СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь греческой философии и ветхозаветной мудрости

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Предшественником отцов церкви можно считать Филона Александрийского, иудея по происхождению, родившегося в Александрии между 15 и 10 гг. до н.э.» - так начинается глава, посвященная Филону Александрийскому, в книге «Западная философия от истоков до наших дней»- Джованни Реалии и Дарио Антисери.

Это один из тех философов, который пытался объединить ветхозаветную мудрость и греческую философию.

Просмотр содержимого документа
«Связь греческой философии и ветхозаветной мудрости»

Введение


«Предшественником отцов церкви можно считать Филона Александрийского, иудея по происхождению, родившегося в Александрии между 15 и 10 гг. до н.э.» - так начинается глава, посвященная Филону Александрийскому, в книге «Западная философия от истоков до наших дней»- Джованни Реалии и Дарио Антисери.

Это один из тех философов, который пытался объединить ветхозаветную мудрость и греческую философию.

И в данном реферате опираясь на таких комментаторов как: Джованни Реали и Дарио Антисери, Эдуарда Целлера, Майорова К. Г и на некоторые произведения Филона Александрийского - я попытаюсь раскрыть основные моменты религиозной философии Филона Александрийского.

















Связь греческой философии и ветхозаветной мудрости.


Согласно Филону, Пятикнижие представляет собой иносказание, умышленно состав­ленное Моисеем таким образом, чтобы под внешней формой мифа и исторического повествования скрыть от непосвященных глубочайший духовный смысл божественного откровения, заключающего в себе разгадку всех тайн мироздания и ответы на все те вопросы, па которые пыталась ответить греческая философия.

«И подобно тому как науки, составляющие круг общего образования, помогают восприятию философии, так и философия — приобретению премудрости. Ибо философия — это занятие премудростью, премудрость же — знание о божественном и человеческом и о причинах того и другого» (1, 79). Так, в работе «О соитии ради предварительного обучения» Филон толкует слова Сарры Аврааму (тогда еще Сары Авраму): «Сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей, чтобы ты родил детей от нее» (Быт. 16:1-2). В понимании Филона служанка Агарь символизирует среднее образование, состоящее в научении средним и общим наукам - «грамматика, геометрия, астрономия, риторика, музыка, всякое другое разумное познание» (1, 11).

Филон из Александрии был религиозным мыслителем, который высоко почитал священные книги и в особенности Моисея, в тоже время он был учеником и поклонником греческой философии – Платона, Пифагора, Парменида… Может быть именно этот факт сподвиг его аллегорическому толкованию Библии. Дж. Реалии и Д. Антисерии отмечают:

«Филон — и в этом его историческая заслуга, — впервые попытался через проникновение греческой философии в теологию создать некую "философскую мозаику". Филон воспользовался аллегорическим методом. Он утверждал, что Библия имеет а) буквальный смысл, не самый интересный и важный, и б) смещенный смысл, согласно которому библейские персонажи и события символизируют понятия и истины моральные, духовные и метафизические. Эти самые зашифрованные истины (обсуждаемые на разных уровнях) требуют особого состояния души для их уловления (что не есть еще в подлинном смысле вдохновение)».

Филон считал, что ветхозаветная мудрость первична. В своей работе он отмечает:

«Из законодателей одни просто и без прикрас узаконили существовавшие у них обычаи, другие, придавая вид многозначительности [своим] измышлениям, обморочили людей, сокрыв истину под пеленой мифических выдумок, (2) Моисей же, отвергнув и то и другое — первое как решение неразумное, поспешное и немудрое, второе — как заведомо ложное и исполненное обмана, предпослал [изложению] законов всепрекрасное и наидостойнейшее начало, не тотчас предписав, что следует или чего не следует делать, и не придумывая небылиц, когда необходимо было прежде подготовить сознание тех, кому предстояло пользоваться этими законами, и не одобряя сочиненных другими [мифов]…

Древнегреческая философия по отношению ветхозаветной мудрости – двойное отражения слова Божья…












Возможно ли познать Бога?


