Просмотр содержимого документа
«Табличный процессор Microsoft Excel»
Информатика
Тема 8. Табличный процессор M icrosoft Excel
Электронные таблицы
- Электронные таблицы – класс программ, позволяющих представлять таблицы в электронном виде и обрабатывать входящие в них данные.
- Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования.
- Главное достоинство электронной таблицы - возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого компонента таблицы.
Функциональные возможности EXCEL
Табличный процессор Excel позволяет:
- Решать математические задачи:
- выполнять табличные вычисления (в том числе как обычный калькулятор), вычислять значения и исследовать функции, строить графики функций (например, sin , cos , tg и др.), решать уравнения, работать с матрицами и комплексными числами и т. п.
- выполнять табличные вычисления (в том числе как обычный калькулятор),
- вычислять значения и исследовать функции,
- строить графики функций (например, sin , cos , tg и др.),
- решать уравнения,
- работать с матрицами и комплексными числами и т. п.
2. Осуществлять математическое моделирование и численное экспериментирование
- Что будет, если? Как сделать, чтобы?
- Что будет, если?
- Как сделать, чтобы?
3. Проводить статистический анализ, осуществлять прогнозирование (поддержку принятия решений) и оптимизацию.
4. Реализовать функции базы данных
- ввод, поиск, сортировку, фильтрацию (отбор) анализ данных.
- ввод,
- поиск,
- сортировку,
- фильтрацию (отбор)
- анализ данных.
Функциональные возможности EXCEL
5. Вводить пароли или устанавливать защиту некоторых (или всех) ячеек таблицы, скрывать (прятать) фрагменты таблицы или всю таблицу.
6. Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков.
7. Вводить и редактировать тексты, как в текстовом процессоре, создавать рисунки с помощью графического редактора Microsoft Office .
8. Осуществлять импорт-экспорт, обмен данными с другими программами, например, вставлять текст, рисунки, таблицы, подготовленные в других приложениях, и т. п.
9. Осуществлять многотабличные связи (например, объединять отчеты филиалов фирм).
Основные понятия электронных таблиц
- Документ MS Excel называют рабочей книгой .
- Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов.
- Каждый рабочий лист имеет название , которое отображается на ярлычке листа .
- Табличное пространство рабочего листа состоит из строк и столбцов .
- максимальное количество столбцов 256 строки нумеруются числами от 1 до 65536.
- максимальное количество столбцов 256
- строки нумеруются числами от 1 до 65536.
Имена столбцов
Адрес текущей ячейки
Строка формул
Диапазон ячеек
Номера строк
Ярлычки рабочих листов
Ввод данных в ячейки
- В ячейки можно вводить данные различных типов , включая:
- Текст - любые данные, над которыми нет необходимости выполнять арифметические операции;
- Числа – числовые значения в различных форматах:
- 36 45,23 2Е-2
- 36
- 45,23
- 2Е-2
- 18.04.01; 18-апр-01;
- 18.04.01;
- 18-апр-01;
- Формулы (включая функции)
- =12+34 =А2+В2
- =12+34
- =А2+В2
Вычисления в таблицах
- Вычисления в таблицах осуществляются с помощью формул.
- Формула может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel , соединенные знаками математических операций
- + сложение - вычитание * умножение / деление ^ возведение в степень
- + сложение
- - вычитание
- * умножение
- / деление
- ^ возведение в степень
- В правом нижнем углу ячейки, куда была введена формула маркер заполнения .
- При наведении на него указатель мыши приобретает вид тонкого черного крестика.
- Перетаскивание маркера позволяет копировать формулу в горизонтальном или вертикальном направлении.
- Этот метод называется автозаполнением .
Маркер заполнения
Форматирование ячеек
Для выполнения форматирования электронных таблиц необходимо:
- выбрать соответствующую ячейку или выделить диапазон ячеек ;
- выбрать пункт меню Формат~Ячейки ~;
- выбрать соответствующую закладку :
Листы с закладками служат для выполнения следующих функций:
- Число – настройка форматов чисел;
- Выравнивание – форматирование положения данных в ячейках;
- Шрифт – форматирование шрифтов данных;
- Граница – выбор обрамления таблицы;
- Вид – выбор способа заливки ячеек;
- Защита – защита ячеек и скрытие формул.
