Конспект занятия: Свойство красок
Дата проведения:
Цель занятия - познакомить учащихся с гуашевыми красками, рассмотреть картины В. Серова, В. Бейрена, И. Левитана.
Задачи – Обучать правильно пользоваться художественными принадлежностями, выполнять простые элементы.
- Развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании.
Развивать эстетический вкус, наблюдательность.
- Воспитание познавательной потребности, интереса к изобразительному искусству, аккуратности.
Тип занятия – практический.
Методы обучения-
Объяснительно-иллюстративный: просмотр илюстрации «Картины В. Серова, В. Бейрена, И. Левитан», беседа, демонстрация готового образца.
Репродуктивный: изготовление работ по образцу.
Диалогический: диалог между учащимся и педагогом, которое обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при выполнении работы.
Средства обучения - наглядные пособия:
образец готовых изделий;
шаблоны круга (тарелочка) для педагога и для каждого ученика;
Краски акварельные, (гуашь), альбом, кисточки, палитра, непроливайка.
Ученик должен знать – технику безопасности при работе с инструментом, правила поведения во время занятия.
Оборудование для педагога – компьютерная техника, шаблоны, образец готового изделия, доска.
Оборудование для ученика – шаблон, альбом, карандаш, краски, непроливайка ластик (заранее подготовлена педагогом).
Текущий контроль: смотр знаний
План занятия.
Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)
Инструктаж по технике безопасности. (2 мин.)
Тема, цель, задачи занятия. (1 мин.)
Основная часть. Знакомство "Цветовой спектр". Просмотр презентации" Картины В. Серова, В. Бейрена, И. Левитан "
Практическая часть. Объяснение и выполнение задания. (18 мин.)
« Физкультминутка» - расслабляющие упражнения. (1 мин.)
Заключительная часть. Подведение итогов занятия. (2мин.)
Завершение занятия. Уборка рабочих мест.
Организационный момент.(напоминаю детям правила безопасности при работе на занятии, технику пожарной безопасности)
1. Приветствие. (стих)
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Мы сегодня опять
Будем учиться рисовать.
II. Проверка готовности всех учащихся.(загадки)
Утром в школу я иду,
Принадлежности беру.
На плечах несу свой дом,
А в нём для рисования…(альбом)
Над бумажным над листом
Она машет нам хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота…(кисточка, краски)
А теперь проверьте, есть ли эти предметы у вас на столе? (дети проверяют)
Сегодня на занятие вы научитесь работать с акварелью или гуашью и узнаете цвета этих замечательных красок.
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Рассмотрите свои краски.
- Назовите цвета красок.
- Какие вы ещё знаете цвета?
- Что напоминает вам цвет каждой краски?
Красный – мухомор, роза, клубника, вишня, бабочка, красная смородина, яблоко.
Жёлтый – солнце, цыплёнок, лимон, банан, лимон, пчелка, уточка.
Зеленый – лягушка, лист, кузнечик, капуста, виноград,елочка.
Синий – облака, кит, колокольчик, капля, сливы, черника.
1. Вступительная беседа.
- Перед вами картина Серова “Девочка с персиками”.
- Какого жанра эта картина? (Портрет)
- Чем первая картина отличается от второй? (Выполненная красками)
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет!
- Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение
- А вы знаете, что различные цвета красок можно получить путем смешивания?
- Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют блюдце ил листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги.
- Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх, воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнились.
- Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько – тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой.
3. Смешивание красок.
- А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру.
- Существует три основных цвета: красный, желтый, синий.
- А как получите оранжевый цвет?
- Нанесите на лист красную краску, рядом желтую, посмотрите какие яркие цвета.
- Смешайте в палитре красную и желтую краски. Какой цвет получился? (Оранжевый.)
- Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили?
- Как получить зеленые цвет? Кто знает?
- Смешаем синюю и желтую краски. Нанесем на лист бумаги.
- Как получить фиолетовый цвет? Смешаем синюю и красную краски. Нанесем на лист бумаги.
Перед вами картина Исаака Ильича Левитана “Весна - большая вода”.
- К какому жанру относится эта картина? (Пейзаж)
- Какое настроение вызывает она? (Радостное, восторженное)
- Что вы можете сказать о красках, выбранных художником? (Светлые)
Вы заметили, какой цвет добавлен ещё в работу? (Белый)
Посмотрите на эти разноцветные зонтики. Вы видите, как меняется каждый раз цвет, путём добавления в него белой краски.
- Перед вами картина Ване Бейерена “Ваза с цветами”.
- К какому жанру относится эта картина? (Натюрморт)
- Какое настроение вызывает она? (Радостное, восторженное)
- Что вы можете сказать о красках, выбранных художником? (Тёмные)
Вы заметили, какой цвет добавлен ещё в работу? (Чёрный)
Перед вами палитра на ней показано смешивание всех цветов с чёрной краской.
- Какие получаются цвета? (Серый, бурый, коричневый, чёрный)
V. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
VI. Педагогический рисунок.
1) Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем круглом коврике: цветы, листья или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.
2) Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга. Мне захотелось нарисовать круглый коврик с солнышком и месяцем.
3) Обвожу круг, рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.
4) Края коврика разрисую волнистой линией по кругу.
5) Беру гуашь. Ее надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь – краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы.
6) Раскрашиваю свой коврик.
7) Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например, квадратика и раскрасить различными цветами.
Получится яркий, нарядный, разноцветный круглый коврик. Для получения нужного вам цвета краски можно смешивать.
VII. Творческая практическая деятельность учащихся.
- Послушайте стихотворение Берестова “Все люди любят рисовать”.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки…
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и не Земле!
- О чем это стихотворение? (Все дети любят рисовать).
- Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага).
Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужен мир в семье, на Земле и хорошее настроение – тогда все получится.
Используются все краски, какие у вас есть, попробуйте нарисовать красивый круглый коврик.
VIII. Итог занятия
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
У вас получились замечательные коврики. Что помогло вам при рисовании? (разноцветные краски).
Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель – прозрачная, гуашь – непрозрачная, более плотная).
2. Обобщение.
- Чему учились на занятие? (Смешивать краски и получать новые; рисовать коврик).
- Что нового занятии? (Как получать новые цвета, как работать с красками).
3. Уборка рабочего места.
IX. Рефлексия.
- Вам понравился сегодняшний занятии?
- Что особенно понравилось?
- С какими заданиями вы справились быстро?
- Что у вас вызвало затруднение?
Покажите, какое у вас настроение.
Спасибо за занятие.