СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь времен. Из Настоящего в Прошлое

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей Природы и Человека является одним из самых старых и необычных краеведческих музеев города. Начало его коллекции было положено в 1932 году, и с этого времени главной миссией музея стало изучение и бережное хранение различных исторических, культурных и природных экспонатов Ханты-Мансийского автономного округа

Просмотр содержимого документа
«Связь времен. Из Настоящего в Прошлое»

« СВЯЗЬ ВРЕМЕН»  Работу выполнила учитель МБОУ « СОШ №2»  Жернова Людмила Владимировна.

« СВЯЗЬ ВРЕМЕН» Работу выполнила учитель МБОУ « СОШ №2» Жернова Людмила Владимировна.

Музей Природы и Человека является одним из самых старых и необычных краеведческих музеев города. Начало его коллекции было положено в 1932 году, и с этого времени главной миссией музея стало изучение и бережное хранение различных исторических, культурных и природных экспонатов Ханты-Мансийского автономного округа.

Музей Природы и Человека является одним из самых старых и необычных краеведческих музеев города. Начало его коллекции было положено в 1932 году, и с этого времени главной миссией музея стало изучение и бережное хранение различных исторических, культурных и природных экспонатов Ханты-Мансийского автономного округа.

Музей объединяет несколько экспозиций, посвященных истории Восточной Сибири, ее природе и этнографии. Постоянная экспозиция музея называется «Связь времен» и объединяет три зоны: «Ритм биосферы», «Историческое время», «Мифологическое время»

Музей объединяет несколько экспозиций, посвященных истории Восточной Сибири, ее природе и этнографии. Постоянная экспозиция музея называется «Связь времен» и объединяет три зоны: «Ритм биосферы», «Историческое время», «Мифологическое время»

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Удивительный мир «Ритма биосферы», существовавший на протяжении сотен миллионов лет назад, предстанет перед нами в образе трогонтериевого слона и позвонка мамонта, пробитого стрелой древнего человека - уникальных экспонатов, которых в мире насчитываются единицы.

Удивительный мир «Ритма биосферы», существовавший на протяжении сотен миллионов лет назад, предстанет перед нами в образе трогонтериевого слона и позвонка мамонта, пробитого стрелой древнего человека - уникальных экспонатов, которых в мире насчитываются единицы.

Экспозиция « Времена изначальные» представляет древнейшие этапы развития природы таежного Обь-Иртышья … На северное полушарие наползали гигантские ледниковые покровы. Ледники таяли, и море вновь наступало. Лишь немногие животные сумели приспособиться к чередованию тепла и холода…  

Экспозиция « Времена изначальные» представляет древнейшие этапы развития природы таежного Обь-Иртышья … На северное полушарие наползали гигантские ледниковые покровы. Ледники таяли, и море вновь наступало. Лишь немногие животные сумели приспособиться к чередованию тепла и холода…  

В это суровое время на Земле происходило становление современного человека…

В это суровое время на Земле происходило становление современного человека…

История Югры подобна величавой и своенравной сибирской реке, кроткой в своих истоках, начинающейся с малого родника, а в устье – несущей свои волны в мировой океан.

История Югры подобна величавой и своенравной сибирской реке, кроткой в своих истоках, начинающейся с малого родника, а в устье – несущей свои волны в мировой океан.

Экспозиция «Историческое время» - это исследование, без которого мы превратились бы в молчаливых созерцателей происходящего вокруг; это ощущение непрерывности исторического процесса, не останавливающегося на последнем экспонате музейной экспозиции, а продолжающегося за порогом музея…

Экспозиция «Историческое время» - это исследование, без которого мы превратились бы в молчаливых созерцателей происходящего вокруг; это ощущение непрерывности исторического процесса, не останавливающегося на последнем экспонате музейной экспозиции, а продолжающегося за порогом музея…

На рубеже XVI – XVII веков русские казачьи атаманы, татарские мурзы и угорские князцы совершали военные рейды, заключали союзы; в их столкновениях и переговорах решалась судьба Сибирской Земли.

На рубеже XVI – XVII веков русские казачьи атаманы, татарские мурзы и угорские князцы совершали военные рейды, заключали союзы; в их столкновениях и переговорах решалась судьба Сибирской Земли.

