СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свиридов "Метель" разработка урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свиридов "Метель" разработка урока»

             Урок музыки в 6 классе.        

Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

 

Цель  урока:   показать многообразие возможностей симфонической музыки в раскрытии образов литературного произведения.

Проблемный вопрос урока: Что  поможет  раскрыть  образы  героев  повести  А.С.Пушкина  «Метель»?

Планируемые результаты:

Предметные:

получат возможность расширить представление о средствах музыкальной выразительности, сформировать представление о лирических и драматических образах  в музыке на примере музыки Г. Свиридова, развивать представление  о широких связях музыки, литературы и  изобразительного  искусства, сформировать понятия:  жанр – музыкальные иллюстрации.

Научатся понимать, что  симфоническая музыка  выразительная и изобразительная.        

 

Метапредметные УУД:

научатся строить речевые высказывания о музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий на уроке;

составлять по  образам  музыки.  

 

Познавательные:

-активизировать поиск и выделение необходимой информации, ее обобщение и оценка; -научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий:

военный марш, контраст образов, полифония; 

-формировать умение анализировать услышанную музыку: определять характер, элементы музыкальной речи.

Регулятивные: уметь обрабатывать информацию; применять на практике;

 при работе над песней совершенствовать вокально–хоровые навыки.

Коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем.

 Личностные:

- научатся  делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы.

 

Тип урока: Урок  изучения  и  первичного  закрепления новых  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.

Техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор. 

Музыкальный материал: музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Романс»,   «Военный марш», «Венчание», «Весна.Осень». 

Повесть «Метель» А.С. Пушкина.

 

Ресурсы урока:     раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).

Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; поисковый.   стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы; слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, метод наглядная презентация, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный, музыкальная разминка.

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельного подхода, хоровое исполнение песни, сочинение сочинённого.

 

 

Ход урока.

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте! Предлагаю начать нашу встречу с художественной гимнастики для лица: без помощи рук подтяните мышцы обеих щёк к ушам. Получилась улыбка!

Посмотрите друг другу в глаза и передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с яркими впечатлениями и приобретенными знаниями.

  

Целеполагание.

Вспомним нашу предыдущую встречу (звучит «Вальс»).

Определите, что объединяет эту музыку и портреты на экране? (Слайд 1).

- ответы.

Наш урок назывался «Иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель».

 

Проблема  урока : что  поможет  раскрыть  образы  героев  повести  А.С.Пушкина  «Метель»?

Симфоническая музыка Свиридова.

Определите цель нашего урока.

Продолжить знакомство  с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного произведения.  

Планирование деятельности. 

Чтобы достичь цели, надо составить план. На уроках музыки мы знаем разные виды деятельности. Какие? (слушаем, анализируем, поём). Попробуйте сформулировать этапы деятельности.

ПЛАН:

  • продолжить знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина: слушание новых фрагментов.

  • анализ музыкальных произведений: определение приемов развития музыки,  выявление средств музыкальной выразительности и изобразительности;

  • пение: вокально-хоровая  работа.

Перед  вами  план  урока.   В конце нашей встречи посмотрим, успеем ли мы всё выполнить?  Слайд 2.

 

Актуализация знаний.

Надеюсь, вы не забыли, какими средствами пользуются композиторы, чтобы музыка стала выразительной или изобразительной? Назовите их.

Ответы.

Пусть в помощь вам распустится в классе цветок (Слайд 3).

Напомните, что такое иллюстрации и предназначение иллюстраций. 

Изображение какого-либо фрагмента, портрета героя.

 

Первичное усвоение новых знаний.

 

Хотите попробовать себя в роли иллюстраторов? Тогда знакомьтесь: справа сидят художники, слева – композиторы. Вы уже знаете содержание повести «Метель», поэтому вспомните основные этапы в драматургии, то есть в развитии происходящих событий.

(Краткое содержание).

Запишите предполагаемые названия в таблицу.

Интересно узнать результаты творческих поисков и сравнить их!

(зачитывают названия, корректируют и добавляют)

Как вы считаете, какая из этих иллюстраций является главной, судьбоносной для героев повести? Да, это разыгравшаяся метель.

Художники, опишите вашу картину! Композиторы, как бы звучала ваша музыка метели?

Этот эпизод мы сейчас увидим, где и звучит музыка Свиридова. 

1 Слушание.  «Тройка».

Сделаем вывод, совпали ли взгляды предполагаемых художников, композиторов и самого Свиридова? Образ метели является драматическим, ключевым и в повести, и в музыке.

Ответы.

Сочиняя иллюстрации к событиям жизни наших героев, автор не мог обойтись без описания образов картин деревенской природы. Послушаем сразу две. Художники создают картины, композиторы определяют характер иллюстраций. Результаты фиксируем в таблице яркими выразительными словами.

2 Слушание. «Весна. Осень».

Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями, художники. Теперь композиторы.

