СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность жизни и свойства живого

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  является вторым в первой теме «Биология как наука. Методы научного познания». Цель и задачи урока определяют логику изучения содержания учебного материала и характер взаимодействия учителя и ученика. Цель и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями программы. Содержание учебного материала соответствует  содержанию учебника. 

Просмотр содержимого документа
«Сущность жизни и свойства живого»

Лабко Марина Александровна,

учитель географии и биологии

МБОУ Гамалеевская СОШ № 2»

Сорочинского городского округа

Название предмета: биология

Класс: 10

УМК: Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. мамонтов, Н.И. Сонин.– 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 624 с.: ил. (название учебника, автор, год издания)

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Сущность жизни и свойства живого

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа

Место урока в системе уроков по теме: 2 урок

Цель урока: углубить представления и знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живых организмов.

Задачи урока:

обобщить и систематизировать знания об основных свойствах живых организмов, уметь вычленять критерии живого при изучении природы.

• развивать мыслительные процессы через приемы умственных действий;

• формировать навык работы с текстом и терминами;

• воспитывать личность, готовую к самостоятельной деятельности;

• формировать монологическую речь естественнонаучного характера.

Планируемые результаты

Личностные умения:

формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программного материала;

осознание ценности живых объектов.

Метапредметные умения

Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, умение делать выводы на основе полученной информации.

Регулятивные: ставить учебные цели самостоятельно; умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; делать выводы по результатам работы и оценивать полученные результаты

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп; умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Предметные умения

Ученик должен знать: основные свойства живого и их характеристики.

Ученик должен уметь: отличать живые системы от объектов неживой природы; объяснять принципиальные различия свойств живой и неживой материи; вычленять критерии живого при изучении природы и приводить примеры.

Техническое обеспечение урока: ПК, экран, проектор, планшеты, флеш-карты, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: таблицы (фотографии, рисунки) с изображением роста, развития, размножения, питания растений, грибов, животных.

Методический прием «Кластер на уроке» http://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke

Методический прием «Толстый» и «тонкий» вопрос http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit_detey_stavit_voprosy http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2-1-0-12

Методический прием «Синквейн» http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767

Виртуальная доска Padlet https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3

Выделение https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F) http://tolkslovar.ru/v8068.html

Дыхание https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8B%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

http://bibliotekar.ru/447/126.htm

Метаболи́зм https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115140/%D0%9E%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD

Рост и развитие

http://www.terminologija.ru/biologija/183-n/8234-neogranichennyj-rost

http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st140.shtml

http://studopedia.org/8-109387.html

Размножение

http://biologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st140.shtm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1656/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%9C%D0%9D%D0%9E%D0%96%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%95

http://slovorus.ru/index.php?ID=7709&a=&pg=46&s=%C1&w=%C1%C5%D1%CF%CE%CB%CE%C5+%D0%C0%C7%CC%CD%CE%C6%C5%CD%C8%C5

Наследственность и изменчивость

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/112546/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_biology/2017/%D0%98%D0%97%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Рефле́кс

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81_(%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/26812/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81


Содержание урока:


  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)


  1. Актуализация знаний – воспроизведение изученного материала:

Задание 1. Биологические науки: соотнесите правый и левый столбик, ответ запишите в таблицу. Работают в парах, взаимооценивание. Слайды 1 и 2.

Биологические науки

Название науки

Что изучает наука

  1. Ботаника

А. Наука о строении организмов

  1. Зоология

Б. Исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений

  1. Микробиология

В. Изучает закономерности наследования признаков

  1. Цитология

Г. Учение о клетке

  1. Анатомия

Д. Изучает взаимоотношения популяций с окружающей средой

  1. Физиология

Е. Учение о тканях

  1. Генетика

Ж. Наука о микроорганизмах

  1. Экология

З. Изучает пути превращения органических молекул

  1. Гистология

И. Изучает функции живых организмов

  1. Биохимия

К. Изучает строение и жизнедеятельность представителей царства животных


Таблица для ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

К

Ж

Г

А

И

В

Д

Е

З


Критерии оценивания:

Общее количество баллов за работу: 10 баллов, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

Перевод баллов отметку:

«5» – 10-9 баллов;

«4» – 7-8 баллов;

«3» – 5-6 баллов

«2» – менее 5 баллов

Слайд 2. Выставление оценок в дневники, пока обучающиеся выполняют самостоятельные задания.


