Урок. Сульфатная кислота. Сульфаты.
Цель урока: опираясь на знания учащихся о свойствах кислот, изучить свойства сульфатной кислоты, подчеркнуть свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Сформировать понятие о строении серной кислоты.
2. Ознакомиться с физическими свойствами серной кислоты.
3. Сформировать представление о производстве серной кислоты.
4. Повторить, какие общие свойства класса кислот характерны для разбавленной серной кислоты, разобрать окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
5. Узнать, какое практическое значение имеет серная кислота и ее соли.
6. Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы.
2. Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторных опытов.
3. Развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу.
Воспитательные:
1. Воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки.
2. Воспитывать позитивное отношение к химии.
3. Организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательного процесса.
Ход урока.
Организационный этап.
Наша радость и счастье состоит из маленьких успехов, побед или просто улыбок, которые дарят нам близкие. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я желаю вам поработать так, чтобы в конце урока, прислушавшись к состоянию своей души, вы услышали ее пение.
Мотивация учебной деятельности (черный ящик).
При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса.
«Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?
Сложное вещество при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток.
Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
Это тяжелая маслянистая жидкость.
Является «хлебом» химической промышленности.
Это кислородосодержащее соединение элемента с порядковым номером 16.
Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм» Что приходит на ум учащемуся, когда он слышит слово сульфатная кислота. (Кислородная, 2-х основная, растворимая, сильный электролит)
Мотивация учебной деятельности
Серная кислота относится к главным продуктам химической промышленности. Ее используют для изготовления фосфорных и азотных удобрений, искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. С ее помощью получают другие кислоты, сульфаты, очищают нефтепродукты, применяют как электролит в свинцовых аккумуляторах, подготавливают поверхность металлов для гальванических покрытий.
Изучение нового материала.
Физические свойства
Серная кислота - бесцветная маслянистая жидкость, почти в 2 раза тяжелее воды (p = 1.84 г/см3), при растворении в воде выделяется много теплоты, поэтому всегда нужно помнить о правиле разбавления серной кислоты: нужно лить кислоту в воду, а не наоборот!!! Концентрированная кислота вызывает ожоги, разъедает ткани. В России в XVII веке серную кислоту называли "купоросным маслом" или "купоросным спиртом"
Серная кислота – сильная кислота. Концентрированная серная кислота в большом количестве поглощает пары воды, поэтому ее используют для осушения газов.
Получение серной кислоты.
В печи для обжига пирит
В потоке воздуха кипит,
Получится сернистый газ.
Его очистят много раз,
Потом добавят кислород,
И газовая смесь пойдет
В контактный аппарат.
Контакт? Готово, есть контакт!"
Продукт конечный поглощают
И наконец-то получают
Прекрасный чистый олеум, -
О нем твердили в школе нам.
Химические свойства
Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает свое задание. Для его выполнения вам предлагается Карточка-инструкция, в которой указаны вопросы, подлежащие проработке, методика проведения химического эксперимента, указаны задания каждому члену группы. (Карточки-инструкции для каждой группы прилагаются)
И так, сейчас вы внимательно читаете инструкцию, распределяете работу внутри группы и прорабатываете материал по теме. На выполнение вам дается 6 минут, затем заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы.
Заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы. И так, все основные выкладки о проделанной работе каждый выступающий будет записывать на доске, а вы, ребята, к себе в тетради. Если возникают вопросы по ходу выступления, обязательно задавайте.
Что же у нас получилось после подведения итогов работы каждой группы? А у нас получился почти готовый продукт “Серная кислота”. Осталось изучить окислительные свойства концентрированной серной кислоты. С этими свойствами познакомлю вас я.
Физкульт минутка
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Химические свойства серной кислоты
|
Общие с другими кислотами
|
Специфические
|
1. Водный раствор изменяет окраску индикаторов.