Ответы.

А какие получились образы природы: драматические или лирические?

Ответы.

Вы обратили внимание, как начинаются обе пьесы?

Одинаково.

А что ещё их объединяет?

Темп, динамика, окончание.

А в чём отличие?

Лад, инструменты.

А где ещё в повести случается роковая ситуация?

В церкви.

Пьеса называется «Венчание». Надо представить маленькую, старую церквушку на окраине, чтобы определиться с красками на картине и в музыке. Расскажите, художники, какими на вашей палитре будут краски, яркими?

Ответы. 

А в музыкальной палитре будут какие звуки, чтобы передать чувства героини, томящейся несколько часов в ожидании?

Ответы.

3 Слушание. «Венчание».

Сейчас я попрошу одного из вас прочитать строки из повести.

Ученик: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла … Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами… Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»

Спасибо! Получилось ли, на ваш взгляд, передать интонационно содержание строк?

Ответы....

В двух пьесах музыкальных иллюстраций Г.Свиридова – «Военный марш» и «Вальс» - ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.

Учитель: Каким  героям  повести посвящён  «Военный  марш»?

 Владимир и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

В пушкинскую эпоху на придворных балах оркестр исполнял не только модные танцы, но и военные марши.

Следующая иллюстрация - «Военный марш».

4 Слушание. «Военный марш». Слайд 7.

Как вы думаете, а какие эмоции, чувства переполняли возвращавшихся с войны гусар?

Ответы.

Предлагаю всем вместе представить себя гусарами и испытать чувства радости, ликования, патриотизма и гордости! Встанем и под музыку промаршируем на месте, держа спину прямо, а голову – высоко!

Физкульминутка.

 

Закрепление новых  знаний.

Пока ещё музыка звучит внутри нас, предлагаю высказать свои эмоции и впечатления. Напомните его содержание.

Ответы. Слайд 8.

У вас есть 2 минуты, чтобы записать главные, яркие слова, ваши ассоциации.

Очень хочется услышать ваши стихи об услышанной музыке, ведь именно так переводится слово «синквейн»!

А сейчас вспомните, пожалуйста, что такое романс?

Это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары.

Пьесу с таким названием мы и будем сейчас слушать. Обратите особое внимание на исполнителей.

5 Слушание. «Романс».

Почему это произведение автор назвал романсом, ведь мы не слышим голоса?

Ответы.

Композитор использует характерные особенности музыкального языка романсов 19 века, насыщает музыку глубокими чувствами, диалогом между героями повести. 

«Романс» становится гимном любви!

 

Мы закончили знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В.Свиридова и уже можем сделать вывод. Что удалось композитору воплотить  через симфоническую музыку?

Образы литературных героев.

Какие возможности симфонической музыки удалось доказать, если она выражала чувства и изображала картины?

Выразительные и изобразительные.

Музыкальная иллюстрация Г.В.Свиридова к повести «Метель» - ОБРАЗ  пушкинской провинциальной России, это взгляд нашего современника на Россию XIX века.

 

Вокально-хоровая  работа.

Для меня Россия – страна просторов, страна  великих  поэтов  и  композиторов, страна прекрасных песен. Вот одна из них.

 

Слушание. «У моей России».

Информация о домашнем задании.

Выучить слова песни.

 

 

Подведение итогов урока.

Напомню вам цель урока: показать многообразие возможностей симфонической музыки в раскрытии образов литературного произведения.

Достигли мы этой цели?

Да.

Возникло ли у вас желание самим прочитать повесть «Метель»?

Ответы.

 

Рефлексия.   

Выберете утверждение, соответствующее, на ваш взгляд, усвоению знаний, полученных на уроке:

1.Я запомнил(а) все названия музыкальных иллюстраций, прозвучавших на уроке; все мои описания воображаемых картин,  характер музыкальных фрагментов соответствовали замыслам автора; я помню все средства выразительности музыки; я смог(ла) их определить в звучащих произведениях.

2.Я  запомнил(а) все названия музыкальных иллюстраций, прозвучавших на уроке; некоторые мои описания воображаемых картин,  характер музыкальных фрагментов не совпали с замыслами автора; я не сразу вспомнил(а) все средства выразительности музыки; некоторые смог(ла) определить в звучащих произведениях.

3.Я плохо помню названия произведений, звучавших на уроке;  почти все описания воображаемых картин,  характер музыкальных фрагментов не совпали с замыслами автора;

я не помню названия всех средств выразительности музыки, но некоторые смогу определить в звучащих произведениях.

Если выбрали третье утверждение, поставьте себе оценку 3: нужно выучить музыкальные определения, чтобы они помогали при слушании и анализе произведения.

Если выбрали второе утверждение, поставьте себе оценку 4: у вас хорошая память, но нужно ещё раз повторить определения.

Если выбрали первое утверждение, поставьте себе оценку 5: у вас хорошая память, развитое воображение, крепкие знания, отличный музыкальный слух!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!