СВ 510 | МДК.03.02 Коммерческая эксплуатация |
Преподаватель: Золотухо Юлия Александровна |
E-mail: [email protected] |
Дата выдачи задания | Срок выполнения |
09.11-10.11.2020г. | 15.11.2020г. |
| |
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: | Тема: Основы коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта |
Список литературы: | https://studfile.net/preview/7378195/ - Л.В. Багров Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте: Учебник https://studfile.net/preview/5648129/ - А. Г. Лошкарев, в. В. Степкова коммерческая эксплуатация судов |
Задание 1: Ознакомиться с лекцией.
Задание 2: После ознакомления с материалом составьте конспект занятия по следующему алгоритму (заполните недостающие определения и слова, словосочетания).
Раздел I. Основы коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта
Глава 1. Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте
§ 1.1. Основные цели и задачи функционирования внутреннего водного транспорта
В результате спада производства и масштабной дестабилизации экономики страны с 1990 г. наблюдалось снижение объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, которое продолжалось до 1999 г. Объем перевозок грузов за этот период сократился с 562 до 103 млн. т. Завоз грузов на Крайний Север снизился в 4 раза и в 1999 г. составил 12,4 млн. т. Исключение составили перевозки внешнеторговых грузов, которые возросли за тот же период с 17,5 до 18,2 млн. т. Падение объемов перевозок было связано с резким сокращением объемов промышленного, гражданского и дорожного строительства и, в связи с этим, спроса на поставки строительных грузов, в том числе собственной русловой добычи судоходных компаний и портов. Объем доставки строительных грузов, традиционно занимающих значительную долю в объеме перевозимых внутренним водным транспортом грузов, снизился с 407 до 52 млн. т.
Начиная с 2000 года складывается тенденция к росту объемов перевозок грузов на внутреннем водном транспорте. К настоящему времени свыше 1 млн. 700 хозяйствующих субъектов имеют лицензии на перевозки грузов и пассажиров, При этом негосударственный сектор занимает на внутреннем водном транспорте доминирующее положение и им выполняется более 90 % перевозок грузов и пассажиров. С начала 1990-х г. государство практически ушло из этого бизнеса и осуществляет лишь регулирующие функции и поддержание водных путей в пригодном для судоходства состоянии.
Соотношение объемов перевозок грузов различными видами транспорта в Российской Федерации приведено в табл.1.1, структура перевозок грузов ВВТ - в табл.1.2. и табл. 1.3.
Таблица 1.1
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования
млн т.
Вид транспорта | ГОДЫ 2007 / 2000, % | Доля вида тр-та в 2009 г., % |
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
железнодорожный | 1047 | 1273 | 1312 | 1345 | 1304 | 1109 | 14,85 |
автомобильный | 5878 | 6685 | 6753 | 6861 | 6893 | 5240 | 70,16 |
трубопроводный | 829 | 1048 | 1070 | 1062 | 1067 | 985 | 13,19 |
морской | 35 | 26 | 25 | 28 | 35 | 37 | 0,49 |
внутренний водный водный | 117 | 134 | 139 | 153 | 151 | 97 | 1,30 |
воздушный | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,01 |
всего | 7907 | 9167 | 9300 | 9450 | 9451 | 7469 | 100 |
Объемы перевозок грузов автомобильного транспорта приведены в целом организациями всех видов экономической деятельности с учетом оценки неформальной деятельности.
Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать дальнейший рост перевозок грузов внутренним водным транспортом к 2030 году до 210-215 млн. т.
В целях закрепления положительных тенденций в отрасли, определения стратегии и основных направлений ее развития, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 909-р была одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта до 2015 г. Основная цель концепции - превращение внутреннего водного транспорта в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса России. Достижение этого должно обеспечиваться за счет решения задач по двум направлениям:
создание условий для эффективного функционирования ВВТ и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
В современных условиях главным достижением национальной транспортной политики явилось утвержденные Правительством Российской Федерации в 2008 году основного стратегического документа «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Определенное внимание ВВТ уделено и в транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года, принятой Министерством Транспорта Российской Федерации в 2005 году.
