СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сульфатная кислота. Сульфаты.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок.                                   Сульфатная кислота. Сульфаты.

Цель урока: опираясь на знания учащихся о свойствах кислот, изучить свойства сульфатной  кислоты, подчеркнуть свойства концентрированной серной кислоты.

Задачи урока.

Образовательные:

1.                    Сформировать понятие о строении серной кислоты.

2.                    Ознакомиться с физическими свойствами серной кислоты.

3.                    Сформировать представление о производстве серной кислоты.

4.                    Повторить, какие общие свойства класса кислот характерны для разбавленной серной кислоты, разобрать окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

5.                    Узнать, какое практическое значение имеет серная кислота и ее соли.

6.                    Уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности.

Развивающие:

1.                    Развивать умение сравнивать, систематизировать, наблюдать, делать выводы.

2.                    Продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с литературой, выполнением лабораторных опытов.

3.                    Развивать речь, память, внимание, мышление, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

1.                    Воспитывать ответственность и аккуратность, коммуникативные навыки.

2.                    Воспитывать позитивное отношение к химии.

3.                    Организация совместной деятельности, ведущей к активизации учебно-познавательного процесса.

Ход урока.

Организационный этап.

Наша радость и счастье состоит из маленьких успехов, побед или просто улыбок, которые дарят нам близкие. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Я желаю вам поработать так, чтобы в конце урока, прислушавшись к состоянию своей души, вы услышали ее пение.

Мотивация учебной деятельности (черный ящик).

При Петре I это вещество привозили в Россию из-за границы. Но уже в 1798 г. Купец Муромцев «выварил» 125 пудов (около двух тонн) нагреванием железного купороса. «Купоросная кислота», «купоросное масло», «серное масло», «купоросный спирт» так называли в XVII-XVIII веке это вещество. Как вы думаете, какое современное название этого вещества?

Сложное вещество при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток.

Это вещество известно алхимикам в 10 веке.

Это тяжелая маслянистая жидкость.

Является «хлебом» химической промышленности.

Это кислородосодержащее соединение элемента с порядковым номером 16.

Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм» Что приходит на ум учащемуся, когда он слышит слово сульфатная кислота. (Кислородная, 2-х основная, растворимая, сильный электролит)

Мотивация учебной деятельности

Серная кислота относится к главным продуктам химической промышленности. Ее используют для изготовления фосфорных и азотных удобрений, искусственных волокон, моющих средств, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов. С ее помощью получают другие кислоты, сульфаты, очищают нефтепродукты, применяют как электролит в свинцовых аккумуляторах, подготавливают поверхность металлов для гальванических покрытий.

Изучение нового материала.

Физические свойства

Серная кислота - бесцветная маслянистая жидкость, почти в 2 раза тяжелее воды (p = 1.84 г/см3), при растворении в воде выделяется много теплоты, поэтому всегда нужно помнить о правиле разбавления серной кислоты: нужно лить кислоту в воду, а не наоборот!!! Концентрированная кислота вызывает ожоги, разъедает ткани. В России в XVII веке серную кислоту называли "купоросным маслом" или "купоросным спиртом"

Серная кислота – сильная кислота. Концентрированная серная кислота в большом количестве поглощает пары воды, поэтому ее используют для осушения газов.

Получение серной кислоты.

В печи для обжига пирит В потоке воздуха кипит, Получится сернистый газ.  Его очистят много раз,  Потом добавят кислород, И газовая смесь пойдет В контактный аппарат. Контакт? Готово, есть контакт!" Продукт конечный поглощают И наконец-то получают Прекрасный чистый олеум, - О нем твердили в школе нам.

Химические свойства

Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает свое задание. Для его выполнения вам предлагается Карточка-инструкция, в которой указаны вопросы, подлежащие проработке, методика проведения химического эксперимента, указаны задания каждому члену группы. (Карточки-инструкции для каждой группы прилагаются)

И так, сейчас вы внимательно читаете инструкцию, распределяете работу внутри группы и прорабатываете материал по теме. На выполнение вам дается 6 минут, затем заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы.

Заслушаем отчет о проделанной работе каждой группы. И так, все основные выкладки о проделанной работе каждый выступающий будет записывать на доске, а вы, ребята, к себе в тетради. Если возникают вопросы по ходу выступления, обязательно задавайте.

Что же у нас получилось после подведения итогов работы каждой группы? А у нас получился почти готовый продукт “Серная кислота”. Осталось изучить окислительные свойства концентрированной серной кислоты. С этими свойствами познакомлю вас я.

Физкульт минутка

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

 

Химические свойства серной кислоты

 

 

 

Общие с другими кислотами

 

 

Специфические

1. Водный раствор изменяет окраску индикаторов.