  1. Мотивация к деятельности и целеполагание


Методический прием «Ключевое слово». Ученикам предлагается в тетради записать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание услышанных трех понятий, озвученных учителем [4, с. 93]. Слайд 3.

«… – это способ существования белковых тел»

«… – это особая форма существования белковых тел»

«… – это самоподдерживание, самовоспроизведение и саморегулирование больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул»»

Учащиеся поочередно называют свое слово.

Вопрос учителя: Надеюсь, у вас нет сомнений, что тема нашего урока… Какая? Как вы думаете, что мы должны сегодня изучить? Предполагаемый ответ обучающихся: жизнь, свойства живых организмов. Учитель резюмирует и комментирует. Слайд 4.


Целеполагание (озвучивают обучающиеся, комментирует и корректирует учитель)


  1. Учебно-познавательная деятельность


Актуализация знаний об основных свойствах живых организмов:

  1. «Свойства живых организмов». Обучающиеся устно перечисляют свойства живых организмов.

  2. Методический прием «Кластер» по теме «Свойства живых организмов». На доске один ученик, а остальные – в тетрадях строят кластер. (Питание, выделение, дыхание, обмен веществ (метаболизм), рост и развитие, размножение (репродукция), наследственность и изменчивость, раздражимость, движение, сходный химический состав).

  3. «Признаки свойств живых организмов». Работа в парах постоянного состава. Обучающиеся, сидящие за одной партой, работают с текстом учебника «1.2. Критерии живых систем» и ресурсами сети Интернет (планшет). Углубление представлений и знаний о сущности жизни. Изучают информацию и выделяют краткую характеристику данного признака, обсуждают свой ответ, выбирают отвечающего [1,3].

Усвоение новой информации:

Презентация полученной информации аудитории. Предполагаемые ответы обучающихся:

Свойства живых организмов: определение термина

Признаки свойств живых организмов (кратко)

1. Питание – это поступление в организм питательных веществ из окружающей среды.

Автотрофное питание: растения, некоторые бактерии. Фотосинтез. Гетеротрофное питание – животные, грибы. Готовые органические вещества.

2. Выделение (экскреция) – процесс освобождения организма от конечных продуктов метаболизма – экскрементов.

У человека и животных процесс выделения происходит несколькими путями: выведение с мочой через почки, с желчью и калом через кишечник, путём испарения пота с поверхности кожи, а также путём удаления газообразных и/или легко испаряющихся веществ через органы дыхания.

3. Дыхание – физиологическая функция, обеспечивающая газообмен (О2 и СО2) между окружающей средой и организмом в соответствии с его метаболическими потребностями.

Органы дыхательной системы: легкие (человек, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся), жабры (рыбы, моллюски), кожа (земноводные), вся поверхность кожи (кольчатые черви).

4. Обмен веществ (метаболизм) – лежащий в основе жизни закономерный порядок превращения веществ и энергии в живых системах, направленный на их сохранение и воспроизведение; совокупность всех химических реакций, протекающих в организме.

Обмен веществ или метаболизм, Ф. Энгельс, определяя жизнь, указывал, что её важнейшим свойством является постоянный обмен веществ с окружающей внешней природой, с прекращением которого прекращается и жизнь. Т. о., обмен веществ – существеннейший и непременный признак жизни

Пластический (ассимиляция) и энергетический (диссимиляция) обмен.

5. Рост и развитие. Рост – это увеличение общей массы в процессе развития, приводящее к постоянному увеличению размеров организма.

При неограниченном (беконечном) росте увеличение размеров тела происходит на протяжении всего онтогенеза. Примеры неограниченного роста можно найти у грибов, низших растений, в частности у водорослей, и у многих животных, особенно у беспозвоночных, рыб и рептилий. Неограниченный рост характерен также для листьев однодольных растений.

Некоторым органам растений (например, плодам, органам вегетативного размножения, а также листьям и междоузлиям стебля у двудольных) свойствен ограниченный рост. К животным с ограниченным ростом относятся, в частности, насекомые, птицы и млекопитающие. Прямое и непрямое развитие.

6. Размножение (репродукция) – это свойство организмов воспроизводить себе подобных.

Принципиальное отличие полового размножения от бесполого состоит в том, что в нем участвуют обычно два родительских организма, признаки которых перекомбинируются у потомства. Половое размножение свойственно всем эукариотам, но преобладает оно у животных и высших растений. Переход к этому типу размножения имел огромное значение для эволюции жизни на Земле.

