СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Свирель-любовь моя"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа ученицы 6 класса Коцоевой Карины.  История рождения музыкального инструмента-свирель

Просмотр содержимого документа
«"Свирель-любовь моя"»

Проект на тему: «В мире музыкальных инструментов»

Введение

Актуальност

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Новизна: гармонизация детско-родительские отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности;

в содействии развития у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Цель проекта: Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах, их видах, группах.

Задачи проекта:

1. Развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Формирование у детей эстетического восприятия окружающего мира.

3. Приобщение к музыкальной культуре.

4. Формировать потребность в восприятии музыки.

5. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

6. Развитие познавательных и творческих способностей.

7. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

8. Обогащение словаря.

9. Осваивать различные формы приобретения опыта.

10. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями и установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

Тип проекта: творческий

Место реализации : МБДОУ д/с. «Ёлочка»

Вид деятельности : познавательный.

По форме реализации: групповой.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет; воспитатели; родители; учитель-логопед.

Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательная область: «Музыка»

Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Первый этап- организационный

Поиск информации о различных музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

Второй этап – практический

Исследовательская деятельность.

Привлечение родителей к подготовке материалов для изготовления детских инструментов.

Совместное с родителями изготовление детских инструментов

Описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальный инструмент — обычно, предмет, с помощью которого музыканты исполняют или импровизируют музыку или любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

Балалайка - сравнительно молодой музыкальный инструмент. Первое упоминание о ней в письменных памятниках относится к 1715 году Возможно, она возникла как некое ответвление древнерусской домры и вскоре, получив необычайно широкое распространение, вытеснила ряд других инструментов, в том числе и домру.

O популярности балалайки в деревенском и городском музыкальном быту красноречиво говорят многочисленные лубки и различные народные картинки. Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.

Гитара - струнный щипковый инструмент. По форме она напоминает струнные смычковые, но отличается от них количеством струн и способом игры. Гитары бывают шести- и семиструнные. Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. В Испании была распространена шестиструнная гитара. Она же стала и сольным инструментом. Многие крупные композиторы превосходно владели гитарой и с удовольствием писали для нее.

Скрипка - самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI - XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они - на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент, мембранофон. Распространён у большинства народов. Состоит из полого цилиндрического деревянного (или металлического) корпуса-резонатора или рамы, на которые с одной или двух сторон натянуты мембраны. Относительная высота звука может регулироваться натяжением мембран. Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, руками, а иногда и трением.

Известно о существовании барабанов в древнем Шумере около 3000 лет до н. э. При раскопках в Месопотамии были найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких цилиндров, происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей эры. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Прототип малого (военного) барабана был заимствован у арабов в Испании и Палестине. О длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни. Известны барабаны различных форм и размеров.

МЕТАЛЛОФОН — род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Один из видов металлофона — колокольчики.

Сходный музыкальный инструмент — ксилофон, отличающийся от металлофона в основном материалом изготовления клавиш.

ДУДКА — русский народный музыкальный духовой инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук.

Археологические раскопки свидетельствуют, что на костяных дудках играли задолго до нашей эры. В этнографических материалах XVIII и XIX вв. упоминаются деревянные и тростниковые дудочки.

Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия.

У тростниковой дудочки или жалейки язычок надрезается прямо на ней. Звук своеобразный, резкий.

СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.

Свистульки берут свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.

В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?. (Дудочка)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет… (Скрипка)

Отпускаем молоточки, на железные листочки

И летит весёлый звон. Что звенит? (Металлофон)

Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная… (Гитара)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

А всего-то три струны

Всех игрою веселит!

Ой, звенит она, звенит,

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (Балалайка)

Заключение

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка специализированных методов и приемов создания детского музыкального оркестра, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление.

Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

исследовательский проект по музыке

автор работы: Мысина Анастасия,

учащаяся 6 «В» класса

МАОУ СОШ № 2

 

руководитель: Пожидаева С.Л.,

учитель музыки МАОУ СОШ № 2

г. Сухой Лог

2016

 

Оглавление

Введение……………………………………………………...………………..3

Теоретическая часть……………………………………………….…….……5

Зарождение музыкальных инструментов…………………….………5

Знакомство с музыкальными инструментами……………..………...6

Значение музыки в жизни человека…………………………..………7

Практическая часть………………………………………...……………..…..…9

Заключение……………………………………………………………….……..12

Список литературы…………………………………………………………..…13

Приложение……………………………………………………………..………14

 

Введение

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись [4, с.3].

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотят жить интересно, красочно. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку. Представьте себе на минуту, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы жизнь? Безусловно, нет! Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни [3, с.3].

Задумавшись об этом, я предположила, если б не было музыки, то жизнь человека была бы скучной и не интересной.

Эмоциональный мир человека невозможно представить без музыки. Она необходима людям всех возрастов и профессий. Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностях. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом [1, с.6].