Построение диаграмм в электронных таблицах
- Выбор типа диаграммы зависит как от характера данных, так и от того, как вы хотите их представить.
- Наиболее часто используются следующие типы диаграмм :
- Круговая . Используется для отображения относительного соотношения между частями целого. Гистограмма . Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных. Линейчатая . Используется для сравнения значений в определенный момент времени. График . Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени. С областями . Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
- Круговая . Используется для отображения относительного соотношения между частями целого.
- Используется для отображения относительного соотношения между частями целого.
- Гистограмма . Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных.
- Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных.
- Линейчатая . Используется для сравнения значений в определенный момент времени.
- Используется для сравнения значений в определенный момент времени.
- График . Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени.
- Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени.
- С областями . Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
- Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
Основные термины используемые в диаграммах
- Ряд данных – группа ячеек в пределах одного столбца или одной строки.
- Категории - отражают количество элементов в ряду. На рисунке 7 представлено 6 категорий для каждого ряда (данные за январь, февраль, март и т.д.)
- Легенда -о пределяет отдельные элементы диаграммы.
- Сетка – продолжение деления осей, улучшает восприятие и анализ данных на диаграмме.
Заголовок диаграммы
Сетка
Ряд данных
Легенда
Подписи оси Х
Построение диаграмм
- построения диаграммы используют Мастер диаграмм , запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов
- Построение диаграмм состоит из нескольких этапов:
- Выбор типа диаграммы . На этом этапе выбирают форму диаграммы.
- Выбор типа диаграммы . На этом этапе выбирают форму диаграммы.
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные Вид
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные Вид
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные
- Вид
Построение диаграмм
- Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных.
- Если данные не образуют единой группы, то информацию для отрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд.
- Если данные не образуют единой группы, то информацию для отрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд.
Построение диаграмм
- На вкладках оформления задаются:
- название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки ); отображение и маркировка осей (вкладка Оси ); отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки ); описание построенных графиков (вкладка Легенда ); отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных ); представление данных, использованных пи построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).
- название диаграммы,
- подписи осей (вкладка Заголовки );
- отображение и маркировка осей (вкладка Оси );
- отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки );
- описание построенных графиков (вкладка Легенда );
- отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных );
- представление данных, использованных пи построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).
Построение диаграмм
- Указывается следует ли использовать для размещения отдельный лист или один из имеющихся .
- Указывается следует ли использовать для размещения отдельный лист или один из имеющихся .
Построение диаграмм
Использование стандартных функций
- Функция в EXCEL определяется, как заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам, называемым аргументами, и в указанном порядке.
- Стандартные функции используются в электронных таблицах только в формулах.
- Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции , после которого в скобках указывается список параметров:
- =СУММ(D2:D7)
- =СУММ(D2:D7)
- Отдельные параметры разделяются в списке точкой с запятой.
- =СУММ(D2:D7;B2:B7;C2:C7)
- =СУММ(D2:D7;B2:B7;C2:C7)
- В качестве параметра может использоваться число, адрес ячейки или произвольное выражение, для вычисления которого также могут использоваться функции.
Использование Мастера функций
- Мастер функций облегчает ввод и выбор нужной функции.
- В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция в списке Функция – конкретная функция данной категории.
- В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция
- в списке Функция – конкретная функция данной категории.
- Вызов мастера функций происходит с помощью специальной пиктограммы на панели инструментов.
Обязательный параметр
Список функций
Необязательный параметр
Значение параметра
Описание параметра
Значение функции
Описание функции
Операции по обработке данных в электронных таблицах. Сортировка
- Сортировка – это упорядочение данных по возрастанию или убыванию.