2.  Разбавленная серная кислота     реагирует с металлами:

 

 

       H2SO4+Zn                 ZnSO4+ H2

3. Реагирует с основными и     амфотерными оксидами:

 

H2SO4+ MgO                 MgSO4+ H2O

4. Взаимодействует с основаниями:

 

H2SO4+2KOH                K2SO4+ 2H2O

    Если кислота взята в избытке, то образуется кислая соль:

 

H2SO4+NaOH             NaHSO4+H2O

 

5. Реагирует с солями, вытесняя из них другие кислоты:

 

3H2SO4+Ca3(PO4)2             3CaSO4+2H3PO4

 

1. Концентрированная серная кислота - сильный окислитель: при нагревании она реагирует почти со всеми металлами. В этих реакциях в в зависимости от активности металла и условий выделяются SO2 , H2S,

S, например:

 

 

Сu+2H2SO4               CuSO4+SO2   +  2H2O

2.Концентрированная серная кислота энергично реагирует с образованием гидратов:

H2SO4+ nH2O               H2SO4 * nH2O + Q

Концентрированная серная кислота способна отщепить от органических веществ водород и кислород в виде воды, обугливая органические вещества

3. Характерной реакцией на серную кислоту и её соли является взаимодействие с растворимыми солями бария:

 

 

H2SO4+BaCl2                     BaSO4      + 2HCl

               2+         2-

     Ba  + SO4                     BaSO4

 

Выпадает белый осадок, который не растворяется ни в воде, ни в концентрированной азотной кислоте.

V. Применение H2SO4 (сообщение учащегося)

Обобщение и систематизация учебных достижений.

1.Молекулярная формула сульфатной кислоты:

а)  Н3РО4                б) НNO2  в) HNO3  г) H2SO4

2.Тип химической связи между атомами в сульфатной кислоте:

а) металлическая    б) ковалентная       в) ионная                г) водородная

3.Степень окисления атома серы в сульфатной кислоте:

а) +4                       б) 0                         в) +6                       г) -2

4.Ангидрид сульфатной кислоты:

  • ) SO2                     б) SO3                                в) H2S     г) H2O

5.По содержанию атомов кислорода в молекуле сульфатная кислота:

а) кислородсодержащая                       б) бескислородная                                               

в) многокислотная                                г) однокислотная

6.По числу атомов водорода:

а) двухосновная                                    б) трехосновная                                   

в) одноосновная                                    г) четырехосновная

7.Сульфатная кислота в воде:

а) растворяется                                                     б) мало растворяется

в) не растворяется                                 г) все перечисленные ответы верны

8.По степени электролитической диссоциации в воде сульфатная кислота:

а) слабый электролит                                           б) средний электролит                         

в) сильный электролит                                         г) все перечисленные ответы верны

9.Соли сульфатной кислоты называются:

а) сульфатами                                                       б) сульфидами

в) сульфитами                                                       г) тиосульфатами

10.С какими из всех перечисленных веществ будет взаимодействовать раствор сульфатной кислоты:

  • ) KOH, HNO3, K2CO3,CuO                                   б) NaOH, MgO, Na2CO3, Zn
  • ) Fe(OH)3, Na2SO4, CuO, Mg                                               г)Al2O3, NaOH, SO3, BaCl2

11. Н2SO4 хорошо поглощает влагу. Это свойство называется:

а) нелетучесть

б) гигроскопичность

в) электропроводность

12. При разбавлении Н2SO4...

а) кислоту добавляют к Н2О

б) воду к кислоте

в) не имеет значения

Осуществите цепочку превращений:

S —> SO2 —> SO3 —> H2SO4 —> SO2 —> Na2SO3 —> SO2

Зимой между рамами окон иногда помещают сосуд с концентрированной серной кислотой. С какой целью это делают, почему сосуд нельзя заполнять кислотой доверху?

Почему серную кислоту называют «хлебом» химии?

Итог урока

Метод пресс (позиция-пример-вывод)

- Позиция – выскажите свое мнение: «Я считаю, что…»

-Обоснование: «Поскольку…», «Потому что…»

- Пример, факты

-Вывод (обобщение своей мысли): «Таким образом, я считаю…»

Д.з.Параграф 9, с.69-75, № 3, с.3.

Ьтиватсос-умехс-уклаграпш (расшифровать задание, основа конспект урока)

Рефлексия.

Закончить предложение. (только одно, любое).

1.                    На уроке самым интересным было…

2.                    На этом уроке я научился (научилась)…

3.                    Я считаю полезным…

4.                    Самым скучным было…

5.                    Я буду вспоминать о…

6.                    Теперь бы я хотел(а) узнать о…

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!