СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Своевременный воспитатель

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал подготовлен для работы с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Своевременный воспитатель»



СВОЕВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Во все времена воспитателей можно было условно разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жёсткое руководство ребёнком, его подчинение воле взрослого и послушание. Другие видят основу воспитания в добром отношении к детям. И первым, и вторым удавалось успешно справиться с некоторыми трудностями воспитания, но только жесткость или только доброта не могли помочь во всех случаях.

НЕ потому ли, что не был учтён ещё один важный критерий воспитательных действий – их своевременность? Какие могут быть правила для «своевременного воспитателя», то есть для педагога, учитывающего в своих воздействиях на ребёнка их своевременность?




Правило первое. Никогда не принимайся за воспитание в плохом настроении.

Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, попытайтесь для себя ответить на несколько по сути своей риторических вопросов: где вам уютнее – в компании друзей, расположенных к вам, или в сборище угрюмых субъектов, занятых каждый своим делом? Когда лучше работает человек – когда он спокойно делает своё дело, либо когда он в спешке, суете «гонит план»? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек, находящийся в здравом уме, даст на эти вопросы моментальные и однозначные ответы. Но почему-то не все родители, «находящиеся в здравом уме», помнят эти простые истины в ежедневном общении с детьми.

Правило второе. Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

Дети рождаются «готовыми людьми». Таковыми их воображают родители. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, светлыми, смелыми, весёлыми, умелыми, сильными – воспитайте их такими. При этом многие родители чётко не представляют себе, чего они хотят от детей; они лишь знают, что многое в детях их «не устраивает» и раздражает. Если ваше отношение к ребёнку сознательно и требования определены, то не стоит настаивать сразу же на готовом – совершенстве. Главное убедить ребёнка в том, что ваши воспитательные цели – это и его цели. Они могут быть достигнуты и другим путём, не так, как вы предполагаете: дети живут своей жизнью, а не просто жизнью родителей.

Правило третье. Предоставьте самостоятельность.

Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой. Люди не любят, когда вмешиваются в их дела, навязывают готовые решения, контролируют поступки, копаются в мелочах их поведения. Дети – те же люди и ничто человеческое им не чуждо. Однако дети – люди неопытные. И хотя они хотят, как правило, до всего дойти сами, сделать это они могут лишь с помощью взрослого, но с помощью тактичной, ненавязчивой и умеренной. Это должна быть именно помощь, а не подмена действий детей действиями взрослого.

Правило четвертое. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и время от времени разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги на пути к цели.

При этом важно эмоциональное стимулирование: не только положительный эмоциональный фон, но и немедленное реагирование на каждое достижение ребёнка.



Правило пятое. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая – хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Непосредственно и незамедлительно. И последовательно. Этим вы эмоционально поддерживаете его, и ребёнок чувствует, что его достижения не остались незамеченными, что они имеют смысл для других людей. Очень важно: хвалите не вообще – а конкретно. Не «ты у меня молодец», а обязательно. «ты поступил хорошо, потому что…» и обязательно дайте почувствовать свое настроение – в данном случае это радость по поводу успеха ребёнка.

Если же ребёнок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо…



Правило шестое. Сделать своевременно ему замечание.

Сразу дать оценку поступку и сделать паузу – дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки. Опять же не стоит ждать «удобного» случая, чтобы к «месту» дать ту или иную негативную оценку детскому поведению. Такие отсроченные реакции весьма смахивают на «камень за пазухой», который придерживается до востребования, и выглядят малопривлекательными, а для ребёнка оскорбительными.

Правило седьмое. Оценивать поступок, а не личность!

К сожалению, именно здесь коренится самая распространённая и самая тяжёлая родительская ошибка. «Ты-плохой» (оценка личности) звучит вместо более уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). И необходимо конкретно объяснить, в чём собственно состоит ошибка, поступок, почему именно в данном случае ребёнок поступил неверно. Поскольку критикуется ошибка, конкретная ошибка, а не личность, то у ребёнка отпадает необходимость становиться в позу защищающегося, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из такого строгого, пускай даже жестокого, но спокойного анализа поступка проистекает и вера в справедливость воспитателя, в его последовательность и не исчезает вера в свои силы.

При этом замечание должно быть кратким. Для того чтобы указать ребёнку на то, в чём он не прав, абсолютно ни к чему вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые подсказывает память и которые вам представляются походящими к данному моменту. Воспитательный эффект от сказанного не увеличивается пропорционально количеству повторений, а напротив – обратно пропорционален им. Быть воспитателем и быть занудой – вещи разные. Чем короче замечание – тем лучше. И избегайте неопределённых выражений. Таких, которые бы делали вашу мысль неясной, расплывчатой, двусмысленной.

Правило восьмое. После замечания обязательно прикоснитесь к ребёнку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, что вы хорошего о нём мнения, несмотря на оплошность.

Сущность человека и его поступки – не одно и то же. И ведите себя соответственно: нет ничего глупее отца и матери, «дующихся» на своих детей.

Не поддавайтесь ложной мысли, согласно которой дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребёнок может достигнуть достаточно многого. Но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без ворот и голов превращается в бессмысленную беготню с мячом, так и жизнь без цели – не более чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайтесь в построение системы перспективных целей ребёнка – от дальней к средней и от неё к определению сиюминутных целей.



Правило девятое. Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту и укажете ему на планку на отметке мирового рекорда и скажете – прыгай! – то ничего хорошего не добьётесь. Планку надо поднимать постепенно. Так же постепенно, двигаясь от первой высоты к следующей, штурмует свои планки человеческого роста ребёнок. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей ребёнка.

Правило десятое. Воспитатель должен быть жёстким, но добрым.

И в этом суть своевременности воспитателя. Ведь если в отношении дурного поступка проявить жестокость и бескомпромиссность – как он того и заслуживает, а человеку дать понять, что относишься к нему хорошо, - то это даёт прекрасные результаты в воспитании. И не надо мучиться ложным выбором – какой способ воспитания лучше: жёсткость или доброта, авторитарность или либерализм – и то, и другое равно удалено от сути эффективного современного воспитания детей в семье. Ни абсолютная твёрдость, ни безграничная доброта не годятся в качестве единственного принципа воспитания. Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!