7
Святки «Коляда, коляда, отворяй ворота!» -2018
старшая, подготовительная
Цель: Приобщение к русской народной культуре, знакомство со Святочными гуляньями, привитие любви к Родине, знакомство дошкольников с обычаями и традициями народного праздника.
Задачи:
- Исполнение народных песен, игр, колядок, творчество детей, развивать актёрское мастерство в инсценировках.
- Развивать способность детей эмоционально передавать образ героев- персонажей.
- Участие их в народных играх и хороводах, положительные эмоции коммуникативные качества развивать в детях, показать участие в празднике взрослых гостей.
-Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение
слушать, развивать фантазию, творческие способности воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»:
-продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
-совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения;
-формировать певческие навыки: умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо;
- продолжать знакомить с русским хороводом, пляской.
Образовательная область «Физическое развитие»:
-продолжать закреплять умение детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество;
-совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
-развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
-закреплять знания о русских народных праздниках и обычаях .
Образовательная область «Речевое развитие»:
-выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка;
-помогать логично и понятно высказывать суждение;
-способствовать развитию любознательности;
-помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками;
-пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний;
-развивать артикуляционный аппарат.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
-воспитывать уважительное отношение к окружающим; обогащать словарь детей вежливыми словами.
Методы и приемы:
- наглядный -наблюдение, слушание;
- словесный -беседа, вопросы к детям
Атрибуты: Солнце на шесте, маски собачек,петушков, козочка, сумочка с конфетами , музыкальные инструменты, пирог, самовар и чашки, печь, мешок, бубен, бочка мёда, подносы с угощением, музыкальный проигрыватель с аудиозаписями, платки.
Оформление зала: декорации русской избы - русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, в мисках баранки, пряники, сушки, на полу полотняные дорожки.
Действующие лица:
Ведущий: воспитатель
Баба Яга: воспитатель
Леший: воспитатель
Ряженные: дети всех групп ( ст., подг.)
Звучит колокольный звон
Дети старшей группы сидят уже в зале на своих местах.
Дети приходят ,как ряженные и остаются на празднике, участниками.
Дети входят в зал и рассаживаются
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались на не обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Ведущий: Напомните мне, какие праздники мы отметили недавно?
Дети: Новый год, Рождество.
Ведущий: Рождество называют днём примирения, доброты и миролюбия.
Это праздник любви на Земле, праздник радости и света. От Рождества и до следующего праздника Крещения - это время гуляний, маскарадов, игр, ряжения, катаний на лошадях, гаданий и колядования. Ещё это время называют святыми неделями или Святки.
Дети колядовали, развлекались обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки-это шуточные песенки, а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных. Пришло время гостей встречать.
Выходят ряженные дети подготовительной группы
В руках солнце на палке, мешочек для угощения
Колядка подг.гр:
Пришла коляда
Накануне Рождества
Пошто пришла
Накануне Рождества
Доставайте сундучок
Подавайте пятачок
Пятачка мало
Два куска сала.
Подавайте пирог
А то сядем на порог
Пирога мало
Два куска сала.
Ведущий: Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу!
Красному гостю – красное место!
Принимаем мы , ребята
Коляду в наш уголок.
Пусть сегодня в этом зале
Каждый пляшет и поет.
Песня Величальная О.Лыков подг.гр
Ведущий: Вы ребята молодцы!
Выступали от души.
Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!
Садятся на стулья
Ведущий: А вот и ответное слово нашим гостям.
Выходят ряженные дети старшей группы
В руках солнце на палке, мешочек для угощения
Колядка старш.гр
Коляда-моляда.
Прикатила молода.
мы нашли коляду
В нашем детском саду!
Мы ходили, мы искали.
Коляду святую.
А нашлась коляда
Да у нашего двора!
Дай вам, Боже, урожай хороший:
Рожь да пшеницу, Овёс да чечевицу,
В поле зерно, В доме – добро!
Ведущий: Я рада вас всех видеть на нашем празднике.
Милости просим, гости дорогие!
Будем день мы коротать, будем весело играть !
Песня «Ой,вы,гостюшки» О.Лыков старш.гр
Ведущий: И вы примите от нас угощенье!