В поставленном вопрос о возможности Богопознания (личными усилиями человека посредствам разума), Филон считает, что в слове Божьем многократно сказано, что Бога не может видеть никто, даже ангелы. Бог доступен только в той мере, в которой он себя открывает в откровении. Это благодать. Познать сущность Бога посредством разума нельзя. Это сущность, которая не имеет частей и не теряет в своем существовании никаких элементов, т.е. она неизменна (абсолютная неразложимость).

Филон Александрийский выработал понятия апофатики и катофатики.

"Всякая качественная определенность вносила бы ограничение в Божество, и поэтому Филон называет Бога – бескачественным, чистым и не имеющим никакого определенного признака бытием; Божеству, говорит Филон, невозможно приписать никаких свойств, ибо оно, будучи нерожденным и само приведшим все в бытие, не имеет нужды ни в чем, что свойственно существам тварным и конечным" (Муретов. Учение о Логосе, 110—111).

В связи с этим стоит учение Филона о совершенной непознаваемости и безыменности Божества, которое Филон называет άκατάληπτον, οίπερινόητον. (Недостижимое, неопределимое, невыразимое, неименуемое (греч.). Из сказанного мы можем заключить, что катафатическое учение позволяет нам говорить, что Бог есть и познавать его необходимо. Вообще позитивное знание о боге и вещах божественных может быть получено либо через вдох­новенный экстаз, либо через библейское откровение. Таков главный вывод филоновской мистической тео­логии. Соглас­но Филону, Библия и греческая философия не противоречат друг другу и именно потому, что как та, так и другая порождены Логосом.





Соотношение Бога и мира

«В философскую мозаику Филона вошли многие понятия, неведомые греческой мысли, начиная с понятия "творения", которому он дал впервые систематическую формулировку. Бог создал материю из ничего, и лишь потом придал ей форму. Однако прежде физического мира Бог создал интеллигибельный космос (мир Идей) как идеальную модель, и этот "интеллигибельный космос есть ничто иное как Логос Бога, актуально формирующий мир". Так платоновские Идеи становятся определенно мыслями Бога, совпадающими с Логосом, его Словом.»-констатирует Джованни Реали и Дарио Антисери. О том действуетли он на наш мир, мы можем прочитать в работе Эдуарда Целлера «Очерк истории греческой философии»:

«Для того чтобы сочетать абсолютную действенность Бога в мире с его абсолютной отрешенностью от мира, Филон прибегает к допущению, которое хотя и не было чуждо и другим мыслителям этой эпохи (ср. стр. 212), но которое до Плотина никто не развил в столь систематической форме, как Филон: к допущению посредствующих существ, при описании которых он пользовался образцом, с одной стороны, ангелов и демонов, с другой стороны, учений Платона о мировой душе и идеях, в-третьих же, и главным образом — стоическим учением о проникающих мир истечениях Божества. Он называет этих посредников силами (δυνάμει?) и описывает их отчасти как качества Бога, как идеи или мысли Божества, как части общей, властвующей в мире разумной силы, отчасти же, вместе с тем, — как служителей, послов и спутников Божества, как исполнителей его воли, как души, как ангелов и демонов. Ему было невозможно согласовать между собой оба эти изложения и дать ясный ответ на вопрос, являются ли эти силы особыми личностями. Все эти силы объединены в единой силе — в Логосе. Он есть общий посредник между Богом и миром, мудрость и разум Бога, идея, объемлющая все идеи, и сила, объемлющая все силы; он есть наместник и посол Божества, орудие миротворения и мироуправления, первородный сын Бога, второй бог».





























Заключение


Итак, выразить основные идеи философии Филона Александрийского можно в следующих тезисах:


1. Древнегреческая философия по отношению ветхозаветной мудрости – двойное отражения слова Божья…

2. Соглас­но Филону, Библия и греческая философия не противоречат друг другу т.к. порождены Логосом.

3. Платоновские Идеи становятся мыслями Бога, совпадающими с Логосом, его Словом.

4. Позитивное знание о боге и вещах божественных может быть получено либо через вдох­новенный экстаз, либо через библейское откровение.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!