- Для выполнения сортировки нужно выполнить следующие действия:
- Выбрать в таблице какую-либо непустую ячейку. Выполнить команду Данные - Сортировка . На экране появиться диалоговое окно Сортировка диапазона . В списке Сортировать указать поле, по которому будет сортироваться таблица. Если выбран переключатель Идентифицировать поля по подписям (первая строка диапазона) , то в выпадающем списке будут приведены названия столбцов, содержащиеся в строке1. Если же отмечена опция Идентифицировать поля по обозначениям столбцов листа , то первая строка рассматривается как обыкновенная запись, а не как ряд имен полей. В этом случае в выпадающем списке названия столбцов будут приведены в следующем виде: Столбец А, Столбец В, Столбец С и т.д. Выбрать порядок сортировки: по возрастанию или по убыванию. Для сортировки сразу по нескольким полям используются списки Затем по и В последнюю очередь , по . Нужно указать в них поля, по которым нужно будет упорядочивать данные, если значения предыдущих полей совпадут. Щелкните на кнопке ОК, чтобы отсортировать данные в указанном порядке.
- Выбрать в таблице какую-либо непустую ячейку.
- Выполнить команду Данные - Сортировка . На экране появиться диалоговое окно Сортировка диапазона .
- В списке Сортировать указать поле, по которому будет сортироваться таблица.
- Если выбран переключатель Идентифицировать поля по подписям (первая строка диапазона) , то в выпадающем списке будут приведены названия столбцов, содержащиеся в строке1. Если же отмечена опция Идентифицировать поля по обозначениям столбцов листа , то первая строка рассматривается как обыкновенная запись, а не как ряд имен полей. В этом случае в выпадающем списке названия столбцов будут приведены в следующем виде: Столбец А, Столбец В, Столбец С и т.д.
- Выбрать порядок сортировки: по возрастанию или по убыванию. Для сортировки сразу по нескольким полям используются списки Затем по и В последнюю очередь , по . Нужно указать в них поля, по которым нужно будет упорядочивать данные, если значения предыдущих полей совпадут.
- Щелкните на кнопке ОК, чтобы отсортировать данные в указанном порядке.
- Быстро отсортировать данные можно с помощью кнопок на панели инструментов
- Сортировка по возрастанию, чтобы отсортировать значения в возрастающем порядке или Сортировка по убыванию , чтобы отсортировать значения в убывающем порядке.
- Сортировка по возрастанию, чтобы отсортировать значения в возрастающем порядке или
- Сортировка по убыванию , чтобы отсортировать значения в убывающем порядке.
Сортировка данных
Фильтрация данных
- Фильтрация списка - вывод на экран только тех записей (строк), которые отвечают определенному критерию (условию)
Подведения итогов
Подведения итогов
- Работа со структурой списка
Определения
- Электронные таблицы – класс программ, позволяющих представлять таблицы в электронном виде и обрабатывать входящие в них данные.
- Электронная таблица - самая распространенная и мощная технология для профессиональной работы с данными.
Основные операции
- Решать математические задачи: выполнять вычисления и исследовать функции, строить графики функций, решать уравнения, работать с матрицами и комплексными числами и т. п.
- Осуществлять математическое моделирование и численное экспериментирование
- Проводить статистический анализ, осуществлять прогнозирование и оптимизацию.
- Реализовать функции базы данных - ввод, поиск, сортировку, фильтрацию (отбор) и анализ данных.
Основные операции
- Вводить пароли или устанавливать защиту ячеек таблицы, скрывать фрагменты таблицы или всю таблицу.
- Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков.
- Осуществлять импорт-экспорт, обмен данными с другими программами
- Осуществлять многотабличные связи
- Подготавливать выступления, доклады и презентации благодаря встроенному режиму презентаций.
. Основные понятия
- Документ MS Excel называют рабочей книгой .
- Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов , каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц.
- Каждый рабочий лист имеет название , которое отображается на ярлычке листа , отображаемом в его нижней части.
Ярлычки рабочих листов
Основные понятия
- Табличное пространство рабочего листа состоит из строк и столбцов .
- Столбцы озаглавлены латинскими буквами (максимальное количество столбцов 256).
- Строки последовательно нумеруются числами от 1 до 65536
Имена столбцов
Номера строк
- На пересечении столбцов и строк образуются ячейки таблицы.
- Каждая ячейка имеет адрес , который сочетает в себе номера столбца и строки, на пересечении которых она расположена.
- Диапазон ячеек – данные расположенные в соседних ячейках, на которые можно ссылаться, как на единое целое
Адрес текущей ячейки
Строка формул
Диапазон ячеек
С1:С13
Типы данных
- Текст - любые данные, над которыми нет необходимости выполнять арифметические операции;
- Числа – числовые значения в различных форматах: 36; 45,23 ; 2Е-2;
- Даты/время – 18.04.01; 18-апр-01;
- Формулы (включая функции) - =12+34; =А2+В2.
