СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святые места Коротоякского тракта

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель нашей работы: реконструировать паломнический маршрут по Коротоякскому тракту, ознакомиться с святынями, находящимися на этом пути, восстановленными сегодня или, к сожалению, уже утраченными.

В связи с поставленной целью, нами были реализованы задачи:

- восстановить маршрут, по которому проходил Коротоякский тракт, какие населенные пункты на нем располагались;

- рассмотреть храмы в населенных пунктах и посмотреть историю их создания;

- расспросить местных жителей о сохранившихся преданиях, связанных с этими святынями;

- составить карту «Святыни Коротоякского тракта». 

Просмотр содержимого документа
«Святые места Коротоякского тракта»

Пятнадцатый областной краеведческий конкурс

среди школьников и студентов

«Край Воронежский Православный»



Урывская Ангелина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 7 им. Воронцова В.М, Левобережного района г. Воронежа, 2-43-04-41

10 класс В







Тема исследования

«Святые места Коротоякского тракта»







Дата начала и окончания краеведческой работы: 16 октября – 16 декабря 2016 г.

Педагог-руководитель: Жданова Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания






16.12.2016






ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

I. Географические объекты Коротоякского тракта.

II. Сицилийская икона Божией Матери Свято-Успенского Дивногорского монастыря.

III. Храмы по Коротоякскому тракту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСТОЧНИКИ и ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ





























ВВЕДЕНИЕ


«Странничество произошло из подвига паломничества, из желания посетить места, освященные стопами Спасителя, Божией Матери и святых, из желания приобщиться святости места. Это желание освятиться местом заставляло многих христиан, особенно чем-то грешных и желающих искупить свой грех, предпринимать далекие паломничества ко святым местам. Грех искупался в момент завершения подвига. Подвиг, собственно, заключался в отказе от удобств, в том, что человек скидывал с себя временно все земные путы богатства и приобщался к нищете. Человек становился добровольным нищим и следовал завету Христа: не сеял, не жал, всецело вручая себя на волю Бога. Так он шел к тому месту, куда влекла его вера, и там, узрев святыню, прикоснувшись к ней, снова становился прежним человеком, лишь просветленным подвигом, им совершенным»1.

Пешее паломничество было очень распространено у жителей Воронежа XIX – нач. ХХ века. Ходили в Киев ко святым горам, где зарождалась на Руси христианская вера; на север в Троице-Сергиеву Лавру, в Кирилло-Белозерский монастырь, добирались даже до Валаама. Были маршруты и поближе по территории самой губернии, регулярно воронежские паломники ходили на богомолье в Задонск и Елец.

Малые паломнические маршруты позволяли: и проверить силы перед дальней дорогой, и совершить телесный подвиг немощным и больным, которые не могли пройти большие расстояния. Семьи с малыми детьми отправлялись к мощам святых и животворящим иконам, прося заступничества, исцеления и помощи в ближайших в округе монастырях и скитах. За праздничные дни в перерывах между тяжелым повседневным трудом верующие могли совершить небольшое паломничество.

Через наш микрорайон «Машмет» в ХIХ – нач. ХХ века проходил такой паломнический маршрут. Жители местных слобод Монастырщины, Ивановки, Песчановки ходили «от Успения к Успению». Начинался он от храма Успения Святой Богородицы в слободе Монастырщина (ныне остановка Нижняя) и заканчивался пещерным комплексом Свято-Успенского Дивногорского монастыря. В 1831 году во время эпидемии холеры недалеко от монастыря была явлена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери, поклониться этой святыне и ходили наши земляки по Коротоякскому тракту, по дороге заходя в окрестные храмы.

Цель нашей работы: реконструировать паломнический маршрут по Коротоякскому тракту, ознакомиться с святынями, находящимися на этом пути, восстановленными сегодня или, к сожалению, уже утраченными.

В связи с поставленной целью, нами были реализованы задачи:

- восстановить маршрут, по которому проходил Коротоякский тракт, какие населенные пункты на нем располагались;

- рассмотреть храмы в населенных пунктах и посмотреть историю их создания;

- расспросить местных жителей о сохранившихся преданиях, связанных с этими святынями;

- составить карту «Святыни Коротоякского тракта».