История сама по себе не бывает плохой или хорошей, правильной или неправильной. В каждом её эпизоде есть свои светлые и тёмные стороны. Каждая историческая сцена, представленная в экспозиции «Историческое время» оказывается перекрёстком взглядов и отношений, выражая многоголосье эпохи.

История сама по себе не бывает плохой или хорошей, правильной или неправильной. В каждом её эпизоде есть свои светлые и тёмные стороны. Каждая историческая сцена, представленная в экспозиции «Историческое время» оказывается перекрёстком взглядов и отношений, выражая многоголосье эпохи.

 Ещё несколько столетий назад народы, населявшие эту землю, жили в своём замкнутом мире, опираясь на обычаи предков, в согласии с окружающей природой.

Ещё несколько столетий назад народы, населявшие эту землю, жили в своём замкнутом мире, опираясь на обычаи предков, в согласии с окружающей природой.

Иногда хочется вернуться к «истокам», которые способны дать объяснение многим современным тенденциям и историческим процессам. Роль такой «машины времени»  вполне по силам  музейной экспозиции «Мифологическое время».

Иногда хочется вернуться к «истокам», которые способны дать объяснение многим современным тенденциям и историческим процессам. Роль такой «машины времени»  вполне по силам  музейной экспозиции «Мифологическое время».

Скульптурная композиция « Священное дерево»  Автор М. Тимергазеев. Прекрасным и могучим исполином растет на Югорской земле священное дерево, корнями уходящее в Нижний мир, густой вершиной упирающееся в Верхний мир. Люди в Среднем мире ухаживают за видимой частью дерева. На одной стороне дерева серединной Земли находятся мужские занятия – рыбалка, охота, сраженья, ритуалы, на другой стороне живут старики, хлопочут по хозяйству женщины, играют дети. Люди рождаются и умирают, не забывая оказывать уважение и почитание древним традициям…

Скульптурная композиция « Священное дерево» Автор М. Тимергазеев.

Прекрасным и могучим исполином растет на Югорской земле священное дерево, корнями уходящее в Нижний мир, густой вершиной упирающееся в Верхний мир. Люди в Среднем мире ухаживают за видимой частью дерева.

На одной стороне дерева серединной

Земли находятся мужские занятия – рыбалка, охота, сраженья, ритуалы,

на другой стороне живут старики,

хлопочут по хозяйству женщины, играют дети.

Люди рождаются и умирают, не забывая оказывать уважение и почитание древним традициям…

Экспозиция состоит из семи композиций-ступеней. «Колыбель» - сотворение мира и человека. Образы Богини Земли-материнства и спускающейся на золотой цепи из Небесного дома на Землю колыбели .

Экспозиция состоит из семи композиций-ступеней. «Колыбель» - сотворение мира и человека. Образы Богини Земли-материнства и спускающейся на золотой цепи из Небесного дома на Землю колыбели .

По одному из преданий суша родилась из крупицы ила, которую со дна океана по велению Нуми-Торума подняла ныряющая птица-гагара. Изначально Земля выглядела лепешкой, вращавшейся на поверхности воды, и Торум закрепил ее своим поясом – Уральским хребтом. На Землю первочеловек  спустился в священной колыбели, качающейся   на золотой или серебряной цепи, и богиня Калтащ открыла счет человеческим судьбам. Мифологическая колыбель остается нитью, связывающей  предка с ныне живущими людьми.

По одному из преданий суша родилась из крупицы ила, которую со дна океана по велению Нуми-Торума подняла ныряющая птица-гагара. Изначально Земля выглядела лепешкой, вращавшейся на поверхности воды, и Торум закрепил ее своим поясом – Уральским хребтом. На Землю первочеловек  спустился в священной колыбели, качающейся   на золотой или серебряной цепи, и богиня Калтащ открыла счет человеческим судьбам. Мифологическая колыбель остается нитью, связывающей  предка с ныне живущими людьми.

По традиции  после рождения ребенка семейным духам-покровителям приносились дары. Четыре  игольницы, если родилась девочка, и пять лучков со стрелами, если рождался мальчик.

