиксированной, князь брал все, что ему нравилось, или что можно было взять. В 945 году во время полюдья Игорь был убит древлянами.

1. Продолжила политику объединения восточнославянских племен: жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, вновь покорила их и обложила данью.

2. Провела реформу системы сбора дани.

Учредила: Уроки - фиксированная норма сбора дани.

Погосты - места сбора дани.

Новая форма дани стала называться - Повоз

Итог: первая на Руси система сбора налогов.


1. Продолжил политику объединения восточнославянских племен.

2. Отвоевал у Хазарии племя вятичей и обложил их данью.

3. Укрепление системы управления страной: в качестве наместников посадил в важнейшие области править своих сыновей:

Ярополка в Киеве

Олега в древлянской земле

Владимира в Новгороде.

Первая усобица на Руси

1. Восстановил единство государства: вновь покорил радимичей и вятичей.

2. Посылал своих сыновей как наместников в княжества:

Ярослава - в Новгород

Бориса – в Ростов

Глеб- Муром

Святослав – древлянская земля

Всеволод – Владимир на Волыни

3. 988- Крещение Руси

Причины принятия христианства:

1.Изменение международной обстановки. Все соседние государства уже отказались от язычества. Русь могла стать отсталым государством. Необходимость развивать дипломатические отношения с Византией и другими государствами Европы.

2.Язычество с его многобожием разобщало славянские племена.

3. Язычество делало общество безнравственным. Такое общество не может стать основой сильного государства.

4. Решение использовать религиозный опыт цивилизованных государств с целью укрепления княжеской власти.

Значение принятия христианства:

1.Поднят международный авторитет государства: Русь органично стала частью христианского мира; Русь встала вровень с государствами Западной Европы, заключались династические браки; Русь соединилась с высокой культурой Византии.

2. Доходы от сборов налогов и торговли, больше не растрачивались в кутежах князя с дружиной, но шли на благоустройство городов, строительство храмов, монастырей, школ, книгохранилищ.

3. Заложены основы нового восточнославянского христианского народа, который включал потомков: славян, варягов, финнов, стержнем, которого стала православная религия.

Варяги – князь и дружина, после крещения перестали рассматривать славян как своих данников, как источник обогащения. Во Христе все братия. Были признаны их гражданские, имущественные и даже политические права: со времен Владимира летопись повествует о городском вече – органе местного самоуправления, решавшего важные вопросы.

4. Распространение письменности и грамотности.

5. Церковь старалась поднять авторитет княжеской власти. Церковь объясняла людям: Вся власть от бога – поэтому князь слуга Бога, ему нужно повиноваться.

6. Гуманизация общества, развитие нравственности. Церковь заботилась о семье и улучшении семейных отношений, искореняла жестокие языческие обычай.

Вывод: В 9-10 веках шел процесс объединения восточнославянских племен, формировалась система сбора дани и система государственного управления, произошел переход от язычества к православной христианской религии. Шел процесс становления древнерусской народности.


907 поход на Константинополь, грабил и жег все на своем пути. Итогом похода стал торговый мирный договор.

911 году Олег подтвердил договор с Византией. Это был первый в истории Восточной Европы письменный договор. Речь идет о военном союзе Руси и Византии

941 неудачный поход на Константинополь. Русский флот был встречен греческими кораблями и сожжен «греческим огнем» - метательные сосуды с горящей смесью, которую нельзя потушить водой.

944 второй поход Игоря на Константинополь. Греки сами запросили мира и был заключен очередной мирный торговый договор

957 – Ольга с посольством отправилась в Константинополь.

Она приняла крещение.


В 964 году – поход на Хазарию

-разрушил города Хазар Итиль и Саркел

- Хазарский каганат перестал существовать


967- поход на болгар р.Дунай.

Князь привёл 60-тысячное войско и разбил болгар наголову. Насытившись битвами, Святослав сел княжить в одном болгарском городе — Переяславце. Мечтал Святослав сделать этот город столицей великого славянского государства.

Но в это время на Русь напали печенеги.

В 969 г Святослав возвращается на Дунай.

970-971 Русско-Византийская война



1. Поход на Дунай против Болгар.

Победив болгар, Владимир заключил с ними мирный договор.

2. Западное направление – война с новым славянским государством – Польшей. Владимир отвоевал земли Червенской Руси с городами Червень и Перемышль.

3. Строительство крепостей на левобережье Днепра, для защиты от кочевников – печенегов. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга, у бродов Днепра или впадающих в него рек, там где обычно переправлялась конница печенегов. Была также введена система светового оповещения: на холмах или искусственных курганах строились сигнальные башни. Как только в степи появлялись печенеги на башнях зажигались огни, которые были видны на большом расстоянии, так, что об опасности становилось известно в Киеве.


Вывод: Древнерусское государство отличалось активной внешней политикой. Складываются торговые отношения с соседними странами. Создается система обороны страны от кочевников.

Государство- это такая организация жизни людей, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов, осуществляется охрана границ, регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами.

Великий князь – принятое в исторической литературе титулование главы русского государства до XVI века.

Войско - в IX- XIII вв. войско Руси состояло из дружин киевского князя и местных князей, отрядов княжеских мужей (бояр) и городовых полков, т.е. собираемого на время войны ополчения.

Дань – натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

Ополчение – войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Полюдье – форма сбора дани, объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани.

Погосты – места сбора дани.

Уроки - размер дани и сама дань в Древней Руси.

Наместник – глава местного управления, назначенный центральной властью.

Печенеги – тюркоязычный кочевой народ. В IX веке печенеги переместились в южнорусские степи и стали совершать набеги на Русь.

Усобица- княжеская война на Руси.

Епископ – высшее духовное лицо в православной и других церквях, глава церковного округа.

Митрополит – титул главы Русской православной церкви.

Церковный устав – свод правил, регулирующий деятельность церкви.











  1. Памятник Святославу в Белгородской области, с. Холки. Скульптор В. Клыков, 2005 г.

Памятник Святославу в Запорожье





Встреча Святослава с Иоанном ЦимисхиемК. Лебедев, 1916

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова.



Крещение Руси. В.М. Васнецов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!