В ходе исследовательской работы нами были использованы источники: Памятные книжки Воронежской губернии конца XIX – нач. ХХ века, Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронежская губерния, «Список населенных мест по сведениям 1859 г.», карту Воронежской губернии Стрельбицкого 1871 г., сведения местных жителей сел Селявное, Дивногорье, Колодезное.

В своем исследовании мы так же использовали литературу: исторический очерк П.В. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь», написанный еще в 1904 г., книгу известного воронежского краеведа Л. В. Кригер «Каширские родники». Отдельно хотим выразить благодарность интернет ресурсам «Русские церкви» (rustemple.narod.ru) и авторам сайтов Воронежской духовной семинарии и Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря.


















I. Географические объекты Коротоякского тракта.


Коротоякский тракт – одна из важнейших транспортных артерий Воронежской губернии XIX – нач. ХХ века. Он связывал губернский город с населенными пунктами юго-западных уездов. Далее из Коротояка можно было добраться до Острогожска, а затем в Белгород и Малороссийские губернии.

Осознавая ценность тракта в хозяйственной жизни края, губернские власти выделили средства на мощение дороги камнем. Каменная дорога позволяла передвигаться в условиях весенней и осенней распутицы, когда на грунтовых путях движение фактически прекращалось.

Жители Каширского района рассказали нам, что до последнего времени в лесу между Круглым и Михайловкой сохранялся фрагмент этой булыжной мостовой. Однако когда пришла мода на альпийские горки на клумбах, и началось массовое строительство дач в окрестностях Нововоронежа, большую часть старинного дорожного камня растащили по домам. Но и сегодня, если тщательно поискать, можно еще найти отдельные фрагменты2.

Какие же населенные пункты находились на Коротоякском тракте? От Воронежа через Чернавский мост дорога шла мимо населенных пунктов, ныне уже являющихся чертой города – это Монастырщина (остановка Нижняя), Ивановка (остановка ДК Кирова), Песчанка или на некоторых картах Песчановка (микрорайон «Машмет»), Масловка. Далее проходила через хутор Тавровский, ныне дачи. Хутор Хобяки (на некоторых картах Косяки) и хутор Мышерик. Сегодня они составляют поселок им. Дзержинского3, здесь тракт пересекал железную дорогу. Затем тракт входил в крупный населенный пункт Олень-Колодезь, далее шли Оленка (сегодня Новоаленовка) и Круглое. Пересекал тракт по тем временам достаточно крупные населенные пункты Аношкино и Старую Хворостань, частично заходил в Лесогорскую пустынь (ныне не сохранившуюся) и Машкино. В стороне от тракта оставались Бадеевка и Троицкое (дорога обходила их восточнее). Далее тракт входил в Коротояк, пересекал Дон и уходил на Острогожск. Но паломники, стремившиеся в Дивногорский монастырь, должны были свернуть с тракта на лево и по проселочным дорогам, переправившись через р. Тихая Сосна, добраться до Дивногорья.

Общая протяженность пути в современных единицах измерения составляет около 90 км. За сколько времени пешком можно было пройти этот путь? Андрей Меркулов на портале ответы-майл.ру дает такие расчеты: «Средняя скорость пешехода составляет 5 км/ч. Это по ровному, твёрдому грунту. Не тренированный человек может идти без привала в таком темпе примерно 2 часа. Отдых нужен 10-15 минут. Вот и получается, что за день можно пройти (с учётом коротких остановок и привала для приёма пищи) 40, максимум 50 км. Безусловно, это среднестатистический показатель. Хотя в старое время даже лошади не бежали больше 50 километров, потому и почтовые Ямы располагались на таком расстоянии, и французская мера длины 1 лье приблизительно равна однодневному переходу»4. В эти расчеты мы должны внести еще коррективы: семьи могли идти с детьми и пожилыми людьми, что замедляло темп движения. К этому так же надо добавить, что пищу приходилось готовить в полевых условиях на костре (предварительно собрав сухие ветки), это могло занимать около 1 часа, а может и больше.

