СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Святыни Старомайнского района"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены святыни Старомайнского района (действующие и пустующие храмы, иконы)

Просмотр содержимого документа
«"Святыни Старомайнского района"»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация  Старомайнская средняя школа № 2 Номинация: презентация на тему «Святыни Старомайнского района» Выполнила: Константинова Елена  Владимировна учитель истории и обществознания

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Старомайнская средняя школа № 2

Номинация: презентация на тему «Святыни Старомайнского района»

Выполнила:

Константинова Елена

Владимировна

учитель истории и

обществознания

Православие и государство Русь неразделимые понятия: Православная Русь, Святая Русь.  Светом христианской веры Святая Русь была освящена стараниями киевского князя Владимира Святого. Тяжкие скорби выпали на долю России. Но она выстояла и сохранила Божью правду, пронесла свой крест и осталась православной. Страшное время для православия настало в двадцатом веке. Рушили храмы, убивали священников, истребляли в русском народе веру. «Но все кумачи пронеслись и пропали, матушка церковь стоит». Душа человека просит веры, вековая свеча православия не погасла. Вновь народ идёт в обновлённые храмы.   В данной работе будет идти речь о храмах и святых местах Старомайнского района  Ульяновской области.

Православие и государство Русь неразделимые понятия: Православная Русь, Святая Русь.  Светом христианской веры Святая Русь была освящена стараниями киевского князя Владимира Святого. Тяжкие скорби выпали на долю России. Но она выстояла и сохранила Божью правду, пронесла свой крест и осталась православной. Страшное время для православия настало в двадцатом веке. Рушили храмы, убивали священников, истребляли в русском народе веру. «Но все кумачи пронеслись и пропали, матушка церковь стоит». Душа человека просит веры, вековая свеча православия не погасла. Вновь народ идёт в обновлённые храмы. В данной работе будет идти речь о храмах и святых местах Старомайнского района Ульяновской области.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ (С. СТАРАЯ МАЙНА)  Над Старой Майной (до 1917 г. - село Богоявленское) возвышается крест старинного храма, который словно маяк посылает свет в темноту, указывая путь к спасению. Ему уже 180 лет, и когда заходишь внутрь, переносишься в 19 век. Основали село в 1655-61 годах монахи из Костромского Богоявленского монастыря. Первую церковь в селе построили в 1777 году. Была она деревянной и имела два престола: в честь Богоявления и Святителя Николая Мирликийского. Церковь простояла недолго: вспыхнувший в селе пожар уничтожил и ее. Каменный храм был воздвигнут в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова. Главные святыни храма - чудотворные иконы Божией Матери: «Боголюбивая», «Отрада» («Утешение») и «Казанская».

БОГОЯВЛЕНСКИЙ ХРАМ

(С. СТАРАЯ МАЙНА)

Над Старой Майной (до 1917 г. - село Богоявленское) возвышается крест старинного храма, который словно маяк посылает свет в темноту, указывая путь к спасению. Ему уже 180 лет, и когда заходишь внутрь, переносишься в 19 век. Основали село в 1655-61 годах монахи из Костромского Богоявленского монастыря. Первую церковь в селе построили в 1777 году. Была она деревянной и имела два престола: в честь Богоявления и Святителя Николая Мирликийского. Церковь простояла недолго: вспыхнувший в селе пожар уничтожил и ее. Каменный храм был воздвигнут в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова. Главные святыни храма - чудотворные иконы Божией Матери: «Боголюбивая», «Отрада» («Утешение») и «Казанская».

Икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы  является одной из самых почитаемых святынь Ульяновской области.    Изначально она находилась в селе Ивановка. Существует предание , что она чудесно появилась, на ныне утерянном источнике , близ села. Но наиболее вероятна версия дарения этой иконы Александром III сельчанам, собравшимся построить храм в честь чудесного спасения императора и его семьи при теракте 17 октября 1888 года. Манера письма, стиль, композиция, сочетание красок говорит в пользу того, что икона привезена со Святой Горы Афон , что косвенно подтверждает версию дарения.  Только в 1989 году икону вернули верующим, и она продолжает творить чудеса и поныне в Старомайнском Богоявленском храме. 

Икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь Ульяновской области.  Изначально она находилась в селе Ивановка. Существует предание , что она чудесно появилась, на ныне утерянном источнике , близ села. Но наиболее вероятна версия дарения этой иконы Александром III сельчанам, собравшимся построить храм в честь чудесного спасения императора и его семьи при теракте 17 октября 1888 года. Манера письма, стиль, композиция, сочетание красок говорит в пользу того, что икона привезена со Святой Горы Афон , что косвенно подтверждает версию дарения.  Только в 1989 году икону вернули верующим, и она продолжает творить чудеса и поныне в Старомайнском Богоявленском храме. 

    Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с. Кокрять     Первый деревянный храм с престолом в честь святых бессребреников Космы и Дамиана был построен в Кокряти в 1776 году. С его постройкой село стало называться ещё и Космодемьянским.         В 1814 году на средства помещика Михаила Михайловича Наумова в селе вместо деревянного был построен каменный храм с одноименным престолом. Здание храма выдержано в архитектурном стиле классицизма. Среди симбирских краеведов бытует мнение, что храм построен в честь победы России над французами в Отечественной войне 1812 года. В 30-е годы 20-го столетия власти неоднократно пытались закрыть храм. Унижению и репрессиям подверглись многие кокрятинцы. В 1930 году в рамках повсеместной борьбы с колокольным звоном умолки и колокола на Космодемьянском храме, а затем они были сняты и увезены из села. В октябре 1946 года после непрекращающихся многочисленных обращений верующих Космодемьянский храм с. Кокряти был вновь открыт, и в нем начались богослужения, которые не прекращаются по милости Божией, и по сей день. 

Храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских с. Кокрять   Первый деревянный храм с престолом в честь святых бессребреников Космы и Дамиана был построен в Кокряти в 1776 году. С его постройкой село стало называться ещё и Космодемьянским.        В 1814 году на средства помещика Михаила Михайловича Наумова в селе вместо деревянного был построен каменный храм с одноименным престолом. Здание храма выдержано в архитектурном стиле классицизма. Среди симбирских краеведов бытует мнение, что храм построен в честь победы России над французами в Отечественной войне 1812 года. В 30-е годы 20-го столетия власти неоднократно пытались закрыть храм. Унижению и репрессиям подверглись многие кокрятинцы. В 1930 году в рамках повсеместной борьбы с колокольным звоном умолки и колокола на Космодемьянском храме, а затем они были сняты и увезены из села. В октябре 1946 года после непрекращающихся многочисленных обращений верующих Космодемьянский храм с. Кокряти был вновь открыт, и в нем начались богослужения, которые не прекращаются по милости Божией, и по сей день. 

    В 30-е годы 20-го столетия власти неоднократно пытались закрыть храм. Унижению и репрессиям подверглись многие кокрятинцы. В 1930 году в рамках повсеместной борьбы с колокольным звоном умолки и колокола на Космодемьянском храме, а затем они были сняты и увезены из села. В октябре 1946 года после непрекращающихся многочисленных обращений верующих Космодемьянский храм с. Кокряти был вновь открыт, и в нем начались богослужения, которые не прекращаются по милости Божией, и по сей день. 

В 30-е годы 20-го столетия власти неоднократно пытались закрыть храм. Унижению и репрессиям подверглись многие кокрятинцы. В 1930 году в рамках повсеместной борьбы с колокольным звоном умолки и колокола на Космодемьянском храме, а затем они были сняты и увезены из села. В октябре 1946 года после непрекращающихся многочисленных обращений верующих Космодемьянский храм с. Кокряти был вновь открыт, и в нем начались богослужения, которые не прекращаются по милости Божией, и по сей день. 

   Распоряжением Главы администрации Ульяновской области № 959-р от 29.07.1999 г. храм святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в с. Кокрять Старомайнского района Ульяновской области был включен в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Ульяновской области. А приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 04.04.2016 № 40 включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

  Распоряжением Главы администрации Ульяновской области № 959-р от 29.07.1999 г. храм святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в с. Кокрять Старомайнского района Ульяновской области был включен в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры Ульяновской области. А приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 04.04.2016 № 40 включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

МОНАСТЫРСКАЯ ГОРА На северном берегу реки Майна, напротив села Богоявленского ( Старая Майна), на горе в 19 веке был основан Майнский Успенский женский монастырь. В женскую обитель принимались сироты, старые девы и другие брошенные, одиноких женщины. Вскоре пришла революция и изначально тихая незаметная жизнь обители никого не волновала. Более того, советская власть в 1919 году добавила монастырской общине земли, поскольку в пересчете на едоков у них было ее очень мало. Но во второй половине 20-х годов на первое место стала выходить идеология. Понимая, что новая власть не успокоится, настоятельница монастыря перевела его официально в трудовую коммуну, и сестры продолжали жить своей жизнью. Это, наверное, была чуть ли не единственная добровольная коммуна монахинь. Однако уловка сработала не надолго. Уже в 1928 году общину разогнали.  сами корпуса отдали коммунистическим активистам, которые в конце концов полностью разорились. Время текло, монастырские постройки были перевезены в Старую Майну, брошенные земли стали осваивать новые предприниматели и в 2007 году на этой горе стали строить новый храм Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красной Реке Этот храм относится к епархии РПЦ МП. Покровская церковь впервые официально упоминается в архиве не позже 1770-х г. от Рождества Христова. Обширный кирпичный храм в формах эклектики, сооруженный в нач. ХХ в. Четверик, завершенный массивной ротондой, притвором связанный с невысокой колокольней. Закрыта не позже 1930-х. Пустует.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красной Реке