- и т.д.
Вычисления в ЭТ
- Формула представляет собой математическое выражение, которое начинается со знака равно и может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel , соединенные знаками математических операций (+,-,*,/,^)
Вычисления в таблицах
- Вычисления в таблицах осуществляются с помощью формул.
- Формула может содержать числовые константы, ссылки на ячейки и функции Excel , соединенные знаками математических операций
- + сложение - вычитание * умножение / деление ^ возведение в степень
- + сложение
- - вычитание
- * умножение
- / деление
- ^ возведение в степень
- В правом нижнем углу ячейки, куда была введена формула маркер заполнения .
- При наведении на него указатель мыши приобретает вид тонкого черного крестика.
- Перетаскивание маркера позволяет копировать формулу в горизонтальном или вертикальном направлении.
- Этот метод называется автозаполнением .
Маркер заполнения
Форматирование ячеек
Для выполнения форматирования электронных таблиц необходимо:
- выбрать соответствующую ячейку или выделить диапазон ячеек ;
- выбрать пункт меню Формат~Ячейки ~;
- выбрать соответствующую закладку :
Листы с закладками служат для выполнения следующих функций:
- Число – настройка форматов чисел;
- Выравнивание – форматирование положения данных в ячейках;
- Шрифт – форматирование шрифтов данных;
- Граница – выбор обрамления таблицы;
- Вид – выбор способа заливки ячеек;
- Защита – защита ячеек и скрытие формул.
Построение диаграмм в электронных таблицах
- Выбор типа диаграммы зависит как от характера данных, так и от того, как вы хотите их представить.
- Наиболее часто используются следующие типы диаграмм :
- Круговая . Используется для отображения относительного соотношения между частями целого. Гистограмма . Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных. Линейчатая . Используется для сравнения значений в определенный момент времени. График . Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени. С областями . Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
- Круговая . Используется для отображения относительного соотношения между частями целого.
- Используется для отображения относительного соотношения между частями целого.
- Гистограмма . Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных.
- Используется для иллюстрации соотношения отдельных значений данных.
- Линейчатая . Используется для сравнения значений в определенный момент времени.
- Используется для сравнения значений в определенный момент времени.
- График . Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени.
- Используется для отображения тенденций изменения данных за равные промежутки времени.
- С областями . Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
- Используется для подчеркивания величины изменения в течении определенного периода времени.
Основные термины используемые в диаграммах
- Ряд данных – группа ячеек в пределах одного столбца или одной строки.
- Категории - отражают количество элементов в ряду. На рисунке 7 представлено 6 категорий для каждого ряда (данные за январь, февраль, март и т.д.)
- Легенда -о пределяет отдельные элементы диаграммы.
- Сетка – продолжение деления осей, улучшает восприятие и анализ данных на диаграмме.
Заголовок диаграммы
Сетка
Ряд данных
Легенда
Подписи оси Х
Построение диаграмм
- построения диаграммы используют Мастер диаграмм , запускаемый щелчком на кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов
- Построение диаграмм состоит из нескольких этапов:
- Выбор типа диаграммы . На этом этапе выбирают форму диаграммы.
- Выбор типа диаграммы . На этом этапе выбирают форму диаграммы.
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные Вид
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные Вид
- Тип на вкладке Стандартные или Нестандартные
- Вид
Построение диаграмм
- Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных.
- Если данные не образуют единой группы, то информацию для отрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд.
- Если данные не образуют единой группы, то информацию для отрисовки отдельных рядов данных задают на вкладке Ряд.
Построение диаграмм
- На вкладках оформления задаются:
- название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки ); отображение и маркировка осей (вкладка Оси ); отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки ); описание построенных графиков (вкладка Легенда ); отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных ); представление данных, использованных пи построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).
- название диаграммы,
- подписи осей (вкладка Заголовки );
- отображение и маркировка осей (вкладка Оси );
- отображение сетки линий, параллельных осям координат (вкладка Линии сетки );
- описание построенных графиков (вкладка Легенда );
- отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных );
- представление данных, использованных пи построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблица данных ).