На основе вышеизложенного, мы предполагаем, что пеший путь от Воронежа до Дивногорья составлял два – два с половиной дня. Наиболее удобное место для ночлега Олень-Колодезь в 35 км от Воронежа. Тем более, что мы нашли в книге «Список населенных мест по сведениям 1859» указание, что там была почтовая станция, а значит и места для отдыха5. Для здоровых взрослых людей это могло быть и Аношкино в 55 км от губернского города.

Какая же святыня заставляла проходить такие расстояния?


















II. Сицилийская икона Божией Матери Свято-Успенского Дивногорского монастыря.


В книге Никольского П.В. «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк», вышедшей в свет в Воронеже в 1904 г. мы нашли историю обретения Сицилийской иконы Божьей Матери.

«В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали, завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье. Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным, тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность». На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. Священный Синод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь (на подворье монастыря).

В 1858 г. жители слободы Алексеевка Бирюченского уезда обратились к Епархиальному начальству с прошением о дозволении принимать у себя святую икону с 20 ноября до 20 февраля - в память избавления слободы от бывших в 1858 году пожаров. Эти пожары прекратились после молитв пред чудотворною иконою (29 сентября 1858 г.), вследствие чего жители Алексеевки дали обет совершать пред иконою ежедневно молебствие. По ходатайству преосвященного Иосифа, Св. Синод 2/15 ноября 1860 г. разрешил износить икону на указанный срок в Алексеевку. По традиции провожали святую икону так же, как в Острогожск. В 1887 г. срок пребываниясвятой иконы в Алексеевке был сокращен на 2 месяца.

Между тем случаи чудесного заступничества Божией Матери прибегающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворною Сицилийскою иконою продолжались. Но так как эти случаи передавались устно и потому могли забываться или искажаться, то Воронежская Духовная Консистория 28 марта 1862 года определила: «Хотя многие из поклонников, обращавшихся с верою и молитвой к Божией Матери, перед чудотворною Ее иконою, именуемою Сицилийскою, удостаивались получать исцеление от различных и тяжелых недугов своих, как это утверждают очевидцы, но таковые исцеления не вносились при монастыре своевременно в запись, а потому в настоящее время очень трудно привести их в известность». Поэтому по распоряжению преосвященного Иосифа Духовная Консистория вменила в обязанность настоятелю монастыря игумену Анфиму ввести при монастыре «запись - удостоверяемую братией монастырской о всех достоверных засвидетельствованных благодатных знамениях, какие могут совершаться при означенной иконе Божией Матери; и своевременно доносить о том Епархиальному Начальству». Конечно, и после этого распоряжения далеко не все чудесные знамения от святой иконы были засвидетельствованы и занесены в монастырские записи. Благочестивые люди весьма часто из чувства смирения скрывают в глубине души особые знамения к ним милости Божией. Поэтому многие чудеса так и остаются сокрытыми, другие открываются случайно спустя несколько лет после их совершения»6.

В Памятной книжке Воронежской губернии за 1904 г. в разделе «Местные праздник и крестные ходы в Воронежской губернии» мы нашли сведения о крестных ходах с Сицилийской иконой Божией Матери:

«В Коротояк:

1-го июля, из Дивногорского монастыря в Коротояк.

15 августа, из Коротояка обратно в монастырь.

В Острогожск:

29 августа, из Дивногорского монастыря в Острогожск.

20 октября, из Острогожска обратно в монастырь»7.

Однако, это не полный список мест, куда выносилась чудотворная икона. «Чудотворная икона износится из монастыря на следующие сроки. С 29 августа по 28 сентября - в г. Острогожск, с 29 сентября по 29 октября - в слободу Алексеевку, с 30 октября по 6 ноября - в слободу Новенькую и Дубовскую, с 7 по 15 ноября - в г. Бирюч, с 1 по 10 мая - в г. Бобров, с 11 по 18 мая в степи - именье гр. Орлова-Давыдова, с 11 июля по 1 августа в г. Коротояк, со 2 по 8 августа - в с. Репьевку, с 24 по 28 августа в слободу Лиски»8.