Бесполое размножение осуществляется путем простого деления клетки надвое. Оно свойственно прежде всего одноклеточным организмам.

Бесполое размножение с помощью одноклеточных спор свойственно бактериям, различным грибам и водорослям.

Другой вариант бесполого размножения осуществляется путем отделения от организма его части, состоящей из большего или меньшего числа клеток.. Вегетативное размножение играет важную роль в практике растениеводства.

7. Наследственность и изменчивость. Наследственность – это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в результате изменений структуры наследственного материала или возникновения новых комбинаций генов.

Наследственность обуславливает передачу в процессе размножения от одного поколения к другому материальных структур клетки, содержащих программы развития из них новых особей.

Наряду с наследственностью изменчивость – фундаментальное свойство всех живых существ, один из факторов эволюции органического мира. Различные способы целенаправленного использования изменчивости лежат в основе создания новых пород домашних животных и сортов культурных растений.

Изменчивость может реализоваться у отдельных организмов или клеток в ходе индивидуального развития или в пределах группы организмов в ряду поколений при половом или бесполом размножении.

8. Раздражимость – это свойство избирательно реагировать на внешние воздействия.

Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием центральной нервной системы. Безусловные рефлексы – наследственно передаваемые (врождённые) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков.

9. Движение – это перемещение живого организма в пространстве.

Пассивное движение – за счет потока воздуха или перемещения слоев воды. Активное движение характерно для животных и некоторых одноклеточных растений

10. Сходный химический состав

В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента – углерод, кислород, азот и водород (макроэлементы).


Физкультминутка. Методический прием «Каллиграф». Необходимо написать свое имя и имя соседа по парте головой в воздухе. Это повышает работоспособность мозга. [4, с. 105]


4) Дискретность, авторегуляция, ритмичность и энергозависимость – неотделимые признаки живых систем. Объяснение учителя с последующей работой с текстом учебника. Дополнение своих записей в тетрадях новыми сведениями [1,2].


  1. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание 1. Докажите, что данный организм – береза, щука, ящерица, синица – является живым, используя знания о признаках живых организмов. Организация беседы. Комментарии учителя.

Задание 2. Методический прием «Толстый» и «тонкий» вопрос. Используя полученные знания на уроке, текст учебника и записи в тетради, необходимо составить один «толстый» и два «тонких» вопроса по изученной теме. Слайд 5.


  1. Рефлексивная деятельность

Методический прием «Синквейн».

В завершении урока учитель предлагает обучающимся подвести итог написанием синквейна на тему «Жизнь».

Первая строчка  – это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка – это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка – всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

По желанию обучающихся, некоторые синквейны зачитывают. Слайд 6. Правила синквейна.


Домашнее задание

1. Обязательно для всех – § 1.2, изучить текст, ответить на вопросы. Слайд 7.

2. Задания по выбору:

  • Написать эссе «Я люблю тебя, жизнь!» [4, с. 94]

  • Составить кроссворд по изученной теме

  • Подготовить информацию и фотографии по теме «Основные свойства живых организмов» для размещения в совместном доступе на виртуальной доске Padlet (https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3)


Учитель благодарит обучающихся за урок.


Используемая литература:

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 864с.

  2. Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология» /Под ред. В.Б Захарова, –2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 224 с.

  3. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. – М.: Мир, 1996.

  4. Уварова О.А. Механизмы и секреты технологии модерации: организация интерактивных учебных занятий / авт.-сост О.А. Уварова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254 с.








Приложение 1. Памятка работы на доске Рadlet


Работа на доске Рadlet по теме «Основные свойства живых организмов»

1. На рабочем столе своего компьютера создать папку и назвать ее по имени выбранной вами теме.
2. Приготовить (составить) небольшой интересный рассказ о выбранном вами свойстве живых организмов, используя интернет или литературу по теме.
3. Подготовить несколько удачных фотографий по теме: отсканировать из книги, сфотографировать или скачать из интернета.
4. Зайти по ссылке на страницу нашего падлета https://padlet.com/labkomarina/gts7h1gpcpc3

 Нажмите два раза в любом месте, появиться окно.
5. В открывшемся окошке вы можете добавить название своего объекта, ниже написать рассказ о нем.
6. В нижней части окошка есть возможность загрузить самое лучшее фото по теме. Для этого нажмите на картинку фотоаппарата и вам осталось вставить фото.
7. Удачи!



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!