Садятся на стулья
Ведущий: В песенках-колядках приговаривали, желая хорошего урожая хозяевам. Это вы сейчас и слышали. В те времена у людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтому они сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли.
Ведущий: Повеселились мы, да потешились
Пора и другую коляду зазывать
В гости приглашать!
Эй, коляда, маляда,
Золотая борода.
Приходи, коляда,
Открываем ворота!
(Входят ряженные Баба Яга и Леший под песню Коляда)
Баба Яга: Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровы были
Много лет жили.
Леший Коляда, Коляда
Накануне Рождества.
Тетенька, добренька,
Дай пирожка сдобненька.
Б.Я и Леший: Сеем, сеем, посеваем
С Новым годом поздравляем!
Баба яга А знаете, есть такая примета, кто в новый год чихнет, тот сто лет проживет!
Кто болеть не хочет – чихнем все вместе!
Три- четыре- Апчхи!
Леший: Дай вам бог здоровья!
Леший:А теперь мы погадаем,
И в корзиночки заглянем.
Что вас ждёт в этом году?
Кто сердится на судьбу?
(По середине зала стоит лавка, на ней 6 корзинок)
Леший: Корзиночка,корзиночка,
Скажи нам дружочек:
Что сбудется, что станется,
Плохое пусть останется.
(Вынимает предметы из корзинок по-очереди)
1.«Полотенце! Полотенце далеко расстилается, ждёт вас дорога, путешествие»
2.«Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. Богатство, достаток в вашем доме будет»
3.«Колечко! Сея муку, пеки пироги, к тебе гости будут, а к ней женихи.
(показ. На девочку) »
4. «Лента! Лента к богатству, прибыли в семье вашей»
Одина корзина осталась!
Баба-яга Погадай и мне! Я тоже счастье хочу.
Леший достаёт веточку
Баба Яга: Что это, расстолкуй?
Леший: Видно к новому помелу. (подаёт новую метлу)
Баба-яга: (заглядывает в горшочек) А колечка нет?
Леший: Так кто же тебя замуж возьмёт, старую?
Баба-яга: Ах , вот вы как! (разгоняет Лешего помелом )
Пошутите вы у меня! Устрою я вам экзамен! Кто самый смелый?
Кто умеет летать на метле?
Игра «Бег на метле» подг.гр
Баба-яга: Мой чудесный башмачок,
Становись на каблучок!
С кем играть мне подскажи,
Я бросаю: Раз два три!
(бросает через плечо свой валенок к детям старш.гр ).
Затем раскидывает варежкина пол
Кто-то варежки все растерял. Нужно пару подобрать.
Игра «Найди пару варежкам» старш.гр
Леший: А теперь пришла и моя пора поиграть, ребятишек повеселить.
Давай яга покажем. Как мы лихо со снежинками умеем играть.
Игра «Снежинки летают по 2,3,4,5,
Баба-яга: Ай, спасибо хозяевам, да малым ребятушкам.
Да спасибо тому, кто в этом дому!
Леший: Мы и пели и плясали, праздник святки отмечали.
Ох, понравилось у вас, мы придём ещё не раз!
Ведущий: Спасибо за песню, Спасибо за славу,
Для вас угощенье готово на славу!
Угощают Бабу Ягу и Лешего
Баба Яга и Леший: До свидания , ребята!
Баба Яга и Леший уходят
Песня «Прощальная» О.Лыков подг.гр
Ведущая:
Посмотрите, ряженые мешочек свой оставили и записка в нём.
Пусть любовь и добро
С вами рядом живут.
Веселье и радость вы получайте,
Нас нечистых, вспоминайте.
Не бывало Святок без гаданий.
Вы в мешочек загляните и записочки найдите!
Ведущий: Для девушек это было самое главное в Святых вечерах, они пытались узнать свою судьбу на предстоящий год. Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане. И мы с вами сейчас погадаем, какой год будет у вас узнаем
Если встретится улыбка, всё будет у вас хорошо,
(Звучит музыка, и дети из мешочков достают закрутки гадальные.)
Ведущий: Понравились вам наши святки? Пора нам прощаться до следующей встречи.
Дети под музыку выходят из зала