Свою работу я посвящаю роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли музыкальных инструментов в жизни человека.

Задачи исследования:

Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.

Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.

Установить значение музыки в жизни человека.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: беседа, анкетирование.

Предмет исследования – музыкальные инструменты.

Объект – музыка в жизни человека.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данного проекта, который позволит войти в огромный мир музыкальных инструментов!

Теоретическая часть

Зарождение музыкальных инструментов

Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.

У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не ударные звуки?

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы [5, с.103].

Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.

Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает [5, с.104].

Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты.

Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров [5, с.105].

В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.

Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.

Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем…

У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого своя жизнь и своя судьба [5, с. 107].

Знакомство с музыкальными инструментами

Музыкальные инструменты служат для извлечения разнообразных звуков. Существует разделение музыкальных инструментов на несколько основных групп по способу звукоизвлечения, материалу изготовления и источнику звука.

Дружное семейство струнных смычковых инструментов – скрипка, альт, виолончель, контрабас. Эти инструменты словно продолжение друг друга. Закрыв глаза, можно даже иногда представить себе, что играет один инструмент, а не четыре разных – так незаметен бывает переход от одного к другому [5, с.254].

Семейство струнных щипковых инструментов возглавляет, разумеется, арфа. Её родственниками являются гитара, мандолина, домра, балалайка и гусли – все те инструменты, звук из которых извлекается защипываем струн.

Металлические трубы, или, как их называют, медные духовые, - другое семейство. Конечно, звучание маленькой трубы-горна отличается от звучания валторны, а звук тромбона мы не спутаем со звуком огромной трубы. Но эти музыкальные инструменты, в голосе которых слышен поющий металл, - как бы звуковое продолжение один другого.

Семейство деревянных духовых возглавляет флейта. Звук поющего дерева – гобоя, кларнета, фагота – мы довольно быстро отличаем от голоса поющей меди.

Ударные инструменты – тоже единая дружная семья. Их еще называют самозвучащие. К ним относятся барабаны, бубны, тарелки, колокола, металлические и деревянные пластины, из которых звуки извлекаются ударами молоточков, и многие другие.

Семейство пневматических инструментов – это группа инструментов, у которых воздух, надуваемый мехами или гармошкой, будоражит тонкие металлические пластинки-голоса. Баян, аккордеон – представители этого семейства [5, с.255].

На протяжении веков у музыкантов всегда было стремление к разнозвучию.

Они создали десятки всевозможных инструментов, которые способны вылепить из звука тысячи разнообразных музыкальных фигур. В руках хорошего музыканта звук способен до неузнаваемости менять «походку», или как говорят музыканты, «штрихи».

Звуки могут прыгать, шагать, выплывать один из другого. Они могут быть, острыми, мягкими, звонкими, глухими - тысячи звуковых красок…

Вот и получается, что оркестр – это самый большой и самый совершенный инструментальный ансамбль, звуковое сообщество, где инструменты подобраны по семейному признаку [5, с.256].

Значение музыки в жизни человека

Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека [6, с.5].

Много произведений, написанных много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения.

Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на хлеб тем, что ходили по деревням и исполняли песни под аккомпанемент инструментов или развлекали богачей во время пиров. Бродячие музыканты были еще и акробатами и жонглерами.

Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах – стали учиться не только люди, избравшие профессию музыканта. Музыка стала важным элементом образования, люди полюбили играть в компании друзей. Инструментальная музыка стала так же популярна, как и вокальная [4, с.38].

Музыка  вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную и серьезную.  Мы слушаем ее от момента пробуждения, мы слышим ее в течение дня, мы засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге, когда сосредоточенно работаем, когда отправляемся в поездку. Мы слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни [6, с.22].

Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё  на фоне музыки активизируется мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом музыка - величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать [2, с.25].

Практическая часть

Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.

Познакомились с основными группами музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные), а также их звучанием.

Всем ребятам запомнилась игра в детском шумовом оркестре, где каждый побывал в роли музыканта или дирижера. Мальчики на уроках технологии сделали своими руками музыкальные инструменты (гитары, балалайки, скрипки), которые мы будем использовать на уроках музыки.

Нам очень понравилось изучение музыкальных инструментов, мы решили выполнить различные творческие задания: нарисовали музыкальные инструменты (Приложение 1), совместно с родителями сделали подборку загадок и стихов о музыкальных инструментах (Приложение 2), приняли участие в дистанционных всероссийских познавательных викторинах «Музыкальные инструменты» и «Музыкальный турнир» (сайт Центра развития образования «Страна вопросов», заняли 1 место), посетили концерт в детской музыкальной школе «Дарите музыку друг другу».

После выполнения всех творческих заданий мне захотелось узнать мнение моих одноклассников и педагогов, работающих в нашем классе, о значимости музыкальных инструментов в их жизни. Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их предпочтения в области музыки и музыкальных инструментов.

