СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свет как экологический фактор

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Свет как экологический фактор»

Используя содержание текста "Свет как экологический фактор", ответьте на

вопросы.

 

СВЕТ КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Свет – важный экологический фактор. Он служит основным источником энергии для фотосинтеза, обеспечивает поддержание теплового и водного баланса в организме, создаёт условия для ориентирования в пространстве. Основным источником света на Земле является Солнце. Солнечная радиация различается по интенсивности и качеству: ультрафиолетовые лучи, видимые лучи, инфракрасные лучи.

Коротковолновые ультрафиолетовые лучи губительны для всего живого и задерживаются озоновым экраном. Небольшое количество длинноволновых ультрафиолетовых лучей достигает поверхности Земли и оказывает бактерицидное действие. Часть длинноволновых ультрафиолетовых лучей используется некоторыми животными и человеком для выработки антирахитичного витамина D.

Видимая часть солнечного спектра активно используется фотосинтезирующими организмами. В пределах этой части спектра выделяют область фотосинтетически активной радиации (ФАР), которая поглощается хлорофиллом и вовлекается в фотосинтез. Поэтому видимая часть солнечного спектра важна для фототрофных организмов – основных производителей первичного органического вещества на планете.

Инфракрасные лучи – основной источник тепловой энергии. Они вызывают нагревание тел организмов, повышают в них уровень теплообмена и увеличивают испарение через покровы тела воды и пота. Инфракрасные лучи необходимы также и растениям: они создают наиболее благоприятные условия для поглощения через устьица углекислого газа.


  1. Кто из организмов первыми улавливает энергию солнечного света?

  1. растения

  2. все живые организмы

  3. насекомые

  4. животные


  1. Почему свет является важным экологическим фактором для живых организмов? Ответ с пояснением напишите в рамке.




  1. Проанализируйте текст и заполните в таблице графы «Положительное и отрицательное воздействие на организмы»


Виды излучения

Положительное воздействие на организмы

Отрицательное воздействие на организмы

Видимый свет

(А)

ожог сетчатки, ухудшение зрения

Инфракрасные лучи

источник тепла

(Б)

Ультрафиолетовые лучи

(В)

мутации


  1. Познакомьтесь с таблицей «Экологические группы животных по отношению к свету» и выполните задание. Распределите животных по экологическим группам:

Примеры Экологические

животных: группы:

А) Еж 1) дневные

Б) Заяц 2) ночные

В) Медведь 3) сумеречные

Г) Летучая мышь

Д) Барсук

Е) Сова


Ответ запишите в таблицу:


А

Б

В

Г

Д

Е








5) Многим организмам свойственна реакция на суточные ритмы освещения, т. е. на соотношение светлого (длина дня) и темного (длина ночи) периодов суток. Реакция, выражающаяся в изменении процессов роста и развития, называется фотопериодизмом (от греч. фотос – свет и период). Фотопериодизм присущ как растениям, так и животным. Так, у птиц и крупных млекопитающих с фотопериодизмом связана сезонная миграция, осенняя и весенняя линьки, переход к зимней спячке и многое другое. Не менее важна фотопериодическая регуляция и для сезонной половой активности животных. Фотопериодизм влияет и на пищевое поведение: под влиянием коротких дней животные умеренных широт начинают искать более калорийную пищу.


Выберите три верных ответа:

Фотопериодизм у животных определяет…

а) сроки размножения;

б) время начала дальних миграций;

в) время начала зимней спячки;

г) различия в окраске;

д) различия в размерах;

е) плодовитость.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!