Построение диаграмм
- Указывается следует ли использовать для размещения отдельный лист или один из имеющихся .
- Указывается следует ли использовать для размещения отдельный лист или один из имеющихся .
Построение диаграмм
Использование стандартных функций
- Функция в EXCEL определяется, как заранее определенные формулы, которые выполняют вычисления по заданным величинам, называемым аргументами, и в указанном порядке.
- Стандартные функции используются в электронных таблицах только в формулах.
- Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции , после которого в скобках указывается список параметров:
- =СУММ(D2:D7)
- =СУММ(D2:D7)
- Отдельные параметры разделяются в списке точкой с запятой.
- =СУММ(D2:D7;B2:B7;C2:C7)
- =СУММ(D2:D7;B2:B7;C2:C7)
- В качестве параметра может использоваться число, адрес ячейки или произвольное выражение, для вычисления которого также могут использоваться функции.
Использование Мастера функций
- Мастер функций облегчает ввод и выбор нужной функции.
- В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция в списке Функция – конкретная функция данной категории.
- В списке Категория выбирается категория, к которой относится функция
- в списке Функция – конкретная функция данной категории.
- Вызов мастера функций происходит с помощью специальной пиктограммы на панели инструментов.
Обязательный параметр
Список функций
Необязательный параметр
Значение параметра
Описание параметра
Значение функции
Описание функции
Операции по обработке данных в электронных таблицах. Сортировка
- Сортировка – это упорядочение данных по возрастанию или убыванию.
- Для выполнения сортировки нужно выполнить следующие действия:
- Выбрать в таблице какую-либо непустую ячейку. Выполнить команду Данные - Сортировка . На экране появиться диалоговое окно Сортировка диапазона . В списке Сортировать указать поле, по которому будет сортироваться таблица. Если выбран переключатель Идентифицировать поля по подписям (первая строка диапазона) , то в выпадающем списке будут приведены названия столбцов, содержащиеся в строке1. Если же отмечена опция Идентифицировать поля по обозначениям столбцов листа , то первая строка рассматривается как обыкновенная запись, а не как ряд имен полей. В этом случае в выпадающем списке названия столбцов будут приведены в следующем виде: Столбец А, Столбец В, Столбец С и т.д. Выбрать порядок сортировки: по возрастанию или по убыванию. Для сортировки сразу по нескольким полям используются списки Затем по и В последнюю очередь , по . Нужно указать в них поля, по которым нужно будет упорядочивать данные, если значения предыдущих полей совпадут. Щелкните на кнопке ОК, чтобы отсортировать данные в указанном порядке.
- Выбрать в таблице какую-либо непустую ячейку.
- Выполнить команду Данные - Сортировка . На экране появиться диалоговое окно Сортировка диапазона .
- В списке Сортировать указать поле, по которому будет сортироваться таблица.
- Если выбран переключатель Идентифицировать поля по подписям (первая строка диапазона) , то в выпадающем списке будут приведены названия столбцов, содержащиеся в строке1. Если же отмечена опция Идентифицировать поля по обозначениям столбцов листа , то первая строка рассматривается как обыкновенная запись, а не как ряд имен полей. В этом случае в выпадающем списке названия столбцов будут приведены в следующем виде: Столбец А, Столбец В, Столбец С и т.д.
- Выбрать порядок сортировки: по возрастанию или по убыванию. Для сортировки сразу по нескольким полям используются списки Затем по и В последнюю очередь , по . Нужно указать в них поля, по которым нужно будет упорядочивать данные, если значения предыдущих полей совпадут.
- Щелкните на кнопке ОК, чтобы отсортировать данные в указанном порядке.
- Быстро отсортировать данные можно с помощью кнопок на панели инструментов
- Сортировка по возрастанию, чтобы отсортировать значения в возрастающем порядке или Сортировка по убыванию , чтобы отсортировать значения в убывающем порядке.
- Сортировка по возрастанию, чтобы отсортировать значения в возрастающем порядке или
- Сортировка по убыванию , чтобы отсортировать значения в убывающем порядке.
Сортировка данных
Фильтрация данных
- Фильтрация списка - вывод на экран только тех записей (строк), которые отвечают определенному критерию (условию)