1.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) | Выработка внутренней готовности на личностно значимом уровне выполнения нормативов учебной деятельности. | Здравствуйте, улыбнитесь. У нас всё получится. На Земле много разных организмов. Они как-то распределены учёными-биологами? Задание: 1.Посмотрите на слайд №1 «Царства живого». Назовите царства. Открывает ответ на слайде. 2.Показывает слайд №2 с лишайниками. Кто это? К какому царству относятся? 3.Даёт задание рассмотреть коллекцию лишайников на столах. Кто это? 3. К какому царству вы бы отнесли лишайник. Почему трудно определить? 4.В чём вы испытываете затруднения? 5.О чём бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться? Интересна ли вам такая тема? Почему? 6.Сформулируйте главный вопрос темы. На доске запись: Тема урока. Вопрос урока: Кто такие лишайники? 7.Что для этого вам надо? 8.Что вы можете сделать на уроке? Во внеурочное время? Выполнить в §19 задание для любознательных, составить шпаргалку для ответа, ответить на вопросы §19, выполнить дополнительные задания. | Эмоционально настроились. Выполнение Высказывают предположения. Живые организмы распределены на царства. 1.Рассматривают картинки представителей четырёх царств с цифровыми обозначениями. Слайд №1.Называют царства. 2.Делают предположения. 3.Рассматривают с помощью лупы на столах коллекцию лишайников, слайд №2. Называют предполагаемый организм. 3.Высказывают предположения, приводят доказательства, говорят о затруднениях. Лишайник не похож на другие изученные организмы. 4.Называют. И не животные и не растения и не грибы. Кто же это? 5.Хочу! Узнать, какие бывают лишайники. Как они устроены? Как они живут? К какой группе их отнести? И т.п. Научиться работать в группе, выполнять задания. 6.Формулируют разные вопросы. Почему лишайники не похожи на другие организмы? Кто они такие? К какому царству относятся? И т.п. 7.Надо! Выполнять задания, работать в группе. Изучить строение, жизнедеятельность, значение. 8.Могу! На уроке: прочитать §, выполнить задания, составить схему, сделать вывод, выполнить тест, работать с презентацией, анализировать. Дома: работать с дополнительными источниками информации, выполнить исследование. | Р – учатся определять план действий; К – создаётся ситуация для обсуждения, учатся задавать и отвечать на вопросы; П- учатся осмысливать, анализировать Л – учатся уважать мнение другого человека, самоопределение к деятельности | Наблюдается ли готовность обучающихся к учебной деятельности? |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий. | Индивидуальное задание на применение нового знания. Практическая работа. Надо, хочу, могу. Первая исследовательская работа. №1 Рассмотрите набор лишайников. Попробуйте их разделить на группы (классифицировать) по какому-либо признаку. Признак определите сами. Назовите каждую группу. Используйте лупу. Соблюдайте осторожность при работе с увеличительным прибором (ТБ). №2 По какому признаку вы делили на группы лишайники? В чём испытывали затруднения? №3 Сделайте вывод о выполнении задания. Трудно ли было выполнять задание? | Работа с коллекцией лишайников. Выполняют задание самостоятельно на применение нового знания: исследование и классификация по выделенному самостоятельно признаку. Все затруднения громко называют: может это водоросли, грибы. Это мхи и т.п. Пытаются ответить на вопрос и сформулировать вывод. Желание выполнять задания группой. | П -мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) П – осознанное и произвольное речевое высказывание Р – выполнение пробного задания Р -фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии Р – волевая саморегуляция в затруднении К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы | Соответствует ли задание содержанию урока. Свободно ли владеют дети предложенным содержанием задания. Выявляют ли причины ошибок. Является ли индивидуальная деятельность проблемой. |