По традиции  после рождения ребенка семейным духам-покровителям приносились дары. Четыре  игольницы, если родилась девочка, и пять лучков со стрелами, если рождался мальчик.

 Осмысление окружающего мира начинается с игры. Игрушками мальчиков становятся арканы, луки со стрелами, лыжи. С их помощью дети впервые покоряют доступное им пространство стойбища. В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Куклы-акань со всей серьезностью обряжаются в специально сшитые одежды и исполняют взрослые роли. Акань – еще игра, но уже обряд. К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки .

Осмысление окружающего мира начинается с игры. Игрушками мальчиков становятся арканы, луки со стрелами, лыжи. С их помощью дети впервые покоряют доступное им пространство стойбища. В играх девочек преобладают мотивы благополучия и порядка, домашних дел и забот. Куклы-акань со всей серьезностью обряжаются в специально сшитые одежды и исполняют взрослые роли. Акань – еще игра, но уже обряд. К куклам относятся с некоторым суеверием: в том, как сложится жизнь акань, угадывается последующая судьба хозяйки .

  Взрослея, дети переключаются с игры на взрослую жизнь. Девочка шьет одежду, обувь,  переняв мастерство от бабушки или мамы, изготавливает домашнюю утварь. Мальчик становиться охотником, рыбаком, искусно овладевая оружием. Мужчина изготавливает нарты, лыжи, предметы для охоты, домашнюю утварь из дерева.  В  хантыйском или мансийском  доме нет лишних вещей. Дальняя от входа сторона жилища считается мужской, в ней хранятся культовые вещи и вещи хозяина. На женской стороне, при входе, находятся швейные и туалетные принадлежности, дрова и лучина, бытовая утварь.

Взрослея, дети переключаются с игры на взрослую жизнь. Девочка шьет одежду, обувь,  переняв мастерство от бабушки или мамы, изготавливает домашнюю утварь. Мальчик становиться охотником, рыбаком, искусно овладевая оружием. Мужчина изготавливает нарты, лыжи, предметы для охоты, домашнюю утварь из дерева. В  хантыйском или мансийском  доме нет лишних вещей. Дальняя от входа сторона жилища считается мужской, в ней хранятся культовые вещи и вещи хозяина. На женской стороне, при входе, находятся швейные и туалетные принадлежности, дрова и лучина, бытовая утварь.

  «Времена года» - диалог картин «Лето» и «Зима». Жизненный мир в цикле традиционного календаря – «живого времени». Зима и лето считаются отдельными годами. Накануне года – лета из – за морей прилетает вестница весны Торум эви в образе вороны. Люди встречают ее апрельским Вороньим праздником.

«Времена года» - диалог картин «Лето» и «Зима». Жизненный мир в цикле традиционного календаря – «живого времени». Зима и лето считаются отдельными годами. Накануне года – лета из – за морей прилетает вестница весны Торум эви в образе вороны. Люди встречают ее апрельским Вороньим праздником.

 Языческие храмы - святилища - места встреч и ритуального общения людей и богов. Святилище живет до тех пор, пока люди считают священными свою землю и свои традиции.  Там, где людям явились боги или люди превратились в богов, возникли святилища.  «Святилище» пантеон богов в пространстве таёжного Приобья. Реконструкция святилищ и образов угорских божеств.

Языческие храмы - святилища - места встреч и ритуального общения людей и богов. Святилище живет до тех пор, пока люди считают священными свою землю и свои традиции. Там, где людям явились боги или люди превратились в богов, возникли святилища. «Святилище» пантеон богов в пространстве таёжного Приобья. Реконструкция святилищ и образов угорских божеств.

 Святилище Касум ими («Казымской старухи») или Вут ими («Верхней женщины») -  покровительницы  казымских хантов - находилось в верховьях Казыма на оз.Нумто, в священном лабазе. По легендам, Касум ими ездила на упряжке из трех белых оленей, одевалась  в белую ягушку и белый шелковый платок. Она может являться соболем, белогрудой кошкой, тетеркой или уткой, но главным ее образом остается женская фигура, одетая в панцирь из серебряных и латунных пластин.

