СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сущность и своеобразие педагогической профессии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сущность и своеобразие педагогической профессии»»

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области

«Астраханский социально-педагогический колледж»



Внеаудиторная самостоятельная работа

по учебной дисциплине:

«Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»


по теме: «Как научиться понимать людей без слов?»










Выполнили:

Студентки 4 курса, группы А,

ППССЗ по специальности

44.02.02 Преподавание в начальных классах

________Аванесян Р.А.

________Паршина А.В.

_________Руднева А.А.

__________Усаева К.Ю.

________Шапкина Н.Н.

Проверил:

преподаватель

_________Темирханова Э. А.




















Астрахань, 2021





Педагогическая профессия – род трудовой деятельности, источник существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей. Содержанием и целями этой деятельности являются направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человека - образующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социальной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. В труде учитель всегда содержится гуманистическое, общественное начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времён. Так, известный педагог и деятель в области образования середины 19 в. Ф.А. Вильгельм Дистерверг, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Его личность завоёвывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. Великий Русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель…». Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике. В 50 - 60 - е годы 20 века наиболее значительной в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский - директор Павлыщской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка - и таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнке, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны. История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение её гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократии, консервативного профессионального уклада придаёт драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится всё напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создаёт трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения, как самого себя, так и общества. Сугубо адаптированная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается на нём самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя, в конечном счете, свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г. Песталоцци, отмечаю особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал её в качестве основного средства воспитания.

Если в других профессиях группы «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника, с осознанием закономерного усилия коллективистических начал в педагогической профессии всё шире входит в обход понятия совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С. Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребёнку, там не может быть ни какого воспитательного процесса». Те или иные черты коллектива проявляются, прежде всего, в настроении его членов, их работоспособности, психическом физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. А.С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе. Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внёс В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!