В какие же дни паломники могли поклониться ей в самом Дивногорском монастыре: с 15 ноября по 1 мая и с 18 мая по 11 июля. С 11 июля по 1 августа икону так же можно было видеть в Коротояке.

П.В. Никольский собрал множество свидетельств о чудесах от Сицилийской иконы Божьей Матери. География мест, откуда приходили исцеленные, обширна: слобода Калач, Богучарского уезда; город Бобров; деревня Красный Рог, села Перестряш, Новосил. уезда Тульской губернии; город Екатеринодар Черноморской волости; слобода Бутурлиновка Бобровского уезда.













III. Храмы по Коротоякскому тракту.

Какие же храмы располагались по Коротоякскому тракту?

Начнем с церкви Успения Пресвятой Богородицы (церковь Успения слободы Монастырщенка), расположеннной на левом берегу города Воронежа. Основана она была на деньги местных жителей в 1848 году.

Тот, кто внес наибольшую сумму считался строителем храма. Им был крестьянин Иосиф Васильевич Синицин, позже он стал церковным старостой и являлся им в течение 15 лет. С благословения Высокопреосвещеннейшего Парфения, архиепископа Воронежского и Задонского, в трапезной появились приделы в честь апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского (два года спустя). Один из них появился благодаря купцу Сергею Петровичу Ефимову, пожертовавшему свои средства. Позже у церкви появилось приходское кладбище, отгороженное от мирской жизни стеной.

В открывшемся храме несли службу священник и два причетника, живущих «доброхотными подаяниями от крестьян». Успенская церковь владела 34 десятинами земли. В 1851 году вокруг храма началось строительство домов9.

Успенская церковь на Левом берегу оставалась одной из немногих церквей, которые продолжали службу до середины 1930-х годов. «Компетентным органам» это обстоятельство не давало покоя: они видели свою миссию в полном искоренении очагов религии. К тому же теперь речь шла о городской церкви: Монастырщенка в 1930 году вошла в черту Воронежа. В феврале 1936 года архиепископ Петр (Соколов) определил на священническое место в Монастырщенку отца Иоанна Баженова. Полгода спустя тот на очной ставке обвинил владыку в антисоветской деятельности. Летом 1937 года сотрудники НКВД одному из своих агентов в среде обновленческого духовенства дали задание: «ликвидировать церковь и духовенство в с. Монастырщина под городом». Священник-перевертыш в исполнении приказа не преуспел, сам был арестован и расстрелян. Но власти скоро добились своего - в 1939 году Успенскую церковь закрыли со стандартной мотивировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт»10. С 1987 г началось восстановление храма, сегодня он располагается на территории Воронежской духовной семинарии.

Далее по тракту следовали деревни Ивановка и Песчановка, церквей в них не было и жители ходили на Монастырщину в Успенский собор, об этом мы нашли свидетельства нашего земляка В.Н. Костенко, упоминавшего этот факт в книге «Барак».

Следующим населенным пунктом по тракту была Алексеевка она же Масловка (по владению купца Маслова). В книге «Населенные места Воронежской губернии» за 1859 г. наличие церкви в Масловке не отмечено11. Прихожане посещали Петропавловский храм села Таврово12.

В Олень-Колодезе путники отдыхали на почтовой станции и могли зайти помолиться в храм. В селе существовала каменная церковь Михаила Архангела, построенная в 1783 году. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в Олень-Колодезе, Коротоякскаго уезда, с приделом в трапезной святых мучеников Гурия, Самона, Авива, каменная с колокольнею, построена в 1783 г. В церковной ограде каменная лавка. Земли 42 десятины пахатной. Есть план и межевая книга. Прихожан 1220 душ, из них раскольников 40 душ»13. К сожалению сегодня церковь утрачена.

