СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» в контексте социально-экономического развития России в пореформенный период».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в системе уроков, посвящённых изучению творчества Ф.М. Достоевского по программе Г.И. Беленького и др.

Просмотр содержимого документа
««Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» в контексте социально-экономического развития России в пореформенный период».»

Открытый урок по предмету «Литература» в 7 классе

Разработала учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СШ№70 г. Ульяновска Еленец С.Н. совместно с учителем истории МБОУ СШ №70 Гаязетдиновой Ю.А.

Тема урока: «Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» в контексте социально-экономического развития России в пореформенный период».

Цель урока: На примере произведения Ф.М. Достоевского изучить жизнь обездоленных детей в России 40-90 годов 19 века, воздействуя на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферу восприятия обучающихся.

Задачи:

1) обучающие – осветить творческую историю изучаемого произведения в контексте социально-экономического развития России в пореформенный период; познакомить обучающихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;

2) развивающие - формирование умения анализировать прозаическое произведение, наблюдать за художественным словом, делать свои выводы формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации, развитие речи и творческих способностей обучающихся;

3) воспитательные - понять сложности взаимоотношений между людьми, воспитание общечеловеческих ценностей; нравственное и эстетическое воспитание обучающихся через приобщение к классической литературе.

Место урока в тематическом планировании: урок внеклассного чтения в системе уроков, посвящённых изучению творчества Ф.М. Достоевского по программе Г.И. Беленького и др.

Тип урока: комбинированный.

Оснащение урока: оборудование для демонстрации презентационного материала, портрет писателя, стенды для наглядного материала, тексты изучаемого произведения, доска.

Основные этапы урока.

Приветствие учащихся. Актуализация знаний.

Учитель обращает внимание на оформление доски. На портрет. Дети делают вывод, что на уроке разговор пойдёт о творчестве Ф.М. Достоевского, чьё творчество уже обсуждалось на предыдущих уроках.

Слово учителя.

У: Сегодня мы продолжим разговор о произведениях Ф.М. Достоевского. А именно, поговорим о рассказе «Мальчик у Христа на ёлке».

Вы удивлены, что весной, накануне праздника Пасха, мы будем читать святочный рассказ? Ведь все зимние праздники закончились. Давно закончились и Святки.

Но я была удивлена не меньше, когда узнала, что сам Ф.М. Достоевский не раз публично читал именно этот рассказ не только в рождественские, но и в пасхальные дни на литературных вечерах для детей.

У: Отчего же выбор автора пал именно на этот рассказ в преддверии таких светлых, святых праздников? Подумаем вместе над этим вопросом.

Но вначале обратимся к эпиграфу. Именно эту мысль вложил в уста одному из своих героев Ф.М. Достоевский.

У: Как вы понимаете это слова?

Нельзя построить новый, счастливый мир, если ценой этому будут страдания маленького, беззащитного, невинного существа.

Эта мысль мучила Ф.М. ещё с 40 годов вплоть до момента написания рассказа. А что же происходило в России с 40 по 90 годы 19 века? За что нужно было платить такой невероятной ценой, как слёзы замученного, голодного ребёнка?

Спросим об этом настоящего эксперта, историка.

(Выступление учителя истории о социально-экономическом развитии России в пореформенный период с демонстрацией презентационного материала).

Слово учителя: Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» завершает работу писателя над трагической темой голодного и нищего ребёнка. Мы уже много знаем о трудной жизни детей в царской России. Но отчего всё же нужно прочесть и этот рассказ? Выясним это.

Чтение рассказа.

1 часть читает учитель ( или оба учителя в паре)

2 часть читают подготовленные из класса дети.

Учитель иллюстрирует чтение детей, используя презентационный материал.

У: Какие впечатления у вас вызвал этот рассказ?

Практическая работа.

У: А автор хотел нам показать правду? Или всё это он придумал?

Итак, группа историков найдёт в тексте Достоевского точные указания на факты, на историческую правду (возглавляет группу учитель истории). А художественный вымысел, присутствующий в рассказе поищем мы, группа литераторов.

Уважаемые гости, прошу вас побыть в качестве экспертов. Чьи же доводы вам покажутся наиболее убедительными?

Групповая работа и выступления учащихся. Резюме экспертов.

Анализ полученных результатов.

У: А зачем Достоевский написал этот рассказ? И зачем читал его именно детям? Ведь, по словам одного из цензоров 19 века, «менее подходящего к детскому возрасту писателя не существует».

Дети подводят итог, что это произведение учит доброте и состраданию.

И ещё, выражаясь словами А.П. Чехова: За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучаться и напоминать, что есть ещё несчастные…»

У: Смог бы учебник по истории помочь вам научиться сочувствию, гуманизму? А может рассказ Ф.М. Достоевского рассказать нам об истории нашей страны?

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: может ли существовать литература без истории, а история без художественной литературы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!