СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства концентрированной азотной кислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит характеристику концентрированной азотной кислоты

Просмотр содержимого документа
«Свойства концентрированной азотной кислоты»

Тема урока:  «Свойства концентрированной азотной кислоты »

Тема урока: «Свойства концентрированной азотной кислоты »

Блиц-опрос. 1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте - 2.Валентность атома азота в азотной кислоте – 3.В молекуле азотной кислоты связь – 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – 5. Аммиак при нормальных условиях – это … 6. Ион аммония образуется по … механизму. 7. Оксид азота (II) является – … оксидом. 8. При окислении оксида азота (II)  образуется … 9. Оксид азота (IV) – это … 10. Оксид азота (IV) является – … оксидом.

Блиц-опрос.

  • 1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте -
  • 2.Валентность атома азота в азотной кислоте –
  • 3.В молекуле азотной кислоты связь –
  • 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется –
  • 5. Аммиак при нормальных условиях – это …
  • 6. Ион аммония образуется по … механизму.
  • 7. Оксид азота (II) является – … оксидом.
  • 8. При окислении оксида азота (II)  образуется …
  • 9. Оксид азота (IV) – это …
  • 10. Оксид азота (IV) является – … оксидом.
Помощник №1 Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 0.5 балла.   1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте - + 5. 2.Валентность атома азота в азотной кислоте – IV. 3.В молекуле азотной кислоты связь – ковалентная полярная. 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – нашатырным спиртом. 5. Аммиак при нормальных условиях – это бесцветный газ с характерным запахом. 6. Ион аммония образуется по донорно - акцепторному механизму . 7. Оксид азота (II) является – несолеобразующим оксидом. 8. При окислении оксида азота (II)  образуется оксид азота(IV ). 9. Оксид азота (IV) – это бурый ядовитый газ с характерным удушливым запахом. 10. Оксид азота (IV) является – кислотным оксидом .

Помощник №1

  • Шкала оценивания: каждый правильный ответ оценивается в – 0.5 балла.  
  • 1.Степень окисления атома азота в азотной кислоте - + 5.
  • 2.Валентность атома азота в азотной кислоте – IV.
  • 3.В молекуле азотной кислоты связь – ковалентная полярная.
  • 4. 3 – 10% - раствор аммиака называется – нашатырным спиртом.
  • 5. Аммиак при нормальных условиях – это бесцветный газ с характерным запахом.
  • 6. Ион аммония образуется по донорно - акцепторному механизму .
  • 7. Оксид азота (II) является – несолеобразующим оксидом.
  • 8. При окислении оксида азота (II)  образуется оксид азота(IV ).
  • 9. Оксид азота (IV) – это бурый ядовитый газ с характерным удушливым запахом.
  • 10. Оксид азота (IV) является – кислотным оксидом .
Цель урока: продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты.

Цель урока:

  • продолжить изучение азотной кислоты, рассмотреть химические свойства концентрированной азотной кислоты.
Задачи урока: Образовательные : 1) расширить представления учащихся об азотной кислоте; 2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты. Развивающие : 1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке; 2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий; 3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы. Воспитательные : 1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели; 2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.

Задачи урока:

Образовательные :

1) расширить представления учащихся об азотной кислоте;

2) продолжить формирование умений записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты.

Развивающие :

1) способствовать продолжению развития устойчивого интереса к химической науке;

2) применять полученные знания на практике и оценивать результаты выполненных действий;

3) совершенствовать умения обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

1)воспитывать положительное отношение к знаниям, инициативность, способность преодолевать трудности для достижения цели;

2)формировать у каждого учащегося умения работать в группах, навыки взаимопроверки и взаимоконтроля.

t и чем c (HNO 3 ), тем быстрее идет разложение. Концентрированная азотная кислота всегда окрашена в желтоватый цвет, т.к. в ней растворен оксид азота(IV). " width="640"

Свойства концентрированной азотной кислоты

1. Разложение при нагревании и под действием света

4HNO 3 (конц.)= 4NO 2  + O 2  + 2H 2 O

Чем t и чем c (HNO 3 ), тем быстрее идет разложение. Концентрированная азотная кислота всегда окрашена в желтоватый цвет, т.к. в ней растворен оксид азота(IV).

c (HNO 3 ) – NO 2 . S + 2HNO3 (40%) = H2SO4 + 2NO↑                         S + 6HNO3 (60%) = H2SO4 + 6NO2↑ + 2H2O                         3P + 5HNO3(30%) + 2H2O = 3H3PO4 +5NO↑ P + 5HNO3(60%) = H3PO4 + 5NO2↑ + H2O Тлеющий уголек, погруженный в концентрированную азотную кислоту, не только не гаснет, а ярко разгорается, разлагая кислоту с образованием NO 2. C +4HNO 3 (конц.) = CO 2 + 2H 2 O + 4NO 2   " width="640"

2 . Окислительные свойства концентрированной азотной кислоты:

а) окисление неметаллов

При 3 ) – NO , при c (HNO 3 ) – NO 2 .

S + 2HNO3 (40%) = H2SO4 + 2NO↑                        

S + 6HNO3 (60%) = H2SO4 + 6NO2↑ + 2H2O                        

3P + 5HNO3(30%) + 2H2O = 3H3PO4 +5NO↑

P + 5HNO3(60%) = H3PO4 + 5NO2↑ + H2O

Тлеющий уголек, погруженный в концентрированную азотную кислоту, не только не гаснет, а ярко разгорается, разлагая кислоту с образованием NO 2.

