Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.
II. Актуализация знаний.
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Сколько букв в алфавите? (33)
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Как называется первый месяц зимы…(декабрь)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Какой сегодня день недели? (пятница)
Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
Сколько звуков в слове «яма»? (4)
Какой частью речи является слово «быстро»?
Назовите антоним к этому слову
2. Развитие орфографической зоркости (3 мин.)
Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.
.Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы.
Запишите предложение, исправив ошибки. Синтаксический разбор предложения.
III. Формулирование темы и учебных целей урока
а) Наблюдение над ролью суффиксов.
- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.
Ёж (ежонок, ежата),
волк (волчонок, волчата),
медведь (медвежонок, медвежата)
-Как называются эти слова? (однокоренные)
- Назовите корень в словах.
- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)
- Может кто-то знает, как называется эта часть?
б) Формулирование учащимися темы урока
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Часть слова – суффикс.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)
в) Целеполагание.
- Какие цели поставим перед собой на уроке?
- Какие задания хотели бы вы выполнить?
IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.
1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
- Суффиксов в русском языке огромное количество.
-Давайте познакомимся с некоторыми из них ( на слайде )
-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.
-Запишите в два столбика. Выделите корень. (слайд)
-А теперь выделите суффикс в этих словах.
-Объясните лексическое значение новых слов.
Цвет- цветник, цветок, цветные,
Лес- лесник, лесок, лесные,
-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)
- Так что же такое суффикс?
- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)
2. Чтение правила. Учебник с.50
Проверим себя (слайд)
- Сверимся с учебником.
- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?
- Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание )
О чем мы не сказали? (значимая часть)
-Как понимаете? (несет значение)
3. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.
Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).
V. Физминутка.
Ребята, давайте отдохнем. Встаньте, слушайте внимательно. Если я назову слово без суффикса, то вы должны сесть. Если же в слове есть суффикс, вы должны встать и руками сделать над головой крышу. Готовы?
Дом, снежок, ветер, сильный, столик, класс, язык, водяной, лесник, снег, бабушка, трава, баянист, друг, тихо
VI. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)
Задания группе 1.
1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.
- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)
- А с другой стороны….(10)
2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.
Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)
- Какое значение придали словам суффиксы?
( уменьшительно - ласкательное).
Задания группе 2 .
1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …
запад, ветвь, дождь, , октябрь(слайд 11)
К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.
(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)
2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)
- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)
-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.
Задания группе 3.
1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .
- Найдите суффиксы. Какое значение они придали словам?
( получились слова, обозначающие профессии)
2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»
Подведение итогов работы групп
-Какие значения могут иметь суффиксы?