РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ» ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.
Учитель по русскому языку и литературе
Абакарова Д.Г.
ЦЕЛИ:
образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.
развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание , сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.
ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.
ПЛАН УРОКА
ОРГМОМЕНТ
МОТИВАЦИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
ПРОВЕРКА Д/З
а) лексическая работа
б) сообщения учеников
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
а) аналитическая беседа
б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)
в) самостоятельная работа
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ
а) создание проблемной ситуации
б) эвристическая беседа
РЕФЛЕКСИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.
ХОД УРОКА
1. ОРГМОМЕНТ
2. МОТИВАЦИЯ
- Соберите разрезанное высказывание
«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».
- Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.
(ответы детей)
- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи — Мцыри.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.
Т. о. Тема сегодняшнего урока — СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока — раскрыть особенности характера Мцыри.
А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».
- Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?
(необычайно широкая, свободная).
- А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?
4. Д\З
а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА
У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
- А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?
( возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).
ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.
-Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?
(Ценящий и любящий свободу).
- Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.
(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)
- Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?
(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
Жизнь Мцыри в монастыре.
- Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).
- Какие же это черты? Найдите в тексте.
….. он был, казалось, лет шести......
….. Бродил безмолвен, одинок...
ВЫВОД:
Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта — это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)
- Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).
- Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.
- О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)
- Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.
И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.
Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.
Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.
* Я мало жил, но жил в плену..
Таких две жизни за одну
Но только полную тревог
Я променял бы, если б мог.
*Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
* Задумал я взглянуть на дальние поля...
* Я цель одну — пройти в родимую страну
Имел в душе.
ВЫВОД:
- Какая же черта хар-ра двигала им?
(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным — значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.
А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?
( зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.
РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.
(ГЛАВЫ 9, 10, 11).
(гл. 6, 9, 10, 11).
ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе — значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?
(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.
Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к . дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?
-ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)
Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.
ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.
Но природа не только прекрасна, она и опасна. ( здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).
Какую роль играют эти опасности?
(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).
Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.
Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?
* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.
* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску — способность любить. (ТАБЛИЦА)
- Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?
(Это еще не его родина, не его край отцов).
* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.
(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта — стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)
- Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.
(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?
* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.
* Он узнал, что смел и бесстрашен.
* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.
* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.
В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?
Да, Мцыри — это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.
Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?
(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.
Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.
А если поэма — романтическая, то кем будет герой?
(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь — борьба.
7. ОБОБЩЕНИЕ.
КАРТОЧКА
Истоки трагедии Мцыри — это условия.....
Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................
Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................
Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................
Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.
8. РЕФЛЕКСИЯ
Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение — миниатюру.
1. Что для Мцыри — свобода?
2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?
Я даю вам свободу выбора.