Этот храм относится к епархии РПЦ МП. Покровская церковь впервые официально упоминается в архиве не позже 1770-х г. от Рождества Христова. Обширный кирпичный храм в формах эклектики, сооруженный в нач. ХХ в. Четверик, завершенный массивной ротондой, притвором связанный с невысокой колокольней. Закрыта не позже 1930-х. Пустует.

Затопленные святыни  С конца лета 1950 г. в районной прессе стала появляться ин­формация о строительстве «крупнейшей в мире» куйбышевской гид­роэлектростанции - своеобразная пропагандистская артподготовка к судьбоносному для волжан событию. В Ульяновской области из-за образования Куйбышевского во­дохранилища под угрозой затопления оказались 164 тыс. га или 16,7% от общей площади всей территории. Под ударом оказалось восемь административных районов. подлежали переносу 14 316 хозяйств, 62 начальных и средних школ; 46 районных Домов культуры, районных библиотек и сельских клубов; 28 фельдшерско­акушерских пунктов. Церкви в этот перечень не попали.

Затопленные святыни С конца лета 1950 г. в районной прессе стала появляться ин­формация о строительстве «крупнейшей в мире» куйбышевской гид­роэлектростанции - своеобразная пропагандистская артподготовка к судьбоносному для волжан событию. В Ульяновской области из-за образования Куйбышевского во­дохранилища под угрозой затопления оказались 164 тыс. га или 16,7% от общей площади всей территории. Под ударом оказалось восемь административных районов. подлежали переносу 14 316 хозяйств, 62 начальных и средних школ; 46 районных Домов культуры, районных библиотек и сельских клубов; 28 фельдшерско­акушерских пунктов. Церкви в этот перечень не попали.

" Куйбышевская   ГЭС на реке Волга 1950-1957 гг»  

Бывший колокол церкви села Головкино. Ныне установлен в башенке городских часов-курантов на Доме Гончарова в Ульяновске. Головкино. Церковь Вознесения Господня .

Бывший колокол церкви села Головкино. Ныне установлен в башенке городских часов-курантов на Доме Гончарова в Ульяновске.

Головкино.

Церковь Вознесения Господня .

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (с. СТАРАЯ ГРЯЗНУХА, НЫНЕ ВОЛЖСКОЕ) Чертёжи проекта деревянного храма на каменном фундаменте 1887 года. Было известно, что в 1906 г. в селе построили новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца.  Проект 1887 года переформатировали под каменный храм, сохранив при этом основные архитектурные черты сооружения. Неясно, построили всё-таки новую деревянную церковь (по архивным документам, в 1890 г. её перестраивали), или же просто подновили старую, а затем решили возводить кирпичную по старому проекту. Храм взорвали в 1954 г.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

(с. СТАРАЯ ГРЯЗНУХА, НЫНЕ ВОЛЖСКОЕ)

Чертёжи проекта деревянного храма на каменном фундаменте 1887 года.

Было известно, что в 1906 г. в селе построили новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца.  Проект 1887 года переформатировали под каменный храм, сохранив при этом основные архитектурные черты сооружения. Неясно, построили всё-таки новую деревянную церковь (по архивным документам, в 1890 г. её перестраивали), или же просто подновили старую, а затем решили возводить кирпичную по старому проекту. Храм взорвали в 1954 г.

Электронные ресурсы:   http://staraya-mayna.blagochin.ru/xramy/  https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/ http://www.mitropolia-simbirsk.ru/eparhy/prihody/region/st_maina/ http://kosmaidamian-kok.cerkov.ru/istoricheskaya-spravka/ https://svyatsy.org/churches/ulyanovskaya_oblast/staromaynskiy_rayon/ http://dimablondin.ru/page.php?id=54 http://ulgrad.ru/?p=130643 http://sobory.ru/photo/146658

Электронные ресурсы:

http://staraya-mayna.blagochin.ru/xramy/

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/

http://www.mitropolia-simbirsk.ru/eparhy/prihody/region/st_maina/

http://kosmaidamian-kok.cerkov.ru/istoricheskaya-spravka/

https://svyatsy.org/churches/ulyanovskaya_oblast/staromaynskiy_rayon/

http://dimablondin.ru/page.php?id=54

http://ulgrad.ru/?p=130643

http://sobory.ru/photo/146658


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!