Таблица 1.2
Объём перевозок грузов внутренним водным транспортом России до 2030 г.
млн.т.
Показатель | Годы |
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2030 (ожид.) |
Перевозки грузов, всего | 117 | 134 | 139 | 153 | 151 | 97 | 105 | 210-215 |
В том числе: | | | | | | | | |
Внутреннее сообщение | 96,7 | 104,7 | 116,8 | 131,7 | 138,7 | 82 | 88 | 170-175 |
Заграничное сообщение | 20,3 | 29,3 | 22,2 | 21,3 | 12,3 | 15 | 17 | 40 |
Таблица 1.3
Структура перевозок грузов внутренним водным транспортом общего пользования по видам грузов
в процентах
Род груза | Годы |
2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Отправлено грузов – всего | 110 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
В том числе: Нефть и нефтепродукты наливом | 11,2 | 15,9 | 10,0 | 6,3 | 6,7 | 12,1 | 12,2 |
Зерно и продукты перемола | 1,5 | 2,7 | 2,4 | 1,9 | 0,6 | 1,1 | 0,67 |
Комбикорма | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,05 | 0,23 |
Уголь и кокс | 3,3 | 2,6 | 2,5 | 1,6 | 1,2 | 2,7 | 2,72 |
Лесные в судах | 8,0 | 6,6 | 5,5 | 6,8 | 5,4 | 5,7 | 3,38 |
Металлы черные | 3,3 | 2,8 | 2,0 | 2,9 | 1,3 | 2,6 | 2,29 |
Руда всякая | 0,1 | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Строительные | 60,0 | 57,6 | 67,0 | 68,2 | 75,0 | 61,4 | 62,06 |
Цемент | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,29 |
Удобрения | 2,7 | 2,5 | 1,7 | 1,6 | 0,6 | 1,2 | 1,43 |
Прочие* | 9,7 | 8,5 | 8,0 | 10,0 | 8,8 | 12,7 | 14,43 |
Исходя из указанных программ для улучшения условий функционирования и повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта отрасли необходимо решить следующие задачи:
I. Улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг ВВТ и повышения требований безопасности, в том числе:
реконструкция объектов ВВТ и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;
увеличение протяженности ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;
создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;
модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей;
развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации;
развитие инфраструктуры ВВТ для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха;
обеспечение развития ВВТ и его инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;
II. Развитие транспортного флота в соответствии с потребностями рынка, в том числе:
проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
пополнение флота за счет закупки современных судов преимущественно российского производства;
ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
III. Реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;
модернизация и замена морально и физически устаревшего перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;
капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей;
приоритетное развитие портов в полосе международных транспортных коридоров;
Становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно-привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;
Совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;
совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности;
Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;
Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, путем:
создания системы управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте;
регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;
создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;
Развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:
страхование пассажиров и экипажей судов;
страхование ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов;
страхование ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Обеспечение доступности транспортных услуг и их качества для населения и хозяйствующих субъектов за счет:
устранения разрыва между увеличивающимся спросом на пассажирские перевозки и уровнем развития общественного пассажирского транспорта;
обеспечения ценовой доступности социально значимых услуг ВВТ;
обеспечения круглогодового доступа к опорной транспортной сети по водным путям для сельских населенных пунктов, в которых проживает значительная часть населения страны.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:
увеличение объемов перевозок нерудных строительных материалов;
освоение новых грузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи и использования природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между регионами;
увеличение объема грузовых перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в связи с прогнозируемым развитием экономики этих районов на основе освоения новых месторождений природных ископаемых;
расширение географии перевозок за счет освоения районов со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок по малым рекам Сибири и Дальнего Востока;
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:
освоение новых экспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);
организация перевозок по международным транспортным коридорам;
развитие прямого бесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностранными портами в зимний период;
переключение существующих в международном сообщении грузопотоков из портов стран Балтии и Украины в российские речные и устьевые порты;
развитие трансграничных перевозок на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами;
обеспечение доступа российских судов на внутренние водные пути других государств;
регулирование на взаимной основе доступа на внутренние водные пути России судов под флагом иностранного государства;
3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:
совершенствование механизма обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;
развитие туристического бизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и туристических маршрутов, в том числе и на неиспользуемых в настоящее время для этих целей ВВП;
повышение уровня обслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой инфраструктуры.