За Олень-Колодезем по «большой Коротоякской дороге» располагалось село Круглое. В 1900 г. в нем было 1208 жителей. В 1868 г. здесь была построена деревянная Покровская церковь.14 К сожалению сегодня этот храм не сохранился.

Следующий храм в Аношкино. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Село Аношкино в 60 верстах от Воронежа, на реке Дон; первоначальное население его относят к концу XVII века; первые поселенцы были однодворцы из села Хохла, Воронежского уезда. Название свое село заняло от одного из первых поселенцев, солдата Онуфрия, в простонародьи известнаго под именем Аношки. В 1696 г. Государь Петр I отправился по реке Дону в Азов, по пути близ нынешнего села Аношкина встретил его с хлебом-солью солдат Аношка. Петру понравился старик Онуфрий, он подарил ему икону Иоанна Богослова и приказал новый поселок, еще неимевший наименования, назвать Аношкиным. Эта икона и доселе хранится в Аношкиной церкви»15.

Дмитрий (Самбикин) пишет: «Церковь в селе Аношкине, Коротоякскаго уезда. Прихожан 1200 душ. По народному преданию первая, деревянная церковь в Аношкине была построена вскоре после 1696 года и посвящена в честь Вознесения Господня. При этой церкви в 1730 году был поп Максим. С 1742 года был священником Кондрат Абрамов. Настоящая же каменная церковь была построена в 1789 году и находится несколько выше старой (на восточною сторону)»16.

Но наступила революционная смута, и храм опустел. В 1930-х годах чекисты расстреляли последнего батюшку вместе с женой и тремя детьми. Было предположение, что перед исчезновением священник успел спрятать церковную утварь. В 1994 году в храм привезли специалиста с оборудованием для поиска металла, но вместо утвари у стены с внешней стороны нашли останки трех человек - священника с семьей. Они были похоронены за алтарем церкви. Сейчас надпись на могильном камне гласит: «Убиенный протоиерей Евфимий с матушкой и тремя чадами. 1930»17. Храм начали восстанавливать в 1993 г.

С церковью Вознесения Господня в Аношкино связано множество преданий. Например, местные жители рассказали нам легенду о подземном ходе. При восстановлении под церковью был обнаружен затопленный водой подвал. Тут же поползли слухи, что это подземный ход на меловые каменоломни под Титчихой, и нашлись многочисленные старожилы, которым «бабушки» рассказывали, как в детстве по этому подземелью ходили. Вызвали из Воронежа водолазов, но те, сколько ни ныряли, ничего найти не смогли. Но предание все равно ходит среди местных жителей.

За Аношкиным по тракту следовала Старая Хворостань. Там находился храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1802 году в Старой Хворостани была построена каменная Покровская церковь. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Старой Хворостани, Коротоякскаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1802 году. Земли пахатной 30 десятин и сенокосной 3 десятины. Есть план и межевая книга, в церковной ризнице. Причт получает % с 14 билетов на сумму 2090 рублей. К этой церкви считается приписными Архангельская церковь села Бодеева и Николаевская церковь села Машкина. Прихожан 1020 душ. В старой Хворостани прежде ныне существующей была деревянная, построенная в 1762 году, на место ея начата постройкою новая каменная с 1798 года. При этой церкви с 1735 года священствовал Филипп Иванов»18.

«Церковь в годы богоборчества была закрыта, все это время в храме и на его территории размещались сельскохозяйственные ремонтные мастерские и склады. Позже был заброшен. С 2006 года церковь восстанавливается. 1 апреля 2007 года, по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, благочинный Лискинского церковного округа протоиерей Василий Вылуск освятил колокол для возрождающегося храма»19.

Недалеко от Старой Хворостани располагалось Машкино и Бадеевка. Как мы уже знаем там располагались церкви, приписанные к Покровской церкви Старой Хворостани: Архангельская церковь села Бодеева и Николаевская церковь села Машкина. Оба храма сохранились до наших дней, идет их восстановление.