C +4HNO 3 (конц.) = CO 2 + 2H 2 O + 4NO 2

 

б) окисление сложных веществ  Иногда при окислении выделяется так много тепла, что окисляющееся вещество загорается само собой, без предварительного подогревания. Например: скипидар, бумага, солома, древесные опилки в концентрированной азотной кислоте самовоспламеняются.  3.Взаимодействие с белками.  При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белками образуются вещества ярко – желтого цвета. При работе с концентрированной азотной кислотой необходимо соблюдать крайнюю осторожность: не допускать ее попадания на кожу и одежду! В случае попадания кислоты на кожу смыть большим количеством проточной воды и обработать 2 % раствором соды

б) окисление сложных веществ

Иногда при окислении выделяется так много тепла, что окисляющееся вещество загорается само собой, без предварительного подогревания.

Например: скипидар, бумага, солома, древесные опилки в концентрированной азотной кислоте самовоспламеняются.

3.Взаимодействие с белками.

При взаимодействии концентрированной азотной кислоты с белками образуются вещества ярко – желтого цвета.

При работе с концентрированной азотной кислотой необходимо соблюдать крайнюю осторожность: не допускать ее попадания на кожу и одежду! В случае попадания кислоты на кожу смыть большим количеством проточной воды и обработать 2 % раствором соды

4. Взаимодействие с металлами а) с щелочными и щелочно – земельными металлами образуется Me(NO 3 )n + N 2 O + H 2 O ,например:  4Ca + 10HNO 3 (конц.) = 4Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O +5 H 2 O; б) с Fe,Cr,Al,Au,Pt,Ta, Rh,Ir не взаимодействует; в) с другими тяжелыми металлами образуется  Me(NO 3 )n + NO 2 + H 2 O, например:  Cu + 4HNO 3 (конц.) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O.

4. Взаимодействие с металлами

а) с щелочными и щелочно – земельными металлами образуется

Me(NO 3 )n + N 2 O + H 2 O ,например:

4Ca + 10HNO 3 (конц.) = 4Ca(NO 3 ) 2 + N 2 O +5 H 2 O;

б) с Fe,Cr,Al,Au,Pt,Ta, Rh,Ir не взаимодействует;

в) с другими тяжелыми металлами образуется

Me(NO 3 )n + NO 2 + H 2 O, например:

Cu + 4HNO 3 (конц.) = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + 2H 2 O.

Физкультминутка   Чтобы голова не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой) А теперь руками крутим – И для них разминка будет. ( Вращение прямых рук вперед и назад) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны) Повороты вправо-влево Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо) Наклоняемся легко, Достаем руками пол. ( Наклоны вперед) Потянули плечи, спинки, А теперь конец разминке. (Дети садятся)

Физкультминутка

Чтобы голова не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. ( Вращение прямых рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (Потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево

Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. ( Наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки,

А теперь конец разминке. (Дети садятся)

Обобщающее закрепление    Общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем больше разбавлена кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот: увеличение увеличение концентрации активности кислоты металла  

Обобщающее закрепление

Общая закономерность при взаимодействии азотной кислоты с металлами: чем больше разбавлена кислота и чем активнее металл, тем глубже восстанавливается азот:

увеличение увеличение

концентрации активности

кислоты металла

 

Взаимодействие азотной кислоты с металлами

Взаимодействие азотной кислоты с металлами

Помощник №2 а)3Ag 0 +4HN +5 O 3 (разб.) =3Ag + NO 3 + N +2 O + 2H 2 O Ag 0 -1e –Ag + , 3 , окисляется, восстановитель N +5 +3e – N +2 , 1 , восстанавливается, окислитель б)Ag 0 +2HN +5 O 3 (конц.) =Ag + NO 3 + N +4 O 2 +H 2 O Ag 0 -1e – Ag + ,1 , окисляется, восстановитель N +5 +1e – N +4 , 1 , восстанавливается, окислитель

Помощник №2

а)3Ag 0 +4HN +5 O 3 (разб.) =3Ag + NO 3 + N +2 O + 2H 2 O

Ag 0 -1e –Ag + , 3 , окисляется, восстановитель

N +5 +3e – N +2 , 1 , восстанавливается, окислитель

б)Ag 0 +2HN +5 O 3 (конц.) =Ag + NO 3 + N +4 O 2 +H 2 O

Ag 0 -1e – Ag + ,1 , окисляется, восстановитель

N +5 +1e – N +4 , 1 , восстанавливается, окислитель

Домашнее задание Изучите материал § 27 учебника, выполните тестовые задания в конце параграфа. Используя электронное приложение, ознакомьтесь с видеофрагментами к параграфу

Домашнее задание

  • Изучите материал § 27 учебника, выполните тестовые задания в конце параграфа. Используя электронное приложение, ознакомьтесь с видеофрагментами к параграфу
Рефлексия 1.На уроке вы узнали что-то новое? 2.Вы поняли новую тему? 3.На все возникшие у вас вопросы вы получили ответы? 4.По новой теме вам нужна дополнительная консультация? 5.На уроке вы поработали добросовестно?

Рефлексия

1.На уроке вы узнали что-то новое?

2.Вы поняли новую тему?

3.На все возникшие у вас вопросы вы получили ответы?

4.По новой теме вам нужна дополнительная консультация?

5.На уроке вы поработали добросовестно?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!