СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Свободолюбивый характер Мцыри"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответсвии со всеми требованиями ФГОС. целью урока является - раскрыть особенности характера Мцыри 

Просмотр содержимого документа
«"Свободолюбивый характер Мцыри"»




РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»











ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ» ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.








Учитель по русскому языку и литературе

Абакарова Д.Г.










ЦЕЛИ:

образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание , сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

ПЛАН УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ

  2. МОТИВАЦИЯ

  3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

  4. ПРОВЕРКА Д/З

а) лексическая работа

б) сообщения учеников

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) аналитическая беседа

б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

в) самостоятельная работа

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

а) создание проблемной ситуации

б) эвристическая беседа

  1. РЕФЛЕКСИЯ

  2. ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.







ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

2. МОТИВАЦИЯ

- Соберите разрезанное высказывание

«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

- Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

(ответы детей)

- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи — Мцыри.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Т. о. Тема сегодняшнего урока — СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока — раскрыть особенности характера Мцыри.

А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

- Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

(необычайно широкая, свободная).

- А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

4. Д\З

а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

- А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

( возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

-Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

(Ценящий и любящий свободу).

- Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

- Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Жизнь Мцыри в монастыре.

- Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

- Какие же это черты? Найдите в тексте.

….. он был, казалось, лет шести......

….. Бродил безмолвен, одинок...

ВЫВОД:

Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта — это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

- Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

- Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

- О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

- Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

  • И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

  • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

  • Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

* Я мало жил, но жил в плену..

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

*Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

* Задумал я взглянуть на дальние поля...

* Я цель одну — пройти в родимую страну

Имел в душе.

ВЫВОД:

- Какая же черта хар-ра двигала им?

(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным — значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.




  • А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

( зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

(ГЛАВЫ 9, 10, 11).

  • Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

(гл. 6, 9, 10, 11).

ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе — значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

  • Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к . дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

-ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

  • Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

  • Но природа не только прекрасна, она и опасна. ( здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

  • Какую роль играют эти опасности?

(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

  • Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

  • Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску — способность любить. (ТАБЛИЦА)

- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

(Это еще не его родина, не его край отцов).

* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта — стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

  • ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

- Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

  • Что же значит жить для героя?

(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

  • В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

  • Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

* Он узнал, что смел и бесстрашен.

* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

  • В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

  • Да, Мцыри — это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

  • Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?

(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

  • Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

  • А если поэма — романтическая, то кем будет герой?

(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь — борьба.

7. ОБОБЩЕНИЕ.

    • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

КАРТОЧКА

    • Почему погиб Мцыри?

Истоки трагедии Мцыри — это условия.....

Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.


8. РЕФЛЕКСИЯ

  • Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение — миниатюру.

  • 1. Что для Мцыри — свобода?

  • 2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

Я даю вам свободу выбора.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!