За Бодеевкой чуть в стороне от тракта у с. Троицкое в XIX веке был обнаружен святой источник. «У озера Белое было явление иконы Святой Троицы и пробился родничок. Люди построили деревянный сруб на родничке - криницу. Прошли годы и во времена СССР старый сруб разрушился, в конце 60 годов прошлого века вместо сруба были установлены бетонные кольца. Со временем люди стали реже приходить к кринице и "подзабыли" о его Святости. Сегодня в селе мало кто помнит, что криница и есть святой источник, но также есть жители которые хотят облагородить Святой источник, произвести очистку и поставить над ним крышу»20.

А далее путешественники попадали в Коротояк, где они могли видеть ныне утраченные храмы: Вознесения Господня и церковь Архангела Михаила. Церковь Архангела Михаила была построена в 1864 году и разрушена в 1930-е. В уцелевшей трапезной в советские годы было овощехранилище. Сейчас здание возвращено прихожанам21.

А дальше путь паломников шел в Дивногорский Успенский монастырь к чудотворной иконе. Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель22.

Нам удалось разыскать местную жительницу Шерешеву Екатерину Федоровну 1930 года рождения. Ее мать Бондаревская Мария Ивановна 1904 года рождения жительница села Селявное в юности участвовала в крестных ходах с иконой Сицилийской Божьей Матери, по ее словам икону забирали в Селявное на Пасху. Так же мать рассказывала Екатерине Федоровне, что поток паломников к иконе не иссякал, очень много богомольцев было из Воронежа, они приходили к иконе пешком. Ночевали под открытым небом или у местных жителей. Приезжали поклониться чудотворному образу и из Москвы, и из Украины (украинских паломников было особенно много). Подтверждает слова Екатерины Федоровны фотография конца XIX века. На ней бесконечный людской поток к иконе в Больших Дивах23.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе исследования нами был восстановлен паломнический маршрут из города Воронежа в Дивногорский Успенский монастырь по старому, ныне уже не существующему, Коротоякскому тракту. Удалось составить перечень святых мест, встречавшихся паломникам по «большой дороге»: десять церквей и один святой источник. К сожалению, некоторая их часть сегодня безвозвратно утрачена.

На примере истории поклонения Сицилийской иконе Божьей Матери жителями Воронежского края мы можем проследить уникальные традиции русского православного народного паломничества. «Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью»24. Но в XIX веке ни турфирм, ни быстроходных средств передвижения не было, а передвигаться верхом (на своих или почтовых лошадях) было для многих непозволительной роскошью. Однако это не останавливало благочестивых людей, чья искренняя вера заставляла их пускаться в дорогу. А многие, даже имея возможность нанять экипаж, предпочитали идти пешком, проявляя особое уважение к святому месту и искренне желание искупить грехи телесными трудами и живой молитвой.















ИСТОЧНИКИ и ЛИТЕРАТУРА


1. Бывшие города Черноземья. Часть II. Воронежская область // http://catrina-burana.livejournal.com/15797.html

2. Воронежская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. – СПб.: Центральный статистический комитет, 1865

3. Воронежская духовная семинария // http://www.vpds.ru/istoriya-khrama

Воронежская область. Лискинский район. Село Аношкино. Церковь Вознесения 4. Господня // http://rustemple.narod.ru/vrn_anoshkino.html

5. Воронежская область. Лискинский район. Село Старая Хворостань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы // http://rustemple.narod.ru/vrn_staraya_hvorostan.html

6. Воронеж. Церковь Петра и Павла в Маcловке // http://rustemple.narod.ru/voronezh_petra_pavla_maslovka.html

7. Игумен Пахомий (Барсуков). О поломничестве // Православие и современность. 8 декабря 2010.

8. Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, B.C. Бобринской. - М.: Правосл. Св.-Тихон. богословск. институт,1999.

9. Кригер Л.В. Каширские родники. Терра инкогнито. – Воронеж: «Альбом», 2010.

10. Никольский П.В. Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк, - Воронеж, 1904 // дивногорский-монастырь.рф/ikona-siczilijskaya.html

11. Обложка книги: Марков Е. Л. В стране белых гор. Поездка в Дивногорье / Науч. ред. проф. А. В. Бережной. — Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2007.

