Сущность понятия «коммуникативно-речевые умения»
В современном русском языке термин «речь» имеет три значения:
речь как процесс, как деятельность, синоним – механизмы речи;
речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним –текст;
речь как жанр устного, ораторского выступления.
Д.Э. Розенталь М.А. Теленкова, определяя понятие «речь» в «Словаре лингвистических терминов» дают три значения: в первом речь – это «деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе» , во втором речь – это «разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации», и в третье определение с точки зрения синтаксиса, так как речь – это «вид синтаксического построения высказывания» . А отсюда они выделяют речь авторскую, косвенную, несобственно - прямую и другие виды.
В методике речь понимается как «деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств» ,– указывает М.Р. Львов.
Выделяют внутреннюю и внешнюю речь. Функции внутренней речи: подготовка внешней речи - говорения и письма; восприятие чужой речи – аудирование все виды чтения; внутренний диалог; воспоминания, размышления, мечты.
Устная речь чаще диалогична, поэтому она эмоциональнее письменной, содержит много восклицаний, вопросов, эллиптических конструкций. Письменная речь по преимуществу монологична, она лучше продумана композиционно и в ее содержании, она строже устной, соответствует нормам культуры; обычно она проверяется, подвергается редактированию.
В результате исследований по психологии, разрабатывая вслед за Л.С. Выготским теорию деятельности, пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной деятельностью. Признание этого факта и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к работе по развитию речи - с позиций речевой деятельности. Сначала этот подход определился применительно к обучению русскому языку как иностранному (работы А.А. Леонтьева, И.А. Зимней. Реализация названного подхода и должна обеспечить более успешную работу по развитию речи школьников.
И.А. Зимняя дает такое определение речевой деятельности: «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)»
Основные понятия теории речевой деятельности – деятельность, действия и операция. «Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает» – отмечает А.А. Леонтьев. Вся наша деятельность имеет цель, поэтому любое речевое высказывание связано с понятием «деятельность» лишь с некоторыми оговорками: «речь – не самоцель, собственного речевого мотива обычные высказывания не имеют», – указывает А.А. Леонтьев.
То, что стимулирует к речевому высказыванию, лежит за пределами языка, так как наша цель – сообщить что-либо, передать информацию, воздействовать и т.д. «Любая деятельность включает в себя систему действий.
«Подобно тому, как понятие деятельности соотносится с понятием цели, речевое действие имеет собственную промежуточную цель, подчиненную мотиву» - пишет А.А. Леонтьев.
Способы осуществления действия тесно связаны с условиями, и если те меняются, то меняется и структура самого действия. Но, тем не менее, структура действия постоянна, она «включает в себя четыре фазы: «ориентировку, планирование, реализацию и контроль», – указывает А.А. Леонтьев.
Именно такую динамическую структуру имеет любое речевое высказывание. «Чтобы полноценно общаться», – пишет А.А. Леонтьев, – человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно и быстро ориентироваться в условиях общения; во-вторых, уметь правильно спланировать свою роль, правильно выбрать содержание акта общения; в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания; в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться желаемых результатов общения оно будет неэффективным».
Успешное общение – это осознание роли и места высказывания в коммуникации: с учетом общего мотива, деятельности уточнить цель речевого действия и, отталкиваясь от основных условий взаимодействия участников общения (устное и письменное общение, с одним человеком или со многими людьми, одностороннее или двустороннее, в официальной или неофициальной обстановке и др.).
Планирование – вторая фаза речевого действия, и она «заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решающую роль играет предмет речи – тема и основная мысль высказывания; однако существенны и ограничения, накладываемые на отбор содержания требованиями стиля, типа, вида и формы речи», – отмечает А.А. Леонтьев.
Реализация речевого высказывания связано с третьей фазой, для которой «… характерны операции выбора слова, перебора и сопоставления синтаксических вариантов, причем и здесь, также, как и на этапе планирования, говорящий стремится отобрать языковые средства, адекватно передающие предмет речи, раскрывающие тему и основную мысль и соответствующие условиям и задаче общения», – определяет А.А. Леонтьев .
Таким образом, А.А. Леонтьев выделяет 4 этапа речевой деятельности:
ориентировка в условиях деятельности;
выработка плана в соответствии с результатами ориентировки;
осуществление (реализация) этого плана;
контроль, т.е. проверка соответствия продукта замыслу, достигнутого результата запланированному.
Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и корректировать действия на каждом из них.
Так названные умения можно считать базовыми – их формирование и совершенствование должно привести в целом к совершенствованию речевой деятельности младших школьников.
Виды речевой деятельности делятся на продуктивные и рецептивные. К продуктивным видам относятся говорение и письмо, к рецептивным - слушание и чтение.
Особенность рецептивных видов состоит в том, что они как бы вторичны по отношению к продуктивным. Если при создании текста говорящий выражает собственные мысли, то при восприятии (рецепции) цель - понять мысль другого, извлечь их из принимаемого текста.
Понятие речевых умений по-разному рассматривается в методической литературе. Б.В. Капарник в статье «Речевые умения младших школьников» отмечает множество подходов и определяет умение как «способность школьника осуществлять речевую деятельность на высоком уровне сознательно, которая будет связана с созданием нового (текстообразование)» .
Методисты используют разные термины «речевые умения», «языковые умения», «языковые коммуникативные умения» и т.д. остановимся на определении Б.В. Капарника, который пишет: « … речевые умения – это способность учащихся использовать материал родного языка, основой которого является их знания о языке» .
М.Т. Баранов разделяет речевые умения на речевые коммуникативные и речевые некоммуникативные, или, как их еще называют учебно-языковые. «Учебно-языковые умения - это действия с языковыми – фонетическими, лексическими, фразеологическими, морфемными, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими - явлениями носят интеллектуально мыслительный характер», - пишет М.Т. Баранов. То есть, по мнению исследователя, коммуникативно-речевые умения заключаются в оперировании языковым материалом в учебных целях». Поэтому, определим, какие речевые коммуникативные умения выделяют исследователи.
Т.М Баранов выделяет «общие» коммуникативные, или коммуникативно-речевые умения, необходимые при создании любого (или почти любого) речевого произведения:
умение раскрывать тему и основную мысль создаваемого текста;
умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);
умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д.;
умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;
умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи) .
Специфические умения устной речи учащихся:
умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т.д.);
умение использовать различные приемы подготовки (составление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, письменного текста и т.д.) в зависимости от ситуации общения;
умение строить различные в композиционном отношении устные высказывания (устное повествование, устный рассказ, информация, сообщение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные выступления и т.д.);
владение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении .
Итак, речь понимается как деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств.