СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода в деятельности человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свобода . Значение понятия. Может ли человек абсолютно свободным.Свободное общество.

Просмотр содержимого документа
«Свобода в деятельности человека»

Тема: Свобода в деятельности человека.

Цель урока:

Организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.

Задача:

  • раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;

  • развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

  • способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.


Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ватман.

Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии.


Этапы урока:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;

  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

  3. Ознакомление с новым материалом;

  4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  5. Подведение итогов урока;

  6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению



План изучения нового материала

  1. Понятие «свобода»

  2. Может ли человек быть абсолютно свободным?

  3. Границы свободы:

а) свобода как познанная необходимость;

б) свобода и ответственность.

4. Свободное общество.


Ход урока:

Ты называешь себя свободным.

Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.


(Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах).

Перед вами несколько слов посмотрите, подумайте и скажите о чём мы с вами будем сегодня говорить.

I.Дмитрий Медведев, придя к президентству в 2008 году, провозгласил принцип «свобода лучше, чем несвобода». Этот принцип я предлагаю вам положить в основу нашего занятия.

- Как вы понимаете смысл данного выражения? (ответ учащихся).

А что же такое свобода?

-Свобода- сложный феномен для каждого человека. Свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации. Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода». (составьте мини-кластер по данной философской категории). По группам делают задания. Озвучивание .

( могут быть выбраны такие понятия: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, необходимость, независимость).

Мы выслушали ваши варианты. А теперь попробуем более детально разобраться с таким вопросом: Как относились к понятию свобода в разные исторические периоды?


Задания по группам:

1 группа: Как относились к значению свобода в древние времена?

2группа: Как относились к значению понятия свобода в новое время?

3группа: Современное понимание и трактование данной философской категории?


Из вышесказанного, какой мы можем сделать вывод?


И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.


Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 


О чём эта притча? (ответ).

Учитель: Мы обладаем определённым набором свобод, которые и подкрепляются ощущением раскованности.

Попробуем смоделировать ситуацию:

Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. (3 мин)

Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).

Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»).

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (Какие свободы отражаются в произведении?).

(работа с источником – стихотворение Л. Филатова):

Когда ворюга, шастая в толпе,

Свой выбор остановит на тебе, -

Ты можешь, протянув ему баул,

Вполне свободно крикнуть: караул!..


Когда на зов твой явится сержант

И тоже намекнет насчет деньжат, -

Ты можешь, протянув ему браслет,

С угрозой поглядеть ему вослед!..


Когда и же судья, закон поправ,

Наложит на тебя разбойный штраф, -

Ты можешь, протянув ему кольцо,

С презреньем помолчать ему в лицо!..


При эдаком обилии свобод

Ты можешь жить буквально без забот,

А коль тебе свобода надоест –

Ты вправе молча выразить протест!..

(ответ)

У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы.


Мы уже с вами с помощью ассоциации вывели значение слова свобода .

А для закрепления изученного материала давайте выполним задания по группам.



Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.

Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения.


(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).

Ответы групп(на ватмане пишут).

Учитель: Спасибо за ваши варианты ответов.

Теперь давайте с вами запишем официальное трактование понятия.



Д. /Свобода-это самостоятельность социальных и политических субъектов (личности), выражающиеся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода-это возможность правильного выбора.



Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?

Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.

(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.

Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке:  осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).



Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.

II. Обладая свободой выбора, как вы думаете, может ли человек быть абсолютно свободным? (ответ).

И следовательно при всех спорах вокруг смыслов и сути понятия «свобода» очевидно, что чистой (абсолютной) свободы не существует. Человек живёт не один. Он живёт в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Как нельзя любить в одиночку , так и нельзя быть действительно свободным без других или за их счёт. Давайте попробуем выделить ограничители зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.

Прочитать ( раздел стр. 138 Буриданов осёл).

Составьте кластер –зависимости:

ЗАВИСИМОСТЬ:

  • Мнение окружающих

  • Пороки

  • Привычки

  • Оценка окружающих

  • Правила поведения

  • Деньги

  • Родители



Пожалуй достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей.

Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.


Работа с источником: чтение по ролям:

Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.


Мальчик: Ты кто???


Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.


Мальчик: Ты – демон страха?


Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…


Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!


Демон: А что для тебя свобода мальчик?


Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.


Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?


Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.


Демон: Да неужели? Как?


Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.


Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?


Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.


Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.


Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.


Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.


Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.

И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …


Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.

Ответы учащихся.


Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».


Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).

Ответы учащихся.


Можно подытожить, чтобы стать абсолютно свободными, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, от самого себя.


III. Но каковы же границы свободы, чем они определяются?

В истории общественной мысли проблема свободы была связана с поиском смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

Т.е. получается существуют две связки понятий связанных с границей свободы.


1 группа


Свобода как познанная необходимость (стр. 138-139) +доп. мат.

  1. Свобода и необходимость в человеческой деятельности:

а) Как трактовали категорию свободы мыслители.

б) Как вы понимаете смысл их высказываний?

в) Что в них больше, свободы или необходимости?

  1. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

  2. Сторонники абсолютного предопределения.

  3. Меры необходимости и свободы в разную эпоху.

  4. Свобода как познанная необходимость. Что стоит за этой формулой?





2 группа

Свобода и ответственность (стр.140)


  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

  4. Что такое «ответственность»?





3 группа

«Свободное общество»(стр.141-143)

1.Что означает понятие «свободное общество»?

2. Составьте макет проявления черт свободного общества в современной России.(на ватмане изобразите схемами и рисунками значение свободного общества). Изобразить и защитить.





Учитель: Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Свобода личности в обществе, безусловно существует, но она имеет не абсолютный , а относительный характер. При всей важности учёта внешних факторов свободы и её границу ещё большее значение имеет внутренняя свобода.

Так Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнёта лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всём винить внешние силы».

Т.О. цели человеческой деятельности должны формироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей.

Давайте послушаем третью группу о роли свободного общества.

Гр.№3 Составляет и представляет макет.

Свободу можно добыть, но самое трудное научить жить свободным человеком. Жить так, чтобы всё делать по своей воле - но при этом, не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

Весь материал изучен и для закрепления и выяснения меры освоения материала попробуем написать синквейн на изученную тему.



III. Закрепление : тест

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

Благодарю за урок и завершить хочется цитатой Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим,

Души прекрасные порывы.



Домашнее задание: параграф 12; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).



































1 группа


Свобода как познанная необходимость (стр. 138-139) +доп. мат.

  1. Свобода и необходимость в человеческой деятельности:

а) Как трактовали категорию свободы мыслители.

б) Как вы понимаете смысл их высказываний?

в) Что в них больше, свободы или необходимости?

  1. Природа необходимости:
    а) сторонники абсолютного предопределения
    б) религиозные деятели другого направления
    в) философы, отрицающие фатализм.

  2. Сторонники абсолютного предопределения.

  3. Меры необходимости и свободы в разную эпоху.

  4. Свобода как познанная необходимость. Что стоит за этой формулой?





2 группа

Свобода и ответственность (стр.140)


  1. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

  2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?

  3. Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.

  4. Что такое «ответственность»?







3 группа

«Свободное общество»(стр.141-143)

1.Что означает понятие «свободное общество»?

2. Составьте макет проявления черт свободного общества в современной России.(на ватмане изобразите схемами и рисунками значение свободного общества). Изобразить и защитить.





Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.


Мальчик: Ты кто???


Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.


Мальчик: Ты – демон страха?


Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…


Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!


Демон: А что для тебя свобода мальчик?


Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.


Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?


Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.


Демон: Да неужели? Как?


Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.


Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?


Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.


Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.


Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.

И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …





Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.

Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения









Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.

Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения





Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.

Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения






1 группа: Как относились к значению свобода в древние времена?




2группа: Как относились к значению понятия свобода в новое время?





3группа: Современное понимание и трактование данной философской категории?

















И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.


Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 






И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.


Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 














И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.


Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал: 
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся: 
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу. 
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил: 
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку. 






Когда ворюга, шастая в толпе,

Свой выбор остановит на тебе, -

Ты можешь, протянув ему баул,

Вполне свободно крикнуть: караул!..


Когда на зов твой явится сержант

И тоже намекнет насчет деньжат, -

Ты можешь, протянув ему браслет,

С угрозой поглядеть ему вослед!..


Когда и же судья, закон поправ,

Наложит на тебя разбойный штраф, -

Ты можешь, протянув ему кольцо,

С презреньем помолчать ему в лицо!..


При эдаком обилии свобод

Ты можешь жить буквально без забот,

А коль тебе свобода надоест –

Ты вправе молча выразить протест!..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!