Решение этих задач дает надеяться, что внутренний водный транспорт будет и дальше развиваться в целях обеспечения потребности Российской Федерации в перевозке грузов, пассажиров, буксировке судов, плотов и иных плавучих объектов.
Специальные функции по государственному регулированию в сфере внутреннего водного транспорта осуществляются федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и находящимися в их ведении территориальными (бассейновыми) органами куда входят: Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Министерство транспорта РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Министерства транспорта РФ - функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного транспорта.
Федеральное агентство морского и речного транспорта, находящееся в ведении Министерства транспорта РФ и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в том числе в сфере внутреннего водного транспорта.
Ряд функций, выполняемых указанными федеральными органами исполнительной власти, непосредственно связан с организацией коммерческой работы на внутреннем водном транспорте.
Согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №371, Росморречфлот осуществляет в порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимые для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росморречфлоту.
К настоящему времени в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта находятся 27 федеральных государственных унитарных предприятий (в том числе четыре стратегических: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Морсвязьспутник» и ФГУП «Канал имени Москвы»), 55 государственных учреждений, а также 74 акционерных общества, контрольный пакет акций которых находится в собственности Российской Федерации.
В Федеральном агентстве морского и речного транспорта на основании Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта образован ряд советов: Совет по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта, Экспертный Совет капитанов морских портов.
На схеме 1 приведена структура подведомственных организаций (Росморречфлота).
Учреждения и предприятия, находящиеся в ведении Росморречфлота и акционерные общества, в которых государство имеет доли акций |
| | |
Федеральные государственные учреждения (55) | Федеральные государственные унитарные предприятия (27) | Акционерные общества (74) |
| | |
Администрации морских портов Государственные бассейновые учреждения водных путей и судоходства Образовательные учреждения Прочие | Стратегические: ФГУП «Канал имени Москвы» ФГУП «Росморпорт» ФГУП «Гидрографическое предприятие» ФГУП «Морсвязьспутник» | Морские пароходства Речные пароходства Заводы и судоверфи Ремонтно-эксплуатационные базы Морские торговые порты Речные порты Прочие |
§ 1.2. Содержание коммерческой работы на внутреннем водном транспорте Эффективное функционирование ВВТ заключается в обеспечении потребности клиентуры в перевозках при получении перевозчиками финансовых результатов, позволяющих им инвестировать средства в обновление основных фондов, сохраняя конкурентоспособные цены на транспортные услуги и поддерживая на приемлемом для экономики уровне размер транспортной составляющей в конечной цене продукта. Для этого необходимо четкое взаимодействие всех управляющих звеньев организаций внутреннего водного транспорта и, в частности, связанных с организацией грузопотоков, установлением связей с грузовладельцами и смежными видами транспорта, выполнением начальных и конечных операций перевозок, разработкой и осуществлением такого порядка транспортирования грузов, который гарантирует отсутствие претензий.
Все это относится к сфере коммерческой работы, которая имеет следующее содержание:
обеспечение потребностей юридических и физических лиц в услугах ВВТ;
достижение объемов перевозок грузов и пассажиров, буксировок судов, плотов и иных плавучих объектов, гарантирующих перевозчику (буксировщику) рентабельность осуществляемой деятельности;
улучшение эффективности использования транспортного флота, портового хозяйства и других технических средств организаций внутреннего водного транспорта;
обеспечение сохранности груза и буксируемого объекта при перевозке;
обеспечение выполнения установленных сроков доставки грузов и буксируемых объектов;
снижение транспортных затрат, повышение доходности и рентабельности связанных с перевозками грузов ВВТ.
Для решения этих задач за федеральными органами исполнительной власти в области транспорта Правительством РФ закреплены следующие функции.
Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет нормативное правовое регулирование в области организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте. В этих целях Минтранс России разрабатывает и принимает различные дополнения, разъяснения и т.п. к действующим на ВВТ основным нормативно-правовым документам – Кодексу внутреннего водного транспорта, правилам перевозок грузов, касающиеся коммерческой эксплуатации ВВТ, регламентирующие следующие вопросы:
- порядок приема и выдачи грузов получателям, заполнения перевозочных документов, пломбирования грузовых помещений судов и контейнеров;
- сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозки, судов, плотов и иных плавучих объектов для буксировки, порядок объявления сроков открытия и закрытия навигации, а также оформления извещений об ограничении или запрещении движения судов, изменения пункта назначения и грузополучателя;
- способы определения массы груза, порядок предъявления и рассмотрения заявок на перевозку грузов;
- технические нормы загрузки судов, порядок пересчета массы грузов при изменении их влажности за время перевозки;
- порядок составления коммерческих актов и предъявления претензий;
- порядок признания организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность в речных портах по обращению любого лица;
- порядок перевозки пассажиров, ручной клади и багажа.
Организация грузовой и коммерческой деятельности осуществляется хозяйствующими субъектами ВВТ, поскольку именно от этого зависит возможность перевозки грузов на определенных маршрутах ВВП, уровень использования грузоподъемности транспортных судов, продолжительность навигации, сроки начала и окончания приема грузов для перевозки, сроки открытия и закрытия навигации и др.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и в том числе за выполнением требований указанных ранее нормативных правовых документов, принимаемых Министерством транспорта Российской Федерации, а также лицензирование на ВВТ деятельности по перевозке грузов и пассажиров и погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов.
На уровне перевозчиков ВВТ осуществляются:
технико-экономические изыскания и организация грузопотоков и пассажирских маршрутов;
выполнение договорной работы;
организация выполнения правил и условий перевозок;
прием и выдача грузов, оформление транспортных документов и расчетов по перевозкам и сопутствующим услугам;
транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев;
координация взаимодействия со смежными видами транспорта при организации прямых смешанных перевозок.
+Денационализация флота и портового хозяйства в значительной мере изменила взаимоотношения транспортных организаций и грузовладельцев. Возник новый, не существовавший в условиях плановой экономики, вид отношений - отношения перевозчиков и грузовладельцев с организациями, осуществляющими в портах деятельность по погрузке-выгрузке и хранению грузов. Постоянное развитие и совершенствование взаимоотношений участников транспортного процесса на ВВТ находит отражение в нормативных правовых документах, регламентирующих его работу, что способствует обеспечению безопасности и эффективности перевозок грузов и пассажиров, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на ВВТ, а также устойчивому развитию отрасли.
Задание 2: После ознакомления с материалом составьте конспект занятия по следующему алгоритму (заполните недостающие определения и слова, словосочетания) Конспект: Основы коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта
В целях закрепления положительных тенденций в отрасли____________________________
______________________________________________________________________________
Основная цель концепции________________________________________________________
Исходя из указанных программ для улучшения условий функционирования и повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта отрасли необходимо решить следующие задачи:
1________________________________________________________________________________
2________________________________________________________________________________
3________________________________________________________________________________
4________________________________________________________________________________
5________________________________________________________________________________
6________________________________________________________________________________
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1)______________________________________________________________________________
2)______________________________________________________________________________
3)_______________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Структура подведомственных организаций (Росморречфлота).
Учреждения и предприятия, находящиеся в ведении Росморречфлота и акционерные общества, в которых государство имеет доли акций |
| | |
Федеральные государственные учреждения (55) | Федеральные государственные унитарные предприятия (27) | Акционерные общества (74) |
| | |
| | |
§ 1.2. Содержание коммерческой работы на внутреннем водном транспорте Эффективное функционирование ВВТ_____________________________________________
______________________________________________________________________________
Сфера коммерческой работы имеет следующее содержание:___________________________
_______________________________________________________________________________
Для решения этих задач за федеральными органами исполнительной власти в области транспорта Правительством РФ закреплены следующие функции.
Министерство транспорта Российской Федерации ____________________________________
_________________________________________________________________________________
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет_______
_________________________________________________________________________________
На уровне перевозчиков ВВТ осуществляются:___________________________________
_________________________________________________________________________________