Моим одноклассникам и педагогам была представлена следующая анкета:

Какую музыку вы любите слушать: современную, классическую, народную (предлагалось выбрать один или несколько ответов)?

Звучание каких музыкальных инструментов вам нравится больше всего?

Играете ли вы на музыкальных инструментах?

Было опрошено 10 учащихся моего класса и 8 педагогов.

На вопрос, какую музыку вы любите слушать:

современную музыку – ответили 60 % детей, 87 % педагогов;

классическую музыку - 30 % детей, 87 % педагогов;

народную музыку – 30 % детей, 37 % педагогов.

Результаты наглядно представлены на диаграмме 1 «Показатель предпочтения музыки».

 

Диаграмма 1.



На вопрос, звучание каких музыкальных инструментов вам нравится, ответы были разные. Особенной популярностью у всех пользуется гитара и фортепиано. Результаты наглядно представлены на диаграмме 2 «Показатель предпочтения музыкальных инструментов».

 

Диаграмма 2.



И на последний вопрос анкеты: «Играете ли на музыкальных инструментах?» были получены следующие результаты: все учащиеся отметили игру в детском шумовом оркестре (бубен, деревянные ложки, металлофон, т.д.), одна ученица и один педагог умеют играть на музыкальном инструменте (фортепиано).

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что все ребята и педагоги 100 % любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент и многие ребята захотели научиться играть на фортепиано и гитаре.

Заключение

В своей работе я рассказала о том, какую роль играют музыкальные инструменты в жизни человека.

Завершая исследование по теме, я узнала много нового о музыкальных вкусах моих одноклассников и педагогах, работающих в моем классе.

Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром музыкальных инструментов. Я знаю, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, опроса, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками и педагогами.

 

Список литературы

1. Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.

3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1- 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с.

4. Первая энциклопедия музыки. Автор Эмма Дейнс – М., издательство «Махаон», 1993 г., 47 с.

5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с.

6. Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.

 

Выступление на ГМО учителей музыки и МХК.

Доклад:

«Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе».

Учитель музыки

МБОУ СОШ №12 г. Ельца

Харькова Раиса Анатольевна.

2012 год


Введение

Новая программа предлагает   тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно -  исследовательскую  деятельность. Работая учителем музыки не один год,  приходилось  думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. В настоящее время  уроки музыки нужно выводить на новый уровень. 

(Слайд 2).

Проектная  деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Что же такое проект, метод проекта и проектная деятельность?

(Слайд 3).

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием проекта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Проектная деятельность – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.

Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников.  И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. 

(Слайд 4).



Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

В младшей школе появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микропроекты, хотя, скорее, это просто творческие задания. Эти микропроекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, хотя и способствуют ее появлению в дальнейшем.

Именно использование микропроектов позволяет индивидуализировать ситуацию обучения. Функция проектов в начальной школе – не столько сформировать какие-то новые способности, сколько не дать угаснуть тому, что возникло ранее, - инициативности, которая возникла исходно в игре, воображению, свободе.

Но, конечно, это и практика произвольности поведения: выполняя проект, приходится самому себя организовать, а потому и учиться управлять собственным поведением.

В старшей школе происходит обратное  -  проектная деятельность становится  средством управления своим поведением в учебной работе. 

При организации проектной деятельности школьников педагог работает проектно. Именно педагог видит образовательные цели того, что происходит, именно он предлагает способы работы. Именно он организует внешнюю ситуацию презентации итогового продукта. Таким образом, деятельность педагога является проектной.  Можно разделить деятельность педагога на собственно проектную и деятельность управления.

(Слайд 5).

Педагог:  проектирует образовательные результаты и управляет проектной деятельностью школьников.

Проект имеет следующие черты:

- идея, замысел;

 - способ реализации;

- результат.

(Слайд 6).

Школьный проект имеет следующую структуру:

1.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

- планирование учителем проекта в рамках тем программы,

- выдвижение идеи учителем на уроке,

- обсуждение идеи обучающимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения.

(Слайд7).

2. Организация работы:

- формирование микрогрупп; определение целей и задач проекта, постановка проблемных вопросов,

 - распределение заданий в микрогруппах,

 - практическая деятельность обучающихся в рамках проекта.

(Слайд 8).

3. Завершающий этап:

- промежуточный контроль (при длительном проекте),

- обсуждение способа оформления проекта,

- документирование проекта,

- презентация результатов проектов,

- подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

(Слайд 9).

4. Этап практического использования результатов проекта.

Проекты могут делиться и по числу участников – групповые, индивидуальные. По типу руководства проект может быть осуществлен под непосредственным руководством педагога или с выделением точек контроля, которые предъявляются как оказание консультационной помощи. В любом случае проект управляется педагогом.