12. Памятная книжка воронежской губернии 1904 г./ сост. под ред. Д. Г. Тюменева. - Воронеж: Издание Воронежского губернского статистического комитета: Типолитография губернского правления, 1904.

13. Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск I, - Воронеж: типография В.И. Исаева, 1884.

14. Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря// http: дивногорский-монастырь.рф

15. Святой источник/ Воронежская область/ Лискинский район // http://svyato.info/voronezhskaja-oblast/liskinskijj-rajjon-voronezhskaja-oblast/selo-troickoe-liskinskiy/10426-rodnik-svyatoy-istochnik-svyato-troickaya-krinica.html




ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Сицилийская икона Божией Матери Свято-Успенского Дивногорского монастыря.


Приложение 2.


Приложение 3. Карта Стрельбицкого 1871 г. и современная карта Воронежской области (с сайта http://retromap.ru)

Красный цвет – восстановленные или восстанавливающиеся памятники;

Черный цвет – утраченные.





Приложение 4.

Фотографии паломников XIX века.


1 Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, B.C. Бобринской. - М.: Правосл. Св.-Тихон. богословск. институт,1999. - С. 98.

2 Свидетельство жителя с. Колодезное Христенко Сергея Михайловича.

3 Кригер Л.В. Каширские родники. Терра инкогнито. – Воронеж: «Альбом», 2010, - С. 20.

4 Марков А. Сколько в день может пройти человек? // https://otvet.mail.ru/question/58532828

5 Воронежская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. – СПб.: Центральный статистический комитет, 1865, - С.92.

6 Никольский П.В. Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк, - Воронеж, 1904 // дивногорский-монастырь.рф/ikona-siczilijskaya.html

7 Памятная книжка воронежской губернии 1904 г./ сост. под ред. Д. Г. Тюменева. - Воронеж: Издание Воронежского губернского статистического комитета: Типолитография губернского правления, 1904. - С.8.

8 Никольский П.В. Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк, - Воронеж, 1904 // дивногорский-монастырь.рф/ikona-siczilijskaya.html

9 Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск I, - Воронеж: типография В.И. Исаева, 1884.

10 Воронежская духовная семинария // http://www.vpds.ru/istoriya-khrama

11 Воронежская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. – СПб.: Центральный статистический комитет, 1865, - С.15.

12 Воронеж. Церковь Петра и Павла в Маcловке // http://rustemple.narod.ru/voronezh_petra_pavla_maslovka.html

13 Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск I, - Воронеж: типография В.И. Исаева, 1884.

14 Кригер Л.В. Каширские родники. Терра инкогнито. – Воронеж: «Альбом», 2010. – С.36.

15 Воронежская область. Лискинский район. Село Аношкино. Церковь Вознесения Господня // http://rustemple.narod.ru/vrn_anoshkino.html

16 Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск I, - Воронеж: типография В.И. Исаева, 1884.

17 Воронежская область. Лискинский район. Село Аношкино. Церковь Вознесения Господня // http://rustemple.narod.ru/vrn_anoshkino.html

18 Самбикин Д.И. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Выпуск I, - Воронеж: типография В.И. Исаева, 1884.

19 Воронежская область. Лискинский район. Село Старая Хворостань. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы // http://rustemple.narod.ru/vrn_staraya_hvorostan.html

20 Святой источник/ Воронежская область/ Лискинский район // http://svyato.info/voronezhskaja-oblast/liskinskijj-rajjon-voronezhskaja-oblast/selo-troickoe-liskinskiy/10426-rodnik-svyatoy-istochnik-svyato-troickaya-krinica.html

21 Бывшие города Черноземья. Часть II. Воронежская область // http://catrina-burana.livejournal.com/15797.html

22Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря// http: дивногорский-монастырь.рф

23 Обложка книги: Марков Е. Л. В стране белых гор. Поездка в Дивногорье / Науч. ред. проф. А. В. Бережной. — Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2007. — С. 64.

24 Игумен Пахомий (Барсуков). О поломничестве // Православие и современность. 8 декабря 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!