2. Разбавленная серная кислота реагирует с металлами:
H2SO4+Zn ZnSO4+ H2
3. Реагирует с основными и амфотерными оксидами:
H2SO4+ MgO MgSO4+ H2O
4. Взаимодействует с основаниями:
H2SO4+2KOH K2SO4+ 2H2O
Если кислота взята в избытке, то образуется кислая соль:
H2SO4+NaOH NaHSO4+H2O
5. Реагирует с солями, вытесняя из них другие кислоты:
3H2SO4+Ca3(PO4)2 3CaSO4+2H3PO4
|
1. Концентрированная серная кислота - сильный окислитель: при нагревании она реагирует почти со всеми металлами. В этих реакциях в в зависимости от активности металла и условий выделяются SO2 , H2S,
S, например:
Сu+2H2SO4 CuSO4+SO2 + 2H2O
2.Концентрированная серная кислота энергично реагирует с образованием гидратов:
H2SO4+ nH2O H2SO4 * nH2O + Q
Концентрированная серная кислота способна отщепить от органических веществ водород и кислород в виде воды, обугливая органические вещества
3. Характерной реакцией на серную кислоту и её соли является взаимодействие с растворимыми солями бария:
H2SO4+BaCl2 BaSO4 + 2HCl
2+ 2-
Ba + SO4 BaSO4
Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированной азотной кислоте.
|
V. Применение H2SO4 (сообщение учащегося)
Обобщение и систематизация учебных достижений.
1.Молекулярная формула сульфатной кислоты:
а) Н3РО4 б) НNO2 в) HNO3 г) H2SO4
2.Тип химической связи между атомами в сульфатной кислоте:
а) металлическая б) ковалентная в) ионная г) водородная
3.Степень окисления атома серы в сульфатной кислоте:
а) +4 б) 0 в) +6 г) -2
4.Ангидрид сульфатной кислоты:
- ) SO2 б) SO3 в) H2S г) H2O
5.По содержанию атомов кислорода в молекуле сульфатная кислота:
а) кислородсодержащая б) бескислородная
в) многокислотная г) однокислотная
6.По числу атомов водорода:
а) двухосновная б) трехосновная
в) одноосновная г) четырехосновная
7.Сульфатная кислота в воде:
а) растворяется б) мало растворяется
в) не растворяется г) все перечисленные ответы верны
8.По степени электролитической диссоциации в воде сульфатная кислота:
а) слабый электролит б) средний электролит
в) сильный электролит г) все перечисленные ответы верны
9.Соли сульфатной кислоты называются:
а) сульфатами б) сульфидами
в) сульфитами г) тиосульфатами
10.С какими из всех перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор сульфатной кислоты:
- ) KOH, HNO3, K2CO3,CuO б) NaOH, MgO, Na2CO3, Zn
- ) Fe(OH)3, Na2SO4, CuO, Mg г)Al2O3, NaOH, SO3, BaCl2
11. Н2SO4 хорошо поглощает влагу. Это свойство называется:
а) нелетучесть
б) гигроскопичность
в) электропроводность
12. При разбавлении Н2SO4...
а) кислоту добавляют к Н2О
б) воду к кислоте
в) не имеет значения
Осуществите цепочку превращений:
S —> SO2 —> SO3 —> H2SO4 —> SO2 —> Na2SO3 —> SO2
Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают, почему сосуд нельзя заполнять кислотой доверху?
Почему серную кислоту называют «хлебом» химии?
Итог урока
Метод пресс (позиция-пример-вывод)
- Позиция – выскажите свое мнение: «Я считаю, что…»
-Обоснование: «Поскольку…», «Потому что…»
- Пример, факты
-Вывод (обобщение своей мысли): «Таким образом, я считаю…»
Д.з.Параграф 9, с.69-75, № 3, с.3.
Ьтиватсос-умехс-уклаграпш (расшифровать задание, основа конспект урока)
Рефлексия.
Закончить предложение. (только одно, любое).
1. На уроке самым интересным было…
2. На этом уроке я научился (научилась)…
3. Я считаю полезным…
4. Самым скучным было…
5. Я буду вспоминать о…
6. Теперь бы я хотел(а) узнать о…