Наиболее часто в связи с проектированием в образовательном процессе говорят о развитии коммуникации – об умении работать в группе, организовывать межличностное общение и т.д. Необходимо разделить два аспекта коммуникации: построение высказывания в устной или письменной  форме; участие в групповой работе. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность способности такой работы с готовым или продуцируемым текстом, при которой школьник: вычленяет содержание сообщения; может переформулировать содержание сообщения.  

В формировании коммуникативной компетентности существует преемственность: сформированные в начальной школе компоненты поддерживаются в основной, на их основе формируется более сложные формы, этот процесс продолжается в основной и старшей школе.  В школе вводятся  новые стандарты обучения и преимущество приходиться отдавать даже не проектам, а некоторым заданиям со свободным пространством для действия. Проект может быть небольшим, может не заканчиваться реальным продуктом, но он никак не может превращаться в упражнение. Вот здесь и проходит граница между развивающим проектом и просто еще одной формой традиционной учебной работы.

При организации проектной деятельности ключевым результатом образования является способность ученика к моменту завершения образования действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебных и практических задач. Эту способность  мы полагаем основной компетентности в разрешении проблем, всех частных компетентностей, которые в старшей школе на следующих ступенях образования конкретизируются и оформляются. Такую способность мы условно называем учебно-практической самостоятельностью. В отличие от традиционных образовательных результатов учебно-практическая самостоятельность – это надпредметная способность; обладающий ею использует имеющиеся предметные знания в качестве материала, средства решения учебно-практических проблем. Признаком сформированности учебно-практической самостоятельности является не просто участие в проектной деятельности, а именно выполнение, завершение проекта -  пусть короткого, локального, узкопредметного.

(Слайд 10).

Применение проектно- исследовательской деятельности на уроках музыки.

В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала, расширяющие для ребенка ареал применения способа. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).


Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: театрализации, музыкальные игры, произведения музыкального искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются: выставки рисунков, газеты, шумовые инструменты, праздники, музыкальные иллюстрации, сказки. Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.
Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

(Слайд 11).


Пример: на этапе разучивания «Весёлый музыкант» к содержанию песенки  дети создают свой проект « Мультипликационный фильм». Детям в группах дается задание нарисовать к определенному куплету песенки рисунок, в группах дети обсуждают, кто, что будет рисовать, чтобы  рисунки не повторялись. (На диске презентация песни). Результатом является исполнение песенки во время демонстрации презентации.

(Слайд 12).

Тема: «Музыкальные инструменты».  Проект « Экскурсия  - путешествие в страну музыкальных инструментов», где группа детей готовят небольшие сообщения об инструментах и выступают в роли экскурсоводов с показом иллюстраций. Другая группа  выступают в роли музыкантов и исполняют небольшую импровизацию на шумовых инструментах (дети изготовляют инструменты сами).  В результате  дети знакомятся с инструментами  не пассивно, а активно: учатся находить нужную и интересную информацию, выбирают самого лучшего экскурсовода, а также играют на шумовых инструментах, которые делают сами дома. Также на уроке дети сами изготавливают из подручного материала простейшие шумовые инструменты. Используются: баночки, коробочки, фасоль, рис, горох, различные бусинки и т.д.

В процессе обучения игре на шумовых инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Шумовые инструменты – это игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес. Наблюдая, что такой вид деятельности вызывает восторг, радость у моих учеников, желание каждого попробовать свои силы, я часто использую эту деятельность для общего музыкального и творческого развития.

(Слайд 13).

 В начальной школе перед темой «Инструменты симфонического оркестра»  я предлагаю учащимся проект «Симфонический оркестр». 

(Слайд 14).

Краткое содержание проекта:

1.Закрепить понятия «вокальная» и «инструментальная» музыка.

2.Дать определение оркестра

3.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях групп симфонического оркестра.

4.Рассказать легенды о происхождении музыкальных инструментов.

5.Обогатить  словарь детей музыкальными терминами.

6.Познакомить с расположением симфонического оркестра.

7.Расширять музыкальные впечатления детей.

8.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

(Слайд 15).

Результаты проекта:

1.Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о музыке.

2.Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям классической музыки.

3.Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

4.Вовлечение детей каждого ребенка в творческую деятельность.

5.Формирование у детей представления о разнообразии музыкальных инструментов.

(Слайд 16).

Главным результатом всех проектов является: развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей музыкальными навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

  Заключение

Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников. Проектно- исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию  творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что  уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.

(Слайд 17).

 

Использованная литература:

1.                Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288  с.

2.                Исаева Л.А., Кудинов Ю. Н., Курченко И.В., Чижикова В.П. Педагогические вариации на тему «Искусство в школе». Учебно-методическое пособие для учителя. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2002.-118 с.

3.  Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по   программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой – Волгоград: Издательство                                 «Учитель»,2010 – 198 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!