Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Подготовили: Шабанова А. и Требушная В.
1
Речь…
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
1
1
Одним из способов планирования связного высказывания служит ПРИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ .
Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития замыслов-идей будущего продукта.
1
1
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
1. Пересказ
3. Описательный рассказ
2. Составление рассказов по картине и серии картин
4. Творческий рассказ
1
1
Элементы модели
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
планы и условные обозначения, используемые в них
геометрические фигуры
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие
1
1
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов – пособие “Логико-малыш ”.
1
1
Рассказ
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
1
1
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
1
2
3
5
3
2
1
Предметные картинки
Геометрические фигуры
Силуэтные изображения
1
1
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
2
Развития децентрации (умение менять точку отсчета)
1
3
Самостоятельного анализа ситуации или объекта
Развития замыслов-идей будущего продукта
1
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
1
1
Пересказ
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
1
1
Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа “Репка”, “Колобок” и т.п. Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки.
усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями
передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей
формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование)
1
1
Пересказ
На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки. Например, воспитатель рассказывает детям сказку “Репка”, а дети постепенно выставляют символы - заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.
1
1
Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа
1
1
Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:
2
определение взаимосвязи между ними
1
3
выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины
объединение фрагментов в единый сюжет
1
Спасибо за внимание!
1
1