3.Постановка учебной задачи | Цель учебной деятельности: научиться классифицировать лишайники, определить способ питания, размножения, понять значение. Способ реализации: выполнить учебные исследования Средства реализации: дидактический материал, информационные источники, презентация, набор форм лишайников, задания. | Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. Используйте учебник, тетрадь, презентацию. | Тема урока: «Лишайники». Формулируют конкретную цель своих будущих действий, устраняющих причину возникшего затруднения: «Научиться классифицировать лишайники по группам, изучить их строение, жизнедеятельность и понять значение» Выражают желание работать совместно группой, т.к. так проще и быстрее, всегда найдётся подсказка, поддержка. | Л – учатся определять цель урока, составлять план действий Л – смыслообразование П – мыслительные операции Р – самостоятельное выделение и формирование своей цели П – учиться анализировать | Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднений? Выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия? Достаточно ли чётко зафиксирована цель и тема урока? |
4.Постановка проекта выхода из затруднения (открытие детьми нового знания) | Построение нового способа действий и формирование умения применять его как при решении заданий, которые вызвали затруднения, так и при решении других заданий такого же типа | Новый способ действия. Цель: свернуть большой объём информации в схему и представить творческий продукт. I. Классификация по информации §19. На доске запись: 1 группа – с.103-104, 1 пункт 2 группа – с.104, 2 пункт 3 группа – с.105, 3 пункт 4 группа – с.105, 4 пункт На доске запись трёх групп терминов и понятий: «Словарь урока»: лишайники кустистые листоватые накипные слоевище _______________________ автотрофы гетеротрофы симбионты умеренный паразитизм автогетеротрофы пионеры _______________________ лихеноиндикация Обязательно: использовать словарь урока. После вывода каждой группы подводится совместный итог работы: «Чему мы научились? Можно ли уже сказать, к какому царству относится лишайник?». Классификация. Задания для групп. Учитель, совместно с учащимися, задаёт общий алгоритм для всех групп: 1.Прочитайте пункт. Рассмотрите рисунки, если они есть. 2.Выберите ключевое (главное) слово, от которого будете составлять схему. 3.Найдите в пункте главную информацию к ключевому слову и составьте схему на листе А4 крупно. 4.Подготовьте выступающего с результатом. Время работы – 3-5 мин. 5.Выступаете и делаете вывод (1 мин) Уточнение: соблюдение правил работы в группе. Использование словаря урока. 1 группа Работает над первым пунктом «Многообразие и распространение лишайников», с.103-104. Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 3 «Формы лишайников». Вопрос: «Почему они такие разные?» Задание для всех групп: Рассмотрите ещё раз коллекцию лишайников. Покажите накипной, покажите листоватый, покажите кустистый. Учитель информирует: листоватый лишайник лобария лёгочная занесён в Красную книгу Костромской области и охраняется в заповеднике Кологривский лес. 2 группа Работает с вторым пунктом «Строение и питание лишайников», с.104 Учитель после вывода, сделанного детьми, демонстрирует слайд 4 «Строение лишайника» Слайд 5 Задание для всех групп: Вопрос учителя: «Кто без кого жить не может?» Объясните. Работа со словарём урока. Объясните термины и понятия, соотнеся с 2 компонентами лишайника. Новое в науке: гриб высасывает водоросли, но заботится о них, как пастух о своих овцах. Это умеренный паразитизм. Но лишайник в целом – это симбионт. 3 группа Работа с третьим пунктом «Размножение лишайников». С.105 Учитель после вывода демонстрирует слайд 7 , показывающий размножение лишайника. Уточняется понимание: размножение и распространение. Учитель информирует. Новое в науке: открыто половое размножение, но не изучено 4 группа Работа с четвёртым пунктом «Значение лишайников». С.105. Учитель после вывода демонстрирует слайд 8, показывающий значение лишайников. Задание для всех групп: Видео. Физминутка для глаз и мышц. Подведение итога групповой работы: чему научились, ответили ли на вопрос урока: «Кто такие лишайники?». Учитель информирует: «Лишайники – это особая группа организмов. Она не относится ни к растениям, ни к грибам, ни к бактериям и не к животным. Это группа симбиотических организмов. Учёные пока не определились с систематикой данной группы» | Групповая работа. I. Классификация. Каждая группа работает над своим пунктом по заданному алгоритму. Выступающий даёт краткий рассказ по схеме. Делают вывод. Ответы дополняются, корректируются с помощью учащихся и учителя. Используют словарь урока. После выводов отвечают: чему научились и к какому царству отнесли лишайник. 1 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя полученный продукт перед классом. Лист А4 Дополнение, комментарии в ходе демонстрации слайда. Вывод: по классификации лишайники делят на 3 группы. Называют, используя словарь: накипные, листоватые, кустистые. Они разные по форме тела, цвету. Медленно растут, неприхотливые, поселяются на бесплодных участках. Проводят повторное исследование коллекции лишайников, показывают всем участникам каждую группу лишайников. Используют словарь урока: кустистые, накипные, листоватые. 2 группа Используют для составления схемы словарь урока. Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делают вывод. Отвечают на вопрос учителя. Слушают пояснения по слайдам. Отвечают на вопросы и соотносят способ питания и компонент лишайника: водоросль – автотроф, гриб – гетеротроф, лишайник – симбионт, умеренный паразитизм – гриб использует водоросль как паразит частично, высасывая её. 3 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя продукт-схему перед классом. Делает вывод о способах размножения лишайников. 4 группа Выполняют, рассказывают, демонстрируя результат перед классом. Дополняют таблицу: в жизни природы – 1; для человека - 2. А- делают краску, Б – для парфюмерии. Делают вывод. Работа со словарём урока совместно с учителем: пионеры, почвообразование, лихенин, лихеноиндикатор. Отвечают на вопрос учителя по подведению итога групповой работы. Обосновывают ответ на вопрос: «Кто такие лишайники?». | Л – учиться с желанием П – мыслительные операции П – поиск и выделение необходимой информации П – установление причинно-следственных связей, составление схем, выделять главное, называть существенные признаки объектов и процессов, извлекать информацию из разных источников Р – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности, работать по выбранному плану К – адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, передача содержания в сжатом виде, учиться работать в группе | Выбран ли метод решения проблемы учащихся самостоятельно? Предложено ли решение проблемы самими учащимися? Не нарушена ли учителем роль организатора? Достаточно ли чёток зафиксированный способ действия? |
5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоить учащимся новый способ действия | I. Научимся применять полученные знания теоретически. Учитель предлагает алгоритм с проговариванием учащимися вслух ответов, обоснований, Алгоритм работы с терминами и понятиями: 1.Назовите термин. 2.Дайте определение понятия. 3.Приведите пример. Алгоритм работы с заданиями: 1.Прочитайте задание. 2.Обдумайте ответ. 3.Дайте ответ. 4.Корректировка. Задание №1 для групп. Определите формы лишайников и установите соответствие картинки и названия. Слайд 10. I I. Научимся применять полученные знания практически. Снова проведите исследование предложенной коллекции лишайников. Распределите их по группам (классифицируйте) и объясните свой выбор. | Групповая работа (или в парах), по желанию – индивидуально, фронтально. 1.Решение типовых заданий на новый способ действий. 2.При этом проговаривают вслух определения, обосновывают ответ. Используют термины и понятия: Гетеротроф (сапротроф, паразит), автотроф (фототроф), симбионт, симбиоз, кустистый, листоватый, накипной 3.Каждый для себя делает вывод о приобретении знаний и умений по теме. Знаю… Умею… Научился… Понимаю… I I. Проводят исследование, классифицируют объекты на группы, показывают каждую группу учителю, обосновывают свой выбор. | П – извлечение необходимой информации П – осознанное и произвольное речевое высказывание П – построение логической цепи рассуждений и доказательств К – создание ситуации для обсуждения П – учу анализировать Р- учу действовать по выбранному правилу | Успешно ли справились с предложенным заданием? Согласован ли процесс решения задания и его комментирование? Грамотна ли речь по предмету? |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. | Интериоризировать (формирование собственного опыта ребёнка) учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия | Самостоятельная работа на новый способ действия с созданием ситуации успеха для любого ребёнка. Форма №1 Задание №1 индивидуально. Определите форму лишайника. Слайд 11. Форма №2 Задание №2 для пар Слайд 12. Определите форму лишайника. Учитель информирует, что лишайник лобария лёгочная занесена в Красную книгу Самарской области. В каком заповеднике Самарской области лобария лёгочная встречается? | Форма №1 Индивидуальная работа Определяют форму лишайника по рисунку. Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Форма №2 Парная работа 1.Называют форму лишайника, соотнеся со схемой. Самооценивание по эталону ответа: правильно – это «хорошо», неправильно – «нужно поработать». Дети дополняют, что заповедник называется Жигулевский. | К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Р- способы проверки П- умение анализировать П- осмысливание информации Л-осознание трудностей и их преодоление | Какая часть учащихся выполнила верно самостоятельную работу? Организована ли корректировка знаний учащихся, не справившихся с работой? Создана ли ситуация успеха для каждого учащегося? |
7.Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний. Повторить и закрепить ранее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Организация заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученным. Организация тренинга ЗУНов, ранее сформированных, доведением их до автоматизма. Индивидуально. 1. Назовите внутреннее строение лишайника. 2.Выберите из списка способ питания, который не относится к лишайнику. Слайд 13. 2.Учитель открывает слайд с ответами. Критерии оценивания совместно с детьми: верны 3 ответа – «5», верны 2 ответа – «4», верно один ответ – «3». Но всегда можно доработать. | Выполняют задания, применяя полученные знания. 1.Выполняют индивидуально задания №1,2 2.Проверка, самооценка. 3.Корректировка. Главное: всегда можно доработать. | Все познавательные УУД + Р - контроль, коррекция, оценка +КУУД 1-4 этапов Все ЛУУД с 1по 4 этапы П- учу анализировать | Какая часть учащихся включена в решение задач на повторение? Реализованы ли в процессе выполнения запланированных заданий действия и цели повторения? |
8.Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать методы построения и границы применения нового способа действий. | Организация рефлексии Вопросы классу: 1.Какова была цель урока? 2.Достиг ли урок цели? 3. Что нового узнали, чему научились? 4.В чём испытывали затруднения? 5.Как их преодолевали? 7.Где вам пригодятся полученные знания и умения? Самооценка собственной деятельности Оценочный лист: ученик | Да | Нет | Составлял вопросы | | | Отвечал на вопросы | | | Составлял схему | | | Рассказывал | | | Помогал | | | Выполнял задания | | | Затруднялся | | | Понял тему | | | Достиг цели | | | Работал в группе | | | Делал вывод | | | Мне на уроке было интересно | | | Пригодятся полученные знания и умения | | | Моя оценка | | Оценка выставляется в журнал. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. Проводят рефлексию и самооценку. Оценку ученик получает в журнал. | П – рефлексия способов и условий действий Р – контроль и оценка своей деятельности Л – самооценка на основе критерий успешности К – адекватное понимание успешности или неуспешности К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью К – планирование успешного сотрудничества Л – следование моральным нормам и этическим требованиям | Правильно ли дети зафиксировали полученные на уроке знания? Проведена ли самооценка своей деятельности и каков итог. Посмотреть психофизическое и эмоциональное состояние учащихся. |
Домашнее задание | Возможность применить знания, углубить. | Домашнее задание с элементами выбора и творчества. Дома: §19 «Лишайники». Выбор: ответить на вопросы, выполнить исследовательское задание для любознательных, подготовить сообщение о лишайниках. Раздаточные задания по желанию: Группы (можно индивидуально). 1.Высокий уровень. Анализ графика для определения чистоты воздуха по лишайникам (лихеноиндикация). 2.Высокий уровень. Анализ таблицы, на основе которой устанавливается значение лишайников в природе и для человека. 3. Высокий уровень 4.Конструктивный уровень 4. Синквейн «Лишайники». | По желанию берут распечатанные задания повышенного уровня. | П – учу осмысливать, какая нужна информация для решения задания, анализировать, находить причину и следствие Л – учу учиться с желанием, осваивать новые виды деятельности, решать проблемные вопросы, понимать значимость изучаемого, учу мотивации, формированию внутренней позиции. | |