Святилище Касум ими («Казымской старухи») или Вут ими («Верхней женщины») -  покровительницы  казымских хантов - находилось в верховьях Казыма на оз.Нумто, в священном лабазе. По легендам, Касум ими ездила на упряжке из трех белых оленей, одевалась  в белую ягушку и белый шелковый платок. Она может являться соболем, белогрудой кошкой, тетеркой или уткой, но главным ее образом остается женская фигура, одетая в панцирь из серебряных и латунных пластин.

 Между небом и землей рожден младший из богов Мир – Сусне_ Хум. На крылатом коне или громадной птице Карс он объезжает землю и воду, наблюдая за порядком в мире. Осваивая разные земли, он превращается в Золотого Гуся, Огненного Лиса, Ныряющую Выдру. Он научил людей промышлять зверя и рыбу, пользоваться огнем и котлом. Непрерывными странствиями Небесный Всадник поддерживает круговорот земной жизни, зримо и незримо присутствуя в каждом доме.

Между небом и землей рожден младший из богов Мир – Сусне_ Хум. На крылатом коне или громадной птице Карс он объезжает землю и воду, наблюдая за порядком в мире. Осваивая разные земли, он превращается в Золотого Гуся, Огненного Лиса, Ныряющую Выдру. Он научил людей промышлять зверя и рыбу, пользоваться огнем и котлом. Непрерывными странствиями Небесный Всадник поддерживает круговорот земной жизни, зримо и незримо присутствуя в каждом доме.

Бабка сшила Мир – Сусне – Хуму шапку – невидимку из разноцветных звериных шкур. Кузнец сковал для него крылатого коня с золотыми копытами. Ему посвящаются жертвенные покрывала с изображениями всадника. Красная линия рисунка и лисий мех оторочки – знаки огня и солнца, крови и жизни.

Бабка сшила Мир – Сусне – Хуму шапку – невидимку из разноцветных звериных шкур. Кузнец сковал для него крылатого коня с золотыми копытами. Ему посвящаются жертвенные покрывала с изображениями всадника. Красная линия рисунка и лисий мех оторочки – знаки огня и солнца, крови и жизни.

  «Когтистый старик» - «медвежий мир» от берлоги до «танцевального дома», в котором происходит медвежье игрище. От лица природы медведь выступает судьей клятвопреступлений человека. В качестве гостя он приглашается в дом охотника для участия в медвежьих игрищах.

«Когтистый старик» - «медвежий мир» от берлоги до «танцевального дома», в котором происходит медвежье игрище. От лица природы медведь выступает судьей клятвопреступлений человека. В качестве гостя он приглашается в дом охотника для участия в медвежьих игрищах.

«Шаман» - пространство шаманского мировидения: «Тёмный чум» в окружении картин «Музыкального мыса» и «Мухоморной женщины»  Шаман вхож во все сферы Вселенной, говорит на разных языках: зверином, древесном, человеческом. Предания о шаманских путешествиях – видениях передаются из поколения в поколение.

«Шаман» - пространство шаманского мировидения: «Тёмный чум» в окружении картин «Музыкального мыса» и «Мухоморной женщины» Шаман вхож во все сферы Вселенной, говорит на разных языках: зверином, древесном, человеческом. Предания о шаманских путешествиях – видениях передаются из поколения в поколение.

Экспозиционной доминантой выставочного проекта является масштабный  триптих « Земля предков» Геннадия Райшева. В этой работе автор приходит к большим символическим обобщениям. В центральной части фигура Хозяина  Земли Торума. Под ним земной шар… А далее стихия воды.. А сколько в этом во всем загадочности и тайны…

Экспозиционной доминантой выставочного проекта является масштабный триптих « Земля предков» Геннадия Райшева. В этой работе автор приходит к большим символическим обобщениям. В центральной части фигура Хозяина Земли Торума. Под ним земной шар… А далее стихия воды.. А сколько в этом во всем загадочности и тайны…

МУЗЕЙ – ЭТО ИНТЕРЕСНО! ОСТАЛОСЬ УБЕДИТЬ В ЭТОМ ВСЕХ…

МУЗЕЙ – ЭТО ИНТЕРЕСНО! ОСТАЛОСЬ УБЕДИТЬ В ЭТОМ ВСЕХ…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!