Тема: Свобода в деятельности человека.
Цель урока:
Организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.
Задача:
раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ватман.
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-практикум с элементами дискуссии.
Этапы урока:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
Ознакомление с новым материалом;
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
Подведение итогов урока;
Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
План изучения нового материала
Понятие «свобода»
Может ли человек быть абсолютно свободным?
Границы свободы:
а) свобода как познанная необходимость;
б) свобода и ответственность.
4. Свободное общество.
Ход урока:
Ты называешь себя свободным.
Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.
(Перед уроком учащиеся делятся на группы, результаты выполнения заданий группы фиксируют на ватманах).
Перед вами несколько слов посмотрите, подумайте и скажите о чём мы с вами будем сегодня говорить.
I.Дмитрий Медведев, придя к президентству в 2008 году, провозгласил принцип «свобода лучше, чем несвобода». Этот принцип я предлагаю вам положить в основу нашего занятия.
- Как вы понимаете смысл данного выражения? (ответ учащихся).
А что же такое свобода?
-Свобода- сложный феномен для каждого человека. Свобода имеет свои оттенки. Игра «Ассоциации. Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода». (составьте мини-кластер по данной философской категории). По группам делают задания. Озвучивание .
( могут быть выбраны такие понятия: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, необходимость, независимость).
Мы выслушали ваши варианты. А теперь попробуем более детально разобраться с таким вопросом: Как относились к понятию свобода в разные исторические периоды?
Задания по группам:
1 группа: Как относились к значению свобода в древние времена?
2группа: Как относились к значению понятия свобода в новое время?
3группа: Современное понимание и трактование данной философской категории?
Из вышесказанного, какой мы можем сделать вывод?
И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
О чём эта притча? (ответ).
Учитель: Мы обладаем определённым набором свобод, которые и подкрепляются ощущением раскованности.
Попробуем смоделировать ситуацию:
Я – чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы – редакционный коллектив газеты с названием «Мы – не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. В конце концов, крепостное право в нашей стране отменили еще в 1861 г., и, по моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. (3 мин)
Слово каждой группе. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 18 Конституции РФ, в которой написано: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание законов и обеспечиваются правосудием»).
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (Какие свободы отражаются в произведении?).
(работа с источником – стихотворение Л. Филатова):
Когда ворюга, шастая в толпе,
Свой выбор остановит на тебе, -
Ты можешь, протянув ему баул,
Вполне свободно крикнуть: караул!..
Когда на зов твой явится сержант
И тоже намекнет насчет деньжат, -
Ты можешь, протянув ему браслет,
С угрозой поглядеть ему вослед!..
Когда и же судья, закон поправ,
Наложит на тебя разбойный штраф, -
Ты можешь, протянув ему кольцо,
С презреньем помолчать ему в лицо!..
При эдаком обилии свобод
Ты можешь жить буквально без забот,
А коль тебе свобода надоест –
Ты вправе молча выразить протест!..
(ответ)
У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы.
Мы уже с вами с помощью ассоциации вывели значение слова свобода .
А для закрепления изученного материала давайте выполним задания по группам.
Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.
Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения.
(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).
Ответы групп(на ватмане пишут).
Учитель: Спасибо за ваши варианты ответов.
Теперь давайте с вами запишем официальное трактование понятия.
Д. /Свобода-это самостоятельность социальных и политических субъектов (личности), выражающиеся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода-это возможность правильного выбора.
Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?
Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.
(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.
Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле – философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.
II. Обладая свободой выбора, как вы думаете, может ли человек быть абсолютно свободным? (ответ).
И следовательно при всех спорах вокруг смыслов и сути понятия «свобода» очевидно, что чистой (абсолютной) свободы не существует. Человек живёт не один. Он живёт в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Как нельзя любить в одиночку , так и нельзя быть действительно свободным без других или за их счёт. Давайте попробуем выделить ограничители зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.
Прочитать ( раздел стр. 138 Буриданов осёл).
Составьте кластер –зависимости:
ЗАВИСИМОСТЬ:
Мнение окружающих
Пороки
Привычки
Оценка окружающих
Правила поведения
Деньги
Родители
Пожалуй достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей.
Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.
Работа с источником: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.
Мальчик: Ты кто???
Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.
Мальчик: Ты – демон страха?
Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…
Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!
Демон: А что для тебя свобода мальчик?
Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.
Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?
Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.
Демон: Да неужели? Как?
Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.
Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?
Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.
Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.
Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.
Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.
Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …
Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Ответы учащихся.
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь».
Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).
Ответы учащихся.
Можно подытожить, чтобы стать абсолютно свободными, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, от самого себя.
III. Но каковы же границы свободы, чем они определяются?
В истории общественной мысли проблема свободы была связана с поиском смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.
Т.е. получается существуют две связки понятий связанных с границей свободы.
1 группа
Свобода как познанная необходимость (стр. 138-139) +доп. мат.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности:
а) Как трактовали категорию свободы мыслители.
б) Как вы понимаете смысл их высказываний?
в) Что в них больше, свободы или необходимости?
Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.
Сторонники абсолютного предопределения.
Меры необходимости и свободы в разную эпоху.
Свобода как познанная необходимость. Что стоит за этой формулой?
2 группа
Свобода и ответственность (стр.140)
Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
Что такое «ответственность»?
3 группа
«Свободное общество»(стр.141-143)
1.Что означает понятие «свободное общество»?
2. Составьте макет проявления черт свободного общества в современной России.(на ватмане изобразите схемами и рисунками значение свободного общества). Изобразить и защитить.
Учитель: Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Свобода личности в обществе, безусловно существует, но она имеет не абсолютный , а относительный характер. При всей важности учёта внешних факторов свободы и её границу ещё большее значение имеет внутренняя свобода.
Так Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнёта лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всём винить внешние силы».
Т.О. цели человеческой деятельности должны формироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей.
Давайте послушаем третью группу о роли свободного общества.
Гр.№3 Составляет и представляет макет.
Свободу можно добыть, но самое трудное научить жить свободным человеком. Жить так, чтобы всё делать по своей воле - но при этом, не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.
Весь материал изучен и для закрепления и выяснения меры освоения материала попробуем написать синквейн на изученную тему.
III. Закрепление : тест
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
Благодарю за урок и завершить хочется цитатой Пушкина:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим,
Души прекрасные порывы.
Домашнее задание: параграф 12; написать мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше).
1 группа
Свобода как познанная необходимость (стр. 138-139) +доп. мат.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности:
а) Как трактовали категорию свободы мыслители.
б) Как вы понимаете смысл их высказываний?
в) Что в них больше, свободы или необходимости?
Природа необходимости:
а) сторонники абсолютного предопределения
б) религиозные деятели другого направления
в) философы, отрицающие фатализм.
Сторонники абсолютного предопределения.
Меры необходимости и свободы в разную эпоху.
Свобода как познанная необходимость. Что стоит за этой формулой?
2 группа
Свобода и ответственность (стр.140)
Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?
Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие?
Какие факторы могут склонить человека сделать выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…». Приведите примеры.
Что такое «ответственность»?
3 группа
«Свободное общество»(стр.141-143)
1.Что означает понятие «свободное общество»?
2. Составьте макет проявления черт свободного общества в современной России.(на ватмане изобразите схемами и рисунками значение свободного общества). Изобразить и защитить.
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.
Мальчик: Ты кто???
Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.
Мальчик: Ты – демон страха?
Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…
Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!
Демон: А что для тебя свобода мальчик?
Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.
Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?
Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.
Демон: Да неужели? Как?
Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.
Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?
Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.
Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.
Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.
Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.
Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …
Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.
Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения
Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.
Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения
Задание: В течение 1 минуты – закончит предложение.
Свобода- это … используя уже выявленные признаки и значения
1 группа: Как относились к значению свобода в древние времена?
2группа: Как относились к значению понятия свобода в новое время?
3группа: Современное понимание и трактование данной философской категории?
И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
И в доказательство данному выводу хочу привести вам в пример притчу.
Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.
Когда ворюга, шастая в толпе,
Свой выбор остановит на тебе, -
Ты можешь, протянув ему баул,
Вполне свободно крикнуть: караул!..
Когда на зов твой явится сержант
И тоже намекнет насчет деньжат, -
Ты можешь, протянув ему браслет,
С угрозой поглядеть ему вослед!..
Когда и же судья, закон поправ,
Наложит на тебя разбойный штраф, -
Ты можешь, протянув ему кольцо,
С презреньем помолчать ему в лицо!..
При эдаком обилии свобод
Ты можешь жить буквально без забот,
А коль тебе свобода надоест –
